Экскурс 1. Метод: по стопам Маркса 8 страница
°пытки ими командовать, выражали свою неистребимую самобыт-
273Часть 2. Множество
ность, искали свободу с помощью бесчисленных бунтов и переворотов. Конечно, такая свобода не дается сама собою; она приходит только если постоянно преодолевать препятствия и барьеры. Точно так же, как люди родятся без каких-либо извечных способностей, вписанных в их плоть, в истории отсутствуют конечные цели или телеологические предназначения. Человеческие качества и историческая целесообразность существуют лишь постольку, поскольку являются результатами проявления чувств, ума и воли людей. Можно сказать, что дар свободы и склонность отвергать авторитеты стали самыми здоровыми и благородными из инстинктов человека, подлинными знаками вечности. Вероятно, касаясь вечности, нам следовало бы выразиться точнее: множество всегда действует в настоящем, не имеющем конечного горизонта. Иначе говоря, первое множество - онтологическое, и мы не могли бы без него понять собственное существование в социуме. В следующем случае речь идет об историческом множестве или, в сущности, о таком, которое множеством пока не стало. До сих пор оно еще не существовало. Во второй части своей книги мы проследили появление культурных, правовых, экономических и политических условий, которые сегодня делают такое множество возможным. Это множество политическое, и потребуется политический проект, чтобы осуществить его на базе возникающих условий. Однако оба множества, хотя и разнятся в концептуальном смысле, на деле неотделимы друг от друга. Если бы множество уже не присутствовало в нашей общественной жизни в латентном и подразумеваемом состоянии, мы никогда не могли бы выразить его в политическом проекте; точно так же, мы можем сегодня надеяться реализовать его только потому, что оно уже наличествует в качестве реального потенциала. У множества, если свести оба концепта вместе, необычное, двойственное существование во времени: оно есть всегда и уже - и его пока нет.
Первая пара критических замечаний, причем, вероятно, наиболее существенных, в адрес нашей идеи множества состоит в том, что ее считают либо концепцией спонтанной политической организации, либо авангардизмом новой закваски. Одни критики говорят нам: «Да вы просто анархисты!» Такие упреки в первую очередь звучат со стороны тех, кто способен воспринимать политическую организацию только как партию с ее гегемонией и централизованным лидерством. Между тем, концепция множества опирается на тот факт, что имеющиеся у нас политические альтернативы не ограничиваются выбором между централизованным руководством и анархией. Выше мы попытались показать, что развитие множества не анархично и не стихийно, поскольку его организация складывается в ходе сотрудничества самобытных общественных субъектов. Подобно формированию привычек или перформативности, а также развитию языков, производство общего, о котором мы ведем речь, не направляется из какого-то командного или мозгового центра и не возникает вследствие стихийной гармонии между индиви-
2.3. Зачатки множества
ами, а появляется в пространстве между субъектами, в социальном постранстве коммуникации. Множество создается в коллаборатив-ноМ общественном взаимодействии.
Другие, напротив, усматривают в концепции множества аван-ардизм и считают его новой идентичностью, стремящейся руково-ить другими. «Вы по своей сути ленинисты!» - говорят нам. Иначе, почему мы настаиваем на понятии «множества», а не «множеств»? Вероятно, кое-кто сочтет, к примеру, что, говоря о множестве, мы выводим на первый план мировые движения протеста и тем самым пропагандируем идею нового авангарда. Конечно, забота о свободном выражении разногласий, стоящая за такой критикой, важна как принцип, от которого мы не собираемся отказываться. Однако в концептуальном плане мы пытались доказать, что своеобразие не умаляется общностью, проще говоря - что ее становление (прежде всего - в труде) не отрицает реально существующих местных различий. Таким образом, в своей концепции мы стремимся покончить с противопоставлением единственности и множественности. Как и в случае с гергесинским бесноватым, имя которому Легион, правильно будет сказать и множество, и множества. Таков одержимый лик множества. Впрочем, переходя к политическим соображениям, мы решительно настаиваем на том, что следует отдать предпочтение понятию «множество», а не «множества». Ведь, как мы полагаем, для выполнения конституирующей политической роли и формирования общества множество должно быть готово принимать решения и действовать совместно. (О его способности принимать решения мы поговорим подробнее в главе 3.3.) Использование этого понятия в единственном числе, на наш взгляд, подчеркивает то, что речь идет не о всяком единстве, а о коллективном социально-политическом потенциале множества.
