Типы социальных конфликтов

Ральф Дарендорф предлагает следующую классификацию социальных конфликтов:

1. По количеству участников конфликтного взаимодействия:

· внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов, стремлений и могут вызвать аффекты;

· межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

· межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. По направленности конфликтного взаимодействия: горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой; вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой; смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70-80% от всех конфликтов;

3. По источнику возникновения:

· объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию;

· субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. По своим функциям:

5. По длительности протекания:

· кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются;

· затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. По своему внутреннему содержанию:

· рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов;

· эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. По способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:

8. По учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

9. По форме: внутренние и внешние;

10. По характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

11. По объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

12. По используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

13. По влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

Предконфликтная ситуация — это период, когда конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, силы и консолидируются в противоборствующие группы. На этой же стадии каждая из сторон формирует свою стратегию поведения и выбирает способ воздействия на противника.

Непосредственно конфликт - это активная часть конфликта, характеризующаяся наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение повеления соперника.

.

Существуют различныеметоды разрешения конфликта:

§ избегание конфликта - уход со «сцены» конфликтного взаимодействия физич. или психологич., но сам конфликт в этом случае не устраняется, так как остается причина, породившая его;

§ переговоры - позволяют избежать применения насилия, добиться взаимопонимания и найти путь к сотрудничеству;

§ использование посредников – примирит. процедура. Опытный посредник, в роли которого может выступать организация и частное лицо,;

§ откладывание - по сути это есть сдача своей позиции, но лишь временная, поскольку по мере накопления сил сторона, скорее всего, попытается вернуть утраченное;

§ третейское разбирательство, или арбитраж, — метод, при котором строго руководствуются нормами законов и права.

§ дезинтеграция.

Разрешение конфликта может быть:

§ полным - конфликт завершается полностью;

§ частичным — конфликт изменяет внешнюю форму, но сохраняет мотивацию.

Безусловно, трудно предвидеть все многообразие конфликтных ситуаций, которые создает нам жизнь. Поэтому и в разрешении конфликтов многое должно решаться на месте исходя из конкретной ситуации.

35.

Госполитика – это целенаправ. дея-ть органов гос. власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Она является средством, позволяющим гос-ву достичь опред. целей в конкретной области, используя правовые, экономич., админис. методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении.

План действий гос. органов для решения общественных проблем включает следующие элементы: разработка политич. стратегии и целей; оценка затрат по альтернативным программам; их обсуждение, консультирование; выбор и принятие решения; мониторинг выполнения и т. д.

Основные цели государс.политики:

-защита граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности; обеспечение социальной активности; создание условий для произ-ва товаров и услуг, необходимых для населения.

Сложность и масштабность процесса развития гос. политики обусловливают участие в ней многих организаций и отдельных личностей, но наиболее важную роль играют:

1) законодательные (представительные) органы власти;

2) исполнительные органы власти;

3) группы интересов и группы давления.

Выделяют следующие виды гос. политики: экономическую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологическую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, демографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, научно-техническую и т. д.

При составлении планов социально-экономич. развития гос-ва мероприятия разрабатываются по следующим направлениям:

– финансовая, денежная и ценовая политика;

– структурная политика;

– аграрная политика;

– социальная политика;

– региональная экономическая политика;

– внешнеэкономическая политика.

32. Междунар. отношения – это сфера межгосудар. межнационального общения. Взаимодействуя, государства и народы формируют разносторонние отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и т. д.

Государства являются наиболее влиятельными и организованными субъектами, сосредоточившими в своих руках основные средства воздействия на международную жизнь.

Субъекты междунар. отношений – междунар. Политич. или военно-политич., общественные и профессиональные организации: Организация Объединенных Наций (ООН), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских стран (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация труда (МОТ), Международный валютный фонд (МВФ).

Современные тенденции междунар. отношений: интернационализация – рост контактов между людьми, международных взаимосвязей в сфере экономики, образования, культуры, науки, здравоохранения, защиты прав человека и обеспечения всех аспектов его безопасности; решение глобальных проблем в результате успешного взаимодействия и сотрудничества всех народов, живущих на Земле..

1. Междунар. социально-политич. проблемы: предотвращение ядерной войны; урегулирование региональных, межгосударственных конфликтов; формирование ненасильственного мира на основе упрочения системы всеобщей безопасности, утверждения доверия между народами и др.

2. Междунар. социально-экономич. и экологич. проблемы: преодоление нищеты и культурной отсталости; разрешение энергетического, сырьевого и продовольственного кризисов; оптимизация демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности производства.

3. Соблюдение основных прав и свобод человека: обеспечение необходимых жизненных условий человеческого существования (особенно в слаборазвитых странах); демократизация общественных отношений, развитие и сохранение культуры, преодоление отчуждения человека от природы, общества, политики и международных отношений и др.

36. Кризисы могут быть вызваны множеством причин как субъективного(в меньшей степени), так и объективного (по преимуществу) характера, быть внешними по отношению к компании (макроэкономическими) или внутренними (организационными, а также кризисами в отдельных подразделениях компании). Они могут иметь различные масштаб и динамику, кроме того, можно выявить их цикличность в жизни компании. Это позволяет классифицировать кризисы на управляемые, частично управляемые и неуправляемые, выработать стратегию и тактику выживания. В связи с этим антикризисное управление, нацеленное на предупреждение, смягчение или "лечение" компании в кризисной ситуации, имеет не чрезвычайный единовременный характер, а представляет собой комплекс мер, проводимых постоянно.

К непосредственно внутренним факторам возникновения кризиса можно отнести управленческие, производственные и рыночные. Управленческие факторы включают отсутствие гибкости в управлении, неэффективный финансовый менеджмент, неграмотное управление издержками на предприятии, недостаточное знание конъюнктуры рынка, некачественную систему бухгалтерского учета и отчетности. Производственные факторы включают изношенные основные фонды, низкую производительность труда, необоснованно высокую энергоемкость производства, перегруженность объектами социальной сферы и др. Рыночные факторы связаны с зависимостью от ограниченного круга поставщиков и покупателей и низкой конкурентоспособностью продукции.

.Кроме того, внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:

• отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;• объемом реализованной продукции и объемом производства;• денежной составляющей выручки и объемом реализации продукции;• объемами краткосрочных займов и доходами;• ценой на рынке продукции и ее качеством;• затратами на производство продукции и ее ценой;• уровнем технического оснащения конкурентов и анализируемого предприятия;• кредиторской и дебиторской задолженностями и т.п.

.В понимании кризиса важное значение имеют разнообразные последствия кризиса, а не только его причины. Возможными последствиями кризиса могут быть: разрушение организации или ее обновление, возникновение нового кризиса или оздоровление. Преодоление кризиса не всегда связано с положительными результатами. Возможен переход в состояние нового, более продолжительного и глубокого кризиса. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Особенностью военно-политич. ситуации после второй мировой войны было то, что СССР был вынужден вступить фактически без передышки в новую так называемую "холодную войну".

Стержнем военных потенциалов противостоящих друг другу США и СССР стало ядерное оружие, потребовавшее гигантских затрат на производство, а затем изготовление межконтинентальных средств доставки. Программа "Манхеттен" по производству первой атомной бомбы обошлась Соединенным Штатам в 15 млрд. долларов. Можно только догадываться во сколько обошлось производство первой советской атомной бомбы, испытанной в 1949 году, через 4 года после разрушительной войны. В дальнейшем производство ядерного оружия шло по нарастающей и достигло огромных размеров.

Наши рекомендации