Дэйёнункеокуа нзй деохэйко (Ва-ус-шт'-пео-диа па йе-о-Ьа'-Ьо), или праздник жатвы 16 страница
1839—1840 годы Морган провел в старейшем учебном заведении
6 М. О. К о с в е н. Л. Г. Морган. Жизнь и учение.— Труды научно-ис
следовательской ассоциации Института народов Севера ЦИК СССР. Т. 1.
Вып. 4—5. Л., 1933.
7 Ь. А. XV Ь. 11 е. 1_,е\пз Непгу Мог§ап. Шз Ше апй Шз КезеагсНез.—
Ь. Н. М о г & а п. ТЪе ГпсИап 1оигпа1з 1859—1962. Апп АгЬог, 1959; он же.
ТпйойисИоп.— Ь. Н. М о г § а п. Апс1еп1 8ос1е1;у. СатЪпйде, Мазз., 1964,
с. XIII—ХЫ1.
8 С. Р. Н е з е Ь. Ье-шз Непгу Мог§ап. Атепсап 8сЬо1аг. СЫсацо, 1960.
9 Ю.П. Аверкиева. История теоретической мысли в американской
этнографии. М., 1979, с. 18—45; С. А. Т о к а р е в. История зарубежной этно
графии. М., 1978, с. 49—62; Ю.И.Семенов. Происхождение брака и семьи.
М., 1974, с. 11—52; И.Л.Андреев. К. Маркс о структуре и закономернос
тях развития первобытнообщинной формации в конспекте книги Л. Г. Моргана
«Древнее общество».— «Советская этнография».— 1978, № 1.
10 Ю.И.Семенов. Льюис Генри Морган: легенда и действительность.—
«Советская этнография», 1968, № 6.
штата — «Юнион колледж» в Скенектади. Наряду с гуманитарными он изучал также точные и естественные дисциплины. Об интересах Моргана дают представление посещавшиеся им спецкурсы: «Речи Цицерона», «Сравнение творчества двух видных историков — Кейм-са и Ф. Гизо», «Философия С. Батлера». Он начал также специализироваться по праву, занятия которым продолжил и по возвращении в Орору. В 1844 г. Морган получил лицензию на юридическую практику в штате Нью-Йорк. Однако найти клиентов ему удалось еще очень не скоро.
Морган использует свой досуг в Ороре для совершенствования в древних языках и научных занятий, выступает с докладами на различные темы, пишет статьи для газет. Пафос его выступлений направлен против падения нравов, которое в свое время привело к гибели античные общества. В его ораторской манере ощущается влияние пуританских проповедей. Морган аскетичен, и пышная обрядность католической и- епископальной церквей вызывает у него бурный протест.
Религиозность Моргана, которую подчеркивают некоторые его биографы, была особого рода. Религия оказала влияние на его морально-этические убеждения, он придерживался норм поведения, принятых в пресвитерианской общине, уважал религиозные взгляды близких, но никогда ни в молодости, ни в зрелые годы не поступался наукой во имя религии. Ни его любовь к жене Мэри Стил, к экзальтированной религиозности которой Морган относился с глубоким уважением, ни его дружба с протестантским священником, впоследствии профессором в Принстоне Мак Илвеном, которому он посвятил свой главный труд — «Древнее общество», не могли заставить его отступить от научной истины. И все усилия Мак Илвена, взявшего на себя заботу о «спасении» Моргана, приводили того лишь к осторожности. Например, этот великий эволюционист избегал употреблять в своих произведениях термин «эволюция».
Возможно, сам того не осознавая, Морган облекал свои выводы в такую форму, которая, не приводя его в прямое столкновение с религиозными догматами, тем не менее позволяла отстаивать научные выводы. Так Морган поступал с самого начала своей научной деятельности. В этом легко убедиться, рассматривая, например, его отношение к библейской легенде о сотворении мира. В предисловии к «Древнему обществу» и в заключительных строках этого произведения он открыто отвергает ее и, опираясь на данные науки, высказывает смелую по тому времени гипотезу о том, что со времени возникновения человечества прошло, возможно, 100 или даже 200 тыс. лет. А еще раньше, в 1841 г., Морган впервые подверг сомнению космогонию Библии в одном из своих докладов, посвященных геологии. Комментируя библейский текст, он отмечал, что сотворение мира следует, очевидно, понимать как придание формы Земле, которая пребывала в хаотическом состоянии, возможно, и за миллион лет до этого п. Морган был не единственным великим естествоиспы-
11 В.1.81егп. Ьешз Непгу Мог§ап..., о. 7. 282
тателем прошлого, в котором объективное отношение к научному познанию уживалось с субъективной приверженностью к вере. И как это ни парадоксально, но именно эти ученые больше всего сделали для подрыва самых основ религии. Среди них был, например, Чарлз Дарвин.