Другая пара критических замечаний, тесно связанная с первой, сосредоточена на экономическом понимании множества. С одной стороны, кое-кто, безусловно, воспринимает идею множества как подкоп под промышленный рабочий класс, хотя мы и уверяем в противоположном. «По существу вы против рабочих!» - говорят нам. Между тем, из нашего анализа вовсе не следует, будто рабочего класса больше не существует или даже что существенно сократилась его общемировая численность. Если повторить то, о чем говорилось выше, то мы утверждаем, что индустриальный труд смещен с позиций гегемона относительно других видов работы нематериальным трудом, что ведет к переустройству всех отраслей производства и социума в целом в соответствии с особенностями нематериального труда. Труд промышленных рабочих сохраняет большое
начение, но уже в контексте изменившейся парадигмы. Здесь воз-чикает второе критическое замечание, согласно которому наше вни-
ание к доминированию нематериального труда подразумевает за-аенУ прежнего авангарда в лице промышленных рабочих новым
ВангаРДом из работников нематериальной сферы - то, что програм-
275Часть 2. Множество
мисты компании «Майкрософт» ведут нас по пути в светлое буду, щее! «Вы просто постмодернисты-ленинисты в овечьей шкуре!» -кричат нам. Однако доминирование определенного вида производства в экономике вовсе не обязательно предполагает политическую гегемонию. Напротив, наша аргументация по поводу гегемс нии нематериального труда и формирующегося общего начала в всех видах труда направлена как раз на то, чтобы доказать, что нь нешние условия ведут к становлению всеобщей коммуникации сотрудничества в труде, которые могут лечь в основу множества Другими словами, концепция множества действительно противс речит доводам тех, кто по-прежнему утверждает, будто класс промышленных рабочих, его представители и партии должны возглавлять всю прогрессивную политику. Но она отрицает и то, что какой-либо один класс трудящихся вообще может занимать подобное положение. Поэтому ясно, что подобные экономические упреки смыкаются с первой парой обвинений в наш адрес по поводу политической стихийности и авангардизма.
С хозяйственным аспектом проблемы связана и гораздо более серьезная критика, когда концепцию множества обвиняют в экономизме, поскольку она не предполагает рассмотрения иных осей общественного противостояния и иерархии, таких как раса, тендер и сексуальные предпочтения. «Вас волнуют только труд и работники!» - говорят нам. С одной стороны, следует еще раз подчеркнуть, что при биополитическом производстве постепенно размываются различия между разными сферами - экономической, социальной и культурной. Если смотреть на дело непредвзято, то биополитическая точка зрения всегда непременно стоит над экономическими соображениями и имеет больший охват, нежели они. С другой стороны, следует признать, что акцент на труде составляет важное сознательное ограничение задач нашей книги. Выше мы указывали (и это имеет смысл повторить), что сосредоточившись на труде и социально-экономических классах как на базисе анализа множества, мы имели в виду компенсировать относительную скудость свежих исследований проблемы классов. Впрочем, мы отмечали также, что сильные традиции расовой и тендерной политики уже содержат в себе стремление к образованию множества. Это стремление налицо тогда, когда, к примеру, феминистки выдвигают в качестве идеала не такой мир, в котором не было бы различий по признаку пола, а такой, при котором тендер не имеет значения (в том смысле, что он перестает быть источником неравенства); или когда активисты борьбы с расизмом призывают не к миру без рас, а к системе, в которой расовые различия были бы не важны. Короче говоря, речь идет о процессе освобождения людей, основанном на свободном выражении их различий. Центральный пункт концепции множества - единство личного и общего. Однако для того, чтобы эта концепция сыграла сколь-либо существенную политическую роль, нужно, конечно же, углублять и развивать ее по всем направлениям.
