По итогам освоения дисциплины
Формой текущего контролязнаний студентов по дисциплине является проверка письменных домашних работ (рефератов) , в которых излагается суть исследуемого вопроса, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на него.
Примерные темы рефератов
1. Из истории социальной статистики (выдающиеся ученые – А.Кетле, В.Петти, Я.Янсон, А.И. Чупров, А.А. Кауфман, А.А. Чупров и др.);
2. Структура населения Курска;
3. Семья – социальный портрет;
4. Семья – как ячейка общества;
5. Основные методы и приемы прогнозирования структуры домохозяйств;
6. Домашнее хозяйство в переходный период: типы и особенности поведения на рынке.
7. Динамика потребления населения и потребительских цен.
8. Статистика потребления материальных благ и услуг, национального дохода.
9. Статистика социального обеспечения населения,
10. Статистика природоохранной деятельности,
11. Статистика общественного мнения.
12. Динамика социальной структуры населения в России.
13. Уровень жизни населения России и европейских стран.
14. Рынок труда и занятость в современной России.
15. Динамика и структура безработицы в Российской Федерации.
16. Динамика и структура безработицы в западных странах.
17. Бюджет времени у мужчин и женщин.
18. Финансирование жилищного фонда.
19. Проблемы Российского рынка жилья.
20. Перспективы трудоустройства молодежи.
21. Состав безработных.
22. Проблема формирования современного образования.
23. Молодежь – социальный портрет.
24. Туризм как объект статистического изучения.
25. Современная политика в современной России.
26. Показатели производственного травматизма.
27. Уровень образования населения в городе и селе.
28. Проблемы профессионального образования в современной России.
29. Ограниченность и доступность информации для общества.
30. Основные показатели санитарной статистики.
31. Исторические аспекты моральной статистики.
32. Моральная статистика – значение в жизни человека.
33. Причины и условия способствующие возникновению правонарушений.
34. Группировка регионов России по уровню криминогенной пораженности.
35. Показатели досуга населения.
36. Основные показатели и проблемы статистики культуры.
37. Основные показатели и проблемы статистики искусства.
38. Основные показатели и проблемы статистики отдыха.
Этапы работы над рефератом
1. Выбор темы.
2. Подбор и изучение основных источников по теме.
3. Составление библиографии.
4. Обработка и систематизация информации.
5. Разработка плана реферата.
6. Написание реферата.
Общий объем реферата составляет 15-20 страниц компьютерного текста через 1,5 интервала.
Примерная структура реферата
Титульный лист.
Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов реферата с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.
Введение. Определяется актуальность темы, формулируется суть исследуемой проблемы, указываются цель и задачи реферата.
Основная часть. Каждый ее раздел, доказательно раскрывая отдельный вопрос, логически является продолжением предыдущего.
Заключение. Подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата.
Список литературы. Как правило, при разработке реферата используют не менее 7-10 различных источников.
Приложения (если они необходимы).
Критерии оценки реферата
1.Соответствие содержания теме реферата.
2. Глубина проработки материала.
3. Правильность и полнота использования источников.
4. Соответствие оформления реферата стандартам.
Промежуточная аттестацияпо дисциплине включает сдачу зачета. Зачет проводится в соответствии с программой учебной дисциплины «Социальная статистика». Форма его приема ( письменная, устная, письменно-устная, тестирование ) определяется кафедрой.
Примерные вопросы к зачету
1. Предмет исследования в социальной статистике.
2. Актуальность солильных проблем.
3. Задачи социальной статистики.
4. Объекты социальной статистики.
5. Характеристика состава населения.
6. Методы изучения динамики состава населения.
7. Семья в системе общественных отношений.
8. Семья и домохозяйство элементы структуры населения.
9. Типология семей и домохозяйств.
10. Прогнозирование структуры домохозяйств.
11. Понятие и уровень жизни населения.
12. Социальные нормативы и потребности.
13. Задачи изучения уровня жизни.
14. Общая оценка уровня жизни.
15. Состав доходов.
16. Показатели доходов.
17. Дифференциация доходов.
18. Индексация доходов.
19. Потребление населения.
20. Показатели потребления.
21. Объем и структура потребления товаров и услуг.
22. Потребительский бюджет и потребительская корзина.
23. Динамика потребления населения.
24. Выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств.
25. Характеристика жилищных условий.
26. Финансирование жил. фонда.
27. Статистика транспортного обслуживания населения, услуг связи.
28. Рынок жилья.
29. Бюджет времени.
30. Использование свободного времени.
31. Условия занятости и безработицы.
32. Трудоустройство населения.
33. Состав безработных.
34. Состав занятых.
35. Содержание труда.
36. Показатели здоровья населения.
37. Характеристика производственного травматизма.
38. Клиническая статистика.
39. Уровень образования населения.
40. Система обучения.
41. Дошкольное воспитание и школьное образование.
42. Профессиональное образование.
43. Статистика культуры, искусства, отдыха.
44. Обеспеченность населения информацией.
45. Потребление населением услуг культуры, искусства, туризма.
46. Понятие и моральная статистика.
47. Правовая статистика.
48. Задачи статистики политической жизни.
49. Показатели статистики политической жизни.
50. Характеристика общественного мнения.
Критерии оценки знаний на зачете
Оценки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое знание учебного программного материала, самостоятельно выполнивший все предусмотренные программой задания, глубоко усвоивший основную литературу и изучивший дополнительную литературу, рекомендованную программой, активно работавший на практических и семинарских занятиях, показавший систематический характер знаний по дисциплине, достаточный для дальнейшей учебы, а также способность к их самостоятельному пополнению, ответ отличается точностью использованных терминов, материал излагается последовательно и логично, не допускающий в ответе существенных неточностей и ошибок.
Оценка «не зачтено»выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях или отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала, не выполнившему самостоятельно предусмотренные программой основные задания, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не отработавшему основные практические и семинарские занятия, допускающему существенные ошибки при ответе и который не может продолжить обучения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Кафедра имеет право разрешить преподавателям проставлять оценку «зачтено» без процедуры проведения зачета тем студентам, которые не пропускали семинарские занятия и активно участвовали в них, успешно выполняли практические задания.
8. Учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины
Основная литература
1. Социальная статистика: учебник /под. ред. И.И. Елисеевой.-М.:Финансы и статистика,2002.- 480с.
Дополнительная литература
1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2002. – 463 с.
2. Ефимова М.Р., Ганченко О.И., Петрова Е.В. Практикум по общей теории статистики: Учеб пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003, - 336 с.
3. Национальное счетоводство: Учебник. – 2-е изд. / Под ред. Б.И. Башкатова. – М.: Финансы и статистика. - 2002. – 608 с.
4. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика. - 2002. – 416 с.
5. Салин В.Н. Статистика финансов: Учебник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика. – 2002. – 816 с.
6. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ.- 2001. - 461 с.
7. «Вопросы статистики», - 2011. - № 1-12.
8. Рябушкин Б.Т. Национальные счета и экономические балансы: Практикум: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 256 с.
9. Сводный статежегодник Курской области. 2010: Статистический сборник / Курский областной комитет государственной статистики. – Курск, 2011. – 533 с.
10. Теория статистики / Под ред. Р. А. Шмойловой. – 3-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика. – 2002. – 560 с.
11. Шерстнева Г.С. Социальная статистика: конспект лекций / Г.С. Шерстнева. – М.: Эксмо, 2009. – 160 с.