Тезисы выступления заместителя Министра А.Е. Лихачева

«Отношения Россия – Европейский союз»

Отношения с Евросоюзом находятся в центре внешней политики и внешнеэкономической политики России. Это, в том числе, нашло свое отражение в Концепции внешней политики Российской Федерации.

Основной стратегической целью наших взаимоотношений с Евросоюзом является продвижение к созданию единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана.

В процессе движения к этой цели мы выступаем за укрепление нашего взаимодействия с ЕС и в качестве подзадачи видим формирование четырех общих пространств: экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.

Если принять во внимание экономическую составляющую этой подзадачи, на наш взгляд, в ее решении нам следует ориентироваться, в том числе, на следующие приоритеты:

· расширение взаимных инвестиций и трансфер технологий,

· образование и подготовка кадров для бизнеса,

· регулирование бизнеса, включая техническое регулирование и вопросы стандартизации, малое и среднее предпринимательство.

Кроме того, у нас есть пять очевидных секторальных приоритетов, где Россия и ЕС являются наиболее взаимодополняемыми с технологической точки зрения. Это развитие энергетики, транспортно-логистическая система, сотрудничество в сфере космоса, в том числе в использовании российской системы ГЛОНАСС, атомная отрасль, а также новые материалы, включая композиты.

На сегодняшний день у нас сложились довольно тесные экономические связи с ЕС, и сотрудничество в экономической сфере развивается достаточно успешно. Страны ЕС являются основными торговыми партнерами России, и наш товарооборот продолжает расти, несмотря на стагнацию в Европе.

В целом в 2012 году Россия являлась третьим торговым партнером Европейского Союза по объему товарооборота после США и Китая: 7% европейского экспорта поступает в Россию, тогда как показатель импорта из России в ЕС составляет 12%. Страны ЕС для России по уровню товарооборота занимают первое место.

В январе-феврале 2013 г. общий товарооборот вырос на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 62,1 миллиардов долларов. В годовом выражении товарооборот по итогам 2012 г. составил 410,3 миллиардов долларов, на 4,1% больше, чем в 2011 г.

Основными торговыми партнерами России в 2012 году среди европейских стран были Нидерланды (темпы роста – 120,6%) и Германия (102,8%). Высокие показатели роста товарооборота также продемонстрировала Великобритания (109,6%).

В прошлом году экспорт товаров и услуг в европейские страны вырос на 4,2% и составил 278 миллиардов долларов, что эквивалентно 14% российского ВВП.

В структуре российского экспорта в страны ЕС по итогам 2012 года преобладали поставки минеральных продуктов. 62% от всего российского экспорта этих продуктов на сумму 231,6 миллиардов долларов поступает в страны ЕС, тогда как ввоз минералов из России составил только 32% европейского импорта. При этом, потребление российских газа и нефти Европейскими странами составляет 29%. Доля экспортируемой в ЕС химической продукции составляет 33%, а в европейском импорте только 4%.

Объем импорта из стран ЕС увеличился на 3,7% и достиг уровня 132,3 миллиардов долларов. Доля поставок машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме российского импорта составляет 44% или 69,6 миллиардов долларов в денежном эквиваленте, а в европейском экспорте в Россию – 8% . Доля продукции химической промышленности в общем объеме российского импорта – 60%, в европейском экспорте – 7%.

Таким образом, большую часть российского экспорта в ЕС составляют необработанные сырьевые товары, в то время как в европейском импорте преобладает переработанная и высокотехнологичная продукция. Мы заинтересованы в более сбалансированной структуре товарооборота с ЕС для увеличения взаимного выигрыша от двусторонней торговли.

Существенный вклад в развитие экономических отношений между Россией и ЕС вносит сотрудничество в инвестиционной сфере. Общая сумма российских инвестиций в страны ЕС в 2012 году составила 69,3 миллиардов долларов, из них ПИИ составили 12,5 миллиардов долларов (падение на 12,6% по сравнению с 2011 г.). Среди стран-получателей российских инвестиций лидируют Нидерланды (27,1 млрд. долларов) и Кипр (18 млрд. долларов).