2.3. Зачатки множества
В третьем наборе критических замечаний ставится под сомнение обоснованность нашей идеи с философской точки зрения. Одно направление подобной критики - с гегельянских позиций - усматривает в множестве всего лишь очередную разновидность традиционной диалектической связи между «одним» и «многими», особенно когда мы представляем сущность текущей мировой политики как борьбу между Империей и множеством. «Фактически вы просто неумелые или непоследовательные диалектики!» - говорят нам. Если бы это было так, то самостоятельность множества была бы очень сильно ограничена, так как оно не могло бы существовать в отрыве / от Империи как своей диалектической пары. Между тем, в фило-софском плане мы пытались показать, что переплетение самобытности и многообразия, характеризующее множество, отвергает диалектическое противопоставление «одного» и «многих». Речь идет о том и другом одновременно - и ни об одном из них по отдельности. В третьей части книги, рассуждая с политических позиций, мы покажем, что Империя и множество не симметричны: если Империя постоянно зависит от множества и его социальной продуктивности, то множество потенциально автономно и способно создать общество самостоятельно. Следующий пункт философских упреков -критика с позиций деконструктивизма. Тут выстраивается диалектическая связка противоположного свойства, а именно - со стороны экспансивной природы множества, и опротестовывается наше утверждение о том, что множество всеобъемлюще. «Вы забываете о соподчинении!» - говорят нам. Иными словами, речь идет о противоречии между множеством и теми, кто из него исключен. По словам наших критиков, всякий образ, даже образ множества, должен быть очерчен с точки зрения остатка, тех, кто в него не укладывается, будь то отверженные, нищие или низшие слои. Мы могли бы вернуться здесь к философской точке зрения, согласно которой множество переводит эксклюзивную и ограничивающую логику образа-различия в открытую и расширительную логику личности-общности, но, вероятно, в качестве иллюстрации полезнее будет указать на неограниченный и нечеткий характер распределенных сетей. Конечно, вне сети могут быть узлы или центры, но нет никого, кто неизбежно останется неохваченным ею. Далее, следует помнить, что концепция множества - это план политической организации. Его можно реализовать только путем политической практики. Никто изначально не исключен из множества, но не гарантировано и включение в него каждого: экспансия общего - дело реальной политики. Философский вызов потенциально всеохватывающей природе множества непосредственно провоцирует важное политическое замечание. Оно состоит в том, что концепция множества примени-Ма ЛИ1»ь в ведущих странах мира и в их общественных условиях, то сть, грубо говоря, на глобальном Севере. В то же время ее якобы ельзя использовать в отношении подчиненных регионов на гло-альном Юге. «В сущности, вы - философы элиты глобального Севе-
277Часть 2. Множество
pa, берущие на себя смелость рассуждать от имени всего человечества!» - говорят нам. Мы попытались отреагировать на такие соображения, проанализировав в этом разделе книги положение крестьян, бедняков и мигрантов и показав, что налицо тенденция к формированию общих условий труда и производства. Впрочем, мы хорошо понимаем (и это было в центре проведенного нами анализа глобального политического организма и топографии эксплуатации), что ситуация в разных частях планеты кардинально различна, что налицо бросающееся в глаза неравенство в распределении власти и богатства. Мы утверждаем, что всеобщий политический проект возможен. Бесспорно, такую возможность придется подтвердить и осуществить на практике. В любом случае, мы отказываемся признавать какое-либо видение, которое устанавливает стадии линейного развития политической организации. Некоторые авторы указывают на то, что те, кто живет в наиболее развитых регионах мира, могут быть готовы к таким демократичным формам организации,, как множество, тогда как те, кто живет во второстепенных регионах, обречены на устарелые формы до тех пор, пока не созреют. Мы все готовы к демократии. Задача состоит в том, чтобы организовать ее политически.
Наконец, выдвинутая нами идея множества, вероятно, многим покажется нереалистичной. «Вы попросту утописты!» Мы же старались доказать, что это не просто некая абстрактная, невозможная мечта, оторванная от жизни, а что, скорее, в окружающем нас мире формируются конкретные условия, создающие возможность появления множества. Важно всегда помнить, что вероятен иной, лучший, более демократичный мир, - и поощрять стремление к нему. Множество - символ такого стремления.
Часть 3. Демократия
2783.1. Долгий путь демократии
Настоящая демократия, вероятно, недурна, когда преобладает чувство патриотизма; если же в Государстве кишат плуты, которых сегодня как раз с избытком, то такой настрой в массах следует немного поприжать.
Из письма Эдварда Ратпеджа Джону Джею,
24 ноября 1776 года
Эл Смит заметил однажды, что «единственное средство от демократических пороков - это еще больше демократии». Как следует из нашего анализа, вполне возможно, что применив подобное лекарство в настоящее время, мы попали бы из огня да в полымя. Некоторые проблемы с управляемостью в Соединенных Штатах сегодня вызваны как раз излишком демократии... Напротив, нам нужно проявлять в отношении демократии несколько большую умеренность.
Самюэль Хантингтон, 1975 год
Кризис демократии в эпоху вооруженной глобализации
Предполагалось, что завершение «холодной войны» ознаменует собой окончательную победу демократии. Однако ныне соответствующее понятие и демократические практики повсеместно оказались в кризисе. Даже в Соединенных Штатах, этом самопровозглашенном маяке демократии, серьезные вопросы вызывают такие основополагающие институты, как избирательная система, а во многих районах мира бледная копия демократических систем правления вообще едва заметна, причем постоянное глобальное состояние войны подрывает и те жалкие демократические формы, которые имеются в наличии.