Как это нередко бывает, будущее Моргана определили не столько целеустремленные попытки найти себя в науке и сознательное желание заняться юридической практикой, сколько благоприятный случай и юношеское увлечение. С осени 1840 г. он принимал участие в деятельности общественного и литературного молодежного клуба в Ороре, называвшегося «Гордиев узел» — дань тогдашнему увлечению античностью. Формы организации клуба были скопированы с модных тогда масонских лож. Вскоре, однако, у членов клуба зародилась мысль перестроить клуб по образцу союза ирокезских племен. Морган был одним из инициаторов этой перестройки. Именно Морган написал вступительную часть устава нового общества, названного «Великим орденом ирокезов». Впрочем, для посвященных название было другое — «Вейохайодесаде находеносауни» — «Те, кто живет на родине обитателей Длинного дома». «Желание способствовать более гуманному отношению к индейцам,— писал Морган,— которое основывалось бы на более правильном понимании их гражданских и домашних институтов и их способностей к дальнейшему развитию, является причиной основания Ордена». Впоследствии он включил эту мотивировку в предисловие к настоящей книге.
«Орден ирокезов» учредил несколько филиалов в различных городах штата Нью-Йорк. Каждое из этих отделений представляло одно из шести ирокезских племен. Морган привлек к участию в союзе Г. Р. Скулкрафта, знатока быта индейцев, женатого на дочери вождя племени оджибве. Он установил также связь с рядом общественных деятелей, интересовавшихся судьбой индейцев. В числе его новых знакомых оказался и ^молодой индеец из племени .сенека^ Эли С. Паркер. Их отношения быстро перешли в дружеские. Паркер" был хорошо образован, прекрасно владел английским ив то же время поддерживал отношения со своим племенем. Впоследствии Паркер стал инженером, отличился в гражданской войне, дослужившись до звания бригадного генерала, а затем возглавил Департамент по делам индейцев.
В 40-е годы Паркер оказал Моргану бесценные услуги в качестве информатора и переводчика, консультанта и посредника в отношениях с индейцами. • н ввел Моргана в свою семью, познакомил со своей сестрой Каролиной Паркер, Гейхано («Висячий Цветок»), и младшим братом Никольсоном Паркером. Это они изображены в одежде сенека на иллюстрациях к «Лиге ирокезов».
Вскоре Орден взялся га гастоящее дело. Огденская земельная компания обманным путем пыталась завладеть землями, принадлежавшими ирокезским резервац"ям в штате Нью-Йорк. В 1838 г. компании удалось добиться от сената Соединенных Штатов решения об отмене принципа единогласия, лежавшего в основе самоуправления ирокезских племен. После этого, прибегнув к подкупу части вож-
дей, компания заключила договор, по которому племена уступали ей за бесценок свои земли. Однако племена отказались выполнять этот договор. Особенно упорно отстаивало свои права племя сенека. Орден включился в борьбу за интересы индейских племен. Морган и его друзья приложили немало усилий для разоблачения мошеннических действий компании. Морган заручился поддержкой общественного мнения штата и, отправившись в Вашингтон, обратился к членам конгресса. Ему удалось добиться частичного успеха, ив 1846 г. сенека получили обратно свои земли, возместив компании издержки. О том, какого накала достигла борьба, дают представление высказывания Моргана'в «Лиге ирокезов» о дэйствиях компании. Он определяет их ак «грязнейшее обирательство, подлейшее взяточничество и омерзительнейшие интриги». «Низким преступлением против человечества» называет Морган «захват очагов и собственности целой общины». Еще до того как эти высказывания вошли в книгу, они появились на страницах журналов и являются д кументальными сви-детельст -ами гуманной деятельности Моргана.
Но годы пребывания в Ороре были заполнены для Моргана не только общественной деятельностью. Все это время он всесторонне и глубоко изучал жизнь ирокезов. Ведь он не просто ратовал за гуманное отношение к индейцам, но и добивался того, чтобы это отношение было основано на подлинном знании их быта и характера. Морган много раз посещал резервации индейцев, а особенно часто Тонаванду. Здесь в октябре 1847 г. он был официально усыновлен племенем сенека, благодарным ему за защиту своих интересов. Морган был принят в род Ястреба и наречен именем Талдаовухкух, означавшим «тот, кто стал мостом» между индейцами и белыми.