В то же время общий объем инвестиций, поступивших в Россию из ЕС в 2012 году, составил 86,2 миллиардов долларов, из них ПИИ составили 14,4 миллиардов долларов (+4,3%). Опять же, Нидерланды и Кипр являются основными странами, обеспечившими приток инвестиций. Эти две страны инвестировали в Россию в 2012 году 21,1 и 16,5 миллиардов долларов соответственно. Значительную часть средств от общего объема составили инвестиции из Соединенного Королевства, Люксембурга и Германии. По сравнению с прошлым годом возросли объемы инвестиций из Франции и Германии, тогда как поступления из Люксембурга, Нидерландов и Соединенного Королевства сократились.

В целом на сегодняшний день состояние экономических отношений Россия-ЕС можно охарактеризовать как удовлетворительное. Однако для того, чтобы назвать эти отношения хорошими, нам следует преодолеть определенные препятствия, которые затрудняют наше продвижение к поставленным целям.

Прежде всего, речь идет о существующих барьерах, которые сильно затрудняют взаимную торговлю и инвестиции.

В этом контексте для нас чувствительным вопросом является применение антидемпинговых мер в отношении металлопродукции (доля металлов и изделий из них в российской экспорте в ЕС составляет 7,3%), действие которых основаны на так наз. энергокорректировках. Они применяются в связи с якобы существенным различием внутренних цен на газ в России с ценами на других рынках.

Одним из наиболее существенных проблемных вопросов инвестиционного нашего взаимодействия с Евросоюзом является имплементация в ЕС «третьего энергопакета». Для нас это особенно важно, т.к. около 80% российского экспорта в ЕС составляют энергоносители (в 2012 г. - 3/4 общего объема экспортных поставок нефти, 70% природного газа, 50% угля). Мы полагаем, что наша позиция юридически аргументирована и должна быть, наконец, принята партнерами.

Положения «третьего энергопакета» вступают в противоречие не только с нашими двусторонними обязательствами по СПС, но и с правилами ВТО. Они противоречат как общим обязательствам ЕС, предусмотренным статьями II (Режим наибольшего благоприятствования) и VI (внутреннее регулирование) Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), так и специфическим обязательствам ЕС и отдельных стран-членов ЕС в части условий доступа на рынок (статья XVI ГАТС) и предоставления национального режима (статья XVII ГАТС) в отношении целого ряда секторов.

Кроме того, принятые директивы нарушают положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, в частности статью 34, в соответствии с которой стороны обязаны использовать «все имеющиеся у них возможности с тем, чтобы избежать принятия мер или действий, которые сделали бы условия для учреждения и деятельности компаний друг друга более ограничительными по сравнению с ситуацией, существующей на день, предшествующий дню подписания Соглашения».

Кроме того, инвестиционные отношения осложняются отсутствием официального соглашения между Россией и ЕС по инвестиционному сотрудничеству, включающего положения по защите инвесторов, уменьшение неформальных препятствий для инвестиций и другие важные аспекты.

Для достижения позитивных сдвигов с ЕС и решения поставленных задач нам необходимо найти пути взаимоприемлемого решения данных проблем.

По возможности частично «снимать» эти затруднения, а также двигаться в позитивном направлении в сотрудничестве с ЕС мы стараемся, в том числе, в рамках нашей работы совместной инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации». Надо сказать, что на сегодняшний день она является ведущей площадкой, где формируется позитивная повестка наших отношений, и где наш диалог с Евросоюзом приносит ощутимые успехи, в особенности там, где нет ненужной политизации.

Основным механизмом инициативы являются отраслевые диалоги, которые были учреждены в соответствии с Дорожной картой общего экономического пространства. В рамках Диалогов ведется более узкое взаимодействие сторон в конкретных областях. На сегодняшний день функционируют 16 отраслевых диалогов.