На протяжении большей части XX столетия понятие демократии одновременно истощалось и подкреплялось идеологией «холодной войны». По одну сторону раскола, связанного с «холодной войной», демократический концепт обыкновенно определялся в жестких терминах антикоммунизму превращаясь в синоним «свободного мира». В этом смысле У слова демократия было мало общего с характером правле-
\Часть 3. Демократия
ния: всякое государство, не входившее в орбиту подразумеваемого коммунистического тоталитаризма, могло получить демократический «ярлык» независимо от того, насколько демократичным оно было на самом деле. По другую сторону этого раскола социалистические страны тоже претендовали на звание «демократических республик». Но и у этой претензии было мало общего с характером правления. Вместо этого речь шла главным образом о противостоянии власти капитала: всякое государство, выступавшее против подразумеваемого капиталистического господства, могло претендовать на звание демократической республики. После окончания «холодной войны» концепт демократии оторвался от этих жестких якорей и поплыл по воле волн. Возможно, по этой причине возникает некоторая надежда, что он сумеет вернуть себе прежнюю значимость.
Нынешний кризис демократии связан не только с коррупцией и неэффективностью демократических институтов и практики, но и с самим ее содержанием. Отчасти это вызвано тем, что по-прежнему неясно, что же вообще означает демократия в мире, подвергнутом глобализации. Нет сомнения, что глобальная демократия будет предполагать нечто отличное от ее смысла в национальных условиях на протяжении эпохи модернити. Мы можем почерпнуть первые признаки такого демократического кризиса из недавних многотомных ученых писаний о природе глобализации и глобальной войны в связи с демократией. В академической среде приверженность демократии остается исходной посылкой, но между учеными нет согласия в вопросе о том, умножает или сокращает нынешняя форма глобализации силы и возможности демократии в мире. Кроме того, после 11 сентября возросшее военное давление привело к поляризации прежних позиций, а в некоторых умах подчинило потребность в демократии заботам о безопасности и стабильности. Ради прояснения ситуации полезно рассортировать эти позиции согласно представлениям о воздействии глобализации на демократию и их общей политической направленности. Это даст нам четыре логических категории и отделит тех, кто думает, что глобализация укрепляет демократию, от тех, кто усматривает в ней препятствие, причем как
3.1. Долгий путь демократии
в правой, так и в левой части политического спектра. Конечно, нужно учесть, что в разнообразных обсуждениях того, что подразумевает глобализация, в дополнение к тому, что значит демократия, немало скользких мест. Обозначения «правое» и «левое» весьма условны, но все же полезны, если есть желание разобраться в разных точках зрения.
Сначала рассмотрим социал-демократические аргументы, согласно которым глобализация угнетает демократию или угрожает ей. При этом глобализация обычно жестко определяется в экономических терминах. Из этих доводов следует, что в интересах демократии национальным государствам нужно выйти из-под действия сил глобализации. В ту же категорию укладываются и утверждения, будто глобализация экономики - это на самом деле миф, но миф влиятельный и с антидемократическими последствиями'. Многие разделяют такую позицию. Они считают, что сегодняшняя интернационализированная экономика не так уж и нова (экономика уже давно интернационализирована); что в подлинном смысле транснациональные корпорации (в противоположность многонациональным) встречаются по-прежнему редко; и что преобладающая часть торговли ныне, в сущности, вовсе не глобальна, а сосредоточена между Северной Америкой, Европой и Японией. По их словам, несмотря на то, что глобализация - миф, ее идеология парализует демократию как национальную политическую стратегию. Мифическая глобализация, якобы неизбежная, просто используется в противовес национальным усилиям по контролю над экономикой. Она содействует неолиберальным программам приватизации, разрушению государства благосостояния и тому подобным мерам. Социал-демократы утверждают, что национальные государства, напротив, могут и Должны отстоять свой суверенитет и взять больше власти НЗД экономикой на национальном и наднациональном уровнях. Такое поведение восстановило бы демократические функции государства, подвергшиеся эрозии, и в особенности - его представительные функции и структуры государства благосостояния. Именно такая социал-демократическая позиция осо-енно сильно пострадала от событий, разворачивавшихся в еРиод после атак 11 сентября и до войны в Ираке. Как пред-
283Часть 3. Демократия
ставляется, состояние глобальной войны действительно сдА 1 лало глобализацию неизбежной (прежде всего с точки зрения безопасности и военного дела), то есть лишило логики всякие антиглобализационные взгляды. Фактически, после наступления состояния войны большая часть социал-демократических авторов совершила дрейф в направлении одной из двух позиций в пользу глобализации, обозначенных ниже. Политика Германии при канцлере Шредере - наглядный пример того, насколько серьезно защита социал-демократами национальных интересов стала опираться на многосторонние космополитические альянсы. Что же касается Великобритании при премьер-министре Блэре, то она представляет собой главную иллюстрацию того, что поддержка Соединенных Штатов и их глобальной гегемонии считается наилучшим способом удовлетворения национальных интересов.
В оппозиции социал-демократической критике глобализации, но, тем не менее, при сохранении левых политических взглядов, формулируются либерально-космополитические аргументы. Их авторы полагают, что глобализация, напротив, укрепляет демократию2. Мы не собираемся утверждать, что такие авторы вовсе не критикуют нынешние формы глобализации. На деле они этим занимаются, в частности обращая внимание на менее всего подлежащие регулированию сферы деятельности всемирного капитала. Но в данном случае речь идет не об аргументах против капиталистической глобализации как таковой, а о доводах в пользу более совершенного институционального и политического управления хозяйством. В целом эти авторы подчеркивают, что глобализация приносит позитивные экономические и политические результаты, а также средства, позволяющие справиться с глобальным состоянием войны. В дополнение к экономическому развитию, глобализация, по их прогнозам, создаст большой потенциал демократии, прежде всего из-за новой относительной свободы от власти национальных государств - и в этом отношении ясно, что они противостоят социал-демократической позиции. Это особенно заметно, к примеру, в спорах вокруг вопроса о правах человека, который во многих отношениях стал занимать больше места, вопреки сохранению полномочий национальных
3.1. Долгий путь демократии
государств или вне зависимости от них. Реализация идей о новой космополитической демократии или глобальном управлении тоже зависит от перспективы относительного упадка суверенитета национальных государств. Глобальное состояние войны превратило либеральный космополитизм в одну из основных политических позиций, и, как представляется, он составляет единственно жизнеспособную альтернативу глобальному контролю со стороны США. Ввиду реальности односторонних американских действий многосторонность - это главный способ космополитической политики, а Соединенные Штаты - ее самый мощный инструмент. В пределы данной категории укладываются и те, кто просто говорит, что США не способны «пройти такой путь в одиночку» и должны разделить полномочия глобальной власти, как и ответственность, с другими крупными державами - в соответствии с некой многосторонней договоренностью, дабы сохранить мировой порядок'.
Многие доводы представителей правого крыла, сосредоточенные на преимуществах и необходимости всемирной гегемонии США, не противоречат идее либеральных космополитов в том, что глобализация способствует демократии. Однако причины на то у них совершенно другие. Такие взгляды сегодня повсеместно представлены в средствах массовой информации, отражающих господствующую тенденцию. Из них в целом следует, что глобализация усиливает демократию потому, что сама по себе американская гегемония и распространение власти капитала обязательно требуют экспансии демократии. Некоторые заявляют, будто власть капитала демократична по своей сути, то есть глобализация капитала равнозначна глобализации демократии. Другие полагают, что политическая система США и «американский образ жизни» синонимичны демократии, таким образом, расширение американской гегемонии обеспечивает распространение демократии. Впрочем, обычно эти нюансы оказываются сторонами одной и той же медали4. Глобальное состояние войны придало этой позиции небывало масштабную политическую платформу. То, что получило известность под названием неокон- *\^ Сервативной идеологии, составившей прочный фундамент для /
285Часть 3. Демократия
/ администрации Дж. Буша, подталкивает Соединенные Шта-/ ты к активной перекройке политической карты мира путеЦ \ выкорчевывания «сорняковых» режимов, составляющих по-^тенциальную угрозу, и насаждения «хороших» режимов. Правительство США подчеркивает, что его вмешательство по всему миру исходит не просто из национальных интересов, но также из всемирных, универсальных стремлений к свободе и благоденствию. Америка должна действовать в одностороннем порядке на пользу всей планете, не ограничивая себя многосторонними соглашениями или международным правом5. Среди подобных консерваторов, выступающих за глобализацию, есть несколько авторов, преимущественно британских, которые видят в нынешней всемирной гегемонии США законное наследие благотворных проектов европейского империализма. Но есть и другие писатели, как нетрудно догадаться - американские, которые спорят с первыми, усматривая в утверждении мировой власти США принципиально новую и исключительную историческую ситуацию. Так, один американский автор убежден, будто исключительность США сулит небывалые выгоды всей планете: «При всей нашей неловкости, та роль, которую играют Соединенные Штаты, составляет величайший дар всему миру за многие, многие века, возможно, за всю известную нам историю»1'.