Для координации работы «Партнерства для модернизации» были определены национальные координаторы. С российской стороны координатором являюсь я, Лихачев Алексей Евгеньевич, с европейской – директор по России Европейской внешнеполитической службы Гуннар Виганд. Для фиксации результатов и решения текущих задач Партнерства координаторы регулярно два раза в год проводят встречи с участием представителей отраслевых диалогов.

Национальными координаторами совместно с сопредседателями отраслевых диалогов был разработан Рабочий план мероприятий по реализации инициативы «Партнерство для модернизации». Он включает в себя основные задачи отраслевых диалогов и конкретные совместные проекты в приоритетных областях сотрудничества. Важно, что Рабочий план является «живым» документом, который мы обновляем по итогам достижения поставленных в нем целей и адаптируем к текущим реалиям для решения наиболее «свежих» задач. Последняя ныне актуальная версия Рабочего плана была утверждена 23 мая 2012 года.

Сотрудничество в рамках Партнерства ведется на двух уровнях – в основном регулятивном с ЕС и проектном со странами-членами ЕС. На сегодняшний день у России подписаны двусторонние декларации о партнерстве для модернизации с 23 европейскими странами (с Австрией, Бельгией, Болгарией, Чехией, Кипром, Данией, Финляндией, Францией, Германией, Венгрией, Ирландией, Италией, Латвией, Литвой, Люксембургом, Нидерландами, Польшей, Румынией, Словакией, Словенией, Испанией, Швецией, Великобританией).

С 8 странами (Австрия, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Словения, Франция, Чехия) подписаны планы по реализации деклараций, включающие около 180 конкретных модернизационных проектов (из 300 реализуемых со странами ЕС проектов, общая сумма за исключением газовых проектов около
30 млрд. евро).

Работа на этом направлении продолжается. Ведется разработка декларации по модернизации с Грецией, а также планов по реализации деклараций с Бельгией, Нидерландами, Италией, Финляндией, Словакией, Румынией.

В целях формирования механизмов финансирования проектов Внешэкономбанком (ВЭБ) были подписаны меморандумы о взаимопонимании с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Эти документы предусматривают выделение совокупно до 2 млрд. долларов на финансирование проектов в рамках «Партнерства для модернизации». Для получения финансирования проекты должны соответствовать критериям этих финансовых институтов и должны быть одобрены уполномоченными органами управления сторон.

В прошлом году мы направили в ВЭБ 11 проектных предложений. По одному из проектов – «Организация промышленного производства композитных компонентов и агрегатов» ВЭБ принял положительное решение о финансировании в размере 3 млрд. 60 млн. рублей. ЕБРР предварительно отобрал 26 проектных предложений, возможность финансирования которых будет рассмотрена им после получения дополнительной информации. Эта информация была направлена в ЕБРР 28 февраля 2013 года. Ожидаем от ЕБРР положительных решений.

Из нашего реального взаимодействия должна вытекать и логика разработки нового базового соглашения (НБС). Текущее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве по общему признанию устарело и не учитывает новых торгово-политических (присоединение России к ВТО, формирование Таможенного Союза/ЕЭП с передачей ему ряда национальных компетенций в возможной сфере НБС), экономических, технологических реалий. Мы готовы к поиску с ЕС развязок по всему комплексу вопросов НБС. Главное – обеспечить его взаимовыгодный и равноправный характер на длительную перспективу.

В заключение хотел бы сказать, что, на мой взгляд, нам следует максимально тесно сотрудничать для решения существующих проблем с ЕС на всех треках в формате межпарламентских связей с Евросоюзом и его отдельными государствами-членами. Важно привлечь компании и объединения предпринимателей, которые формулируют позитивную повестку дня.

На мой взгляд, именно совместная работа российских законодательных и исполнительных органов власти на данных направлениях позволит нам в максимальной степени содействовать созданию благоприятных условий для торгово-экономического сотрудничества России и ЕС и достижению поставленных перед нами целей.

Наши рекомендации