Наконец, консерваторы, стоящие на страже традиционных ценностей, оспаривают господствующую правую точку зрения, согласно которой нерегулируемый капитализм и американская гегемония непременно несут с собой демократию. Вместо этого они соглашаются с социал-демократами в том, что глобализация служит для демократии препятствием, выдвигая для этого собственные резоны: главным образом то, что глобализация угрожает традиционным, консервативным ценностям. Такая позиция принимает различные формы внутри Соединенных Штатов и за их пределами. Консервативные авторы вне США, усматривая в глобализации радикальное распространение американской гегемонии, доказывают, в согласии с социал-демократами, что экономическим рынкам требуется государственное регулирование, поскольку их стабильности грозит анархия сил всемирного хозяйства. Впрочем, главный
3.1. Долгий путь демократии
упор в соответствующих доказательствах сделан на культурной, а вовсе не на хозяйственной сфере. Так, консервативные критики вне Соединенных Штатов утверждают, что американское общество столь сильно разложилось - ввиду слабой сплоченности, упадка структур семьи, высоких показателей преступности, количества заключенных в тюрьмах и тому подобных явлений, - что у него не достает политической силы или нравственного духа. Между тем такие качества необходимы, чтобы властвовать над другими странами7. Приверженцы консерватизма, отстаивающие традиционные ценности внутри Соединенных Штатов, в свою очередь, считают, что растущее вовлечение страны в мировые дела и нарастание нерегулируемой власти капитала подрывают моральные основы и традиционные ценности Америки. Поэтому такие тенденции губительны для нее8. Во всех этих случаях традиционные ценности или институты общества (или то, что некоторые авторы называют цивилизацией) нуждаются в защите, а национальный интерес - в обеспечении его неприкосновенности перед лицом вызова глобализации. Глобальное состояние войны и то давление, которое оно оказывает, принуждая признать глобализацию как реальный факт, несколько усмирило, но не прекратило отстаивание такой позиции. Теперь консерваторы, радеющие о традиционных ценностях, обычно выражают скептицизм по поводу глобализации и пессимизм по поводу тех выгод, которые, как утверждается, гегемония США несет американскому народу и всему миру.
Впрочем, ни одна из приведенных аргументаций - правых и левых, за и против глобализации - не выглядит достаточной для того, чтобы разрешить вопрос о связи между демократией и глобализацией. Скорее, из них становится ясно, что глобализация и глобальная война ставят демократию под сомнение. Конечно, за последние столетия уже неоднократно провозглашался «кризис» демократии. Чаще всего с соответствующими заявлениями выступали либеральные аристократы из опасения перед народной властью или технократы, обеспокоенные беспорядочностью парламентских систем. Но наше 3атРУДнение с демократией - иного рода. Прежде всего, се-ГоДНя демократия сталкивается с резким скачком в масштабе
287Часть 3. Демократия
(от национального к планетарному), то есть она оторвалась оу привычных значений и практик времен модернити. Как мы еще покажем ниже, в новых рамках и в новом масштабе к демократии нужно относиться по-другому и практиковать ее иначе. Это одна из причин, по которой все четыре категории аргументов, выделенные выше, неадекватны: они должным образом не учитывают размаха нынешнего кризиса демократии. Вторая, более комплексная и существенная причина, из-за которой подобные доводы не убеждают, состоит в том, что даже рассуждая о демократии, их авторы преуменьшают ее значение или откладывают ее в долгий ящик. Сегодня либерально-аристократическая позиция сводится к тому, чтобы настаивать на необходимости достижения сначала свободы, а уж затем, немного позже - демократии9. В тривиальном выражении мандат на свободу сегодня и демократию попозже нередко переводится в абсолютное господство частной собственности, что подрывает волю каждого. Либеральным аристократам невдомек, что в эпоху биополитического производства либерализм и свобода, опирающиеся на достояние немногих или даже большого числа людей, уже невозможны. (Общественный характер биополитического производства угрожает даже логике частной собственности.) Достояние каждого сегодня становится единственно возможной основой для свободы и демократии, которые теперь нельзя разделить.