В 1844—1846 гг. Морган прочитал ряд докладов об- ирокезах, для которых он использовал личные наблюдения и сведения, полученные от информаторов. Доклады легли в основу серии статей, опубликованных в следующем году в журнале «Американское обозрение». Во время поездок Морган занимался также сбором коллекций предметов быта и культуры ирокезов для музея в Олбани, столице штата Нью-Йорк. Несколько отчетов Моргана с описанием этих коллекций было напечатано в трудах музея. По тщательности выполнения эти его ранние научные работы не имели себе равных в американской науке того времени. Так постепенно сложилась книга «Лига ирокезов»—результат почти десятилетнего труда.
В 1850 г. Морган переезжает в г. Рочестер. В следующем, 1851 г. здесь издается «Лига ирокезов»; в том же году Морган женится и надолго прерывает свои занятия. Дело было не только в том, что семейные обязанности и дела (Морган становится членом правления одной из железнодорожных компаний) требовали времени и энергии. Нет, Морган искренне полагал, что он уже завершил свои исследования об ирокезах, и не намеревался возвращаться к этой теме.
Однако все сложилось иначе, чем предполагал Морган. Главой книги, в которой освещается вопрос о системе родства у ирокезов, он фактически положил начало всему циклу дальнейших исследований. Здесь Морган рассматривает ирокезскую традицию отсчета
родства по материнской линии и своеобразную номенклатуру этого родства, согласно которой одним термином обозначаются целые группы родственников. Такую систему родства ирокезы считали по традиции своей специфической особенностью и даже приписывали себе ее изобретение. На этом этапе Морган, разумеется, не все осознал и понял, но он, во-первых, отметил само явление, ускользнувшее от внимания почти всех исследователей, а во-вторых, высказал мнение, что эти термины родства не просто форма обращения, а отражают действительные отношения.
Эта особенность ирокезов, видимо, настолько поразила Моргана, что спустя семь лет, когда он в одной из поездок по делам компании случайно встретился с группой индейцев сиу, он сразу же обратил внимание на сходные явления в их речи. Этот и несколько других аналогичных фактов, которые Морган нашел в языках индейцев дакота и оджибве, побудили Моргана вновь приняться за прерванное было дело.
Он составил специальный вопросник и с помощью Смитсоновского института в Вашингтоне разослал его миссионерам, чья деятельность протекала среди различных индейских племен, а также миссионерам и дипломатам США в различных странах мира. Он одним из первых, если не первый, ввел анкетную методику. Но одними анкетами Морган не удовлетворился. В 1859—1862 гг. он четырежды отправлялся в экспедиции в Канзас и Небраску, а также в район Скалистых гор и собирал разнообразный материал о десятках племен. Полевые дневники Моргана, опубликованные спустя столетие 12,—своеобразная классика этнографической литературы. Они не только не утратили своего значения как источники, но и являются ценным документом: биографического характера. Благодаря этим дневникам мы точно знаем, когда у Моргана созрел замысел второго его крупного труда. Книга «должна называться,— записывает он 5 июня 1862 г.,— „Системы родства и свойства человеческой семьи"» 13. В этих же дневниках содержатся наблюдения Моргана над жизнью бобров, которые легли в основу другой его книги. Наконец, здесь мы находим и скорбную запись личного характера: из дома пришла весть о болезни и смерти обеих его дочерей. Горе, «слишком глубокое для слез» 14.
Подавленным и глубоко несчастным вернулся Морган из последней экспедиции, но все же вновь принялся за работу. К 1865 г. его капитальный труд о системах родства был готов. Здесь впервые были собраны и сопоставлены данные о родстве у 139 народов из всех районов мира. Классификационная система родства, как назвал ее Морган, отражала, по его мнению, определенную стадию развития общества. Любопытно, что это открытие оказалось как бы косвенным результатом его исследований. Ведь, устанавливая сходство номенклатуры родства у индейцев с системами родства у тамилов и других азиатских народов, Морган прежде всего стремился доказать
12 Ь. Н. М о г § а п. ТЬо 1ш11ап 1оигпа1з 1859—62. 1959.
13 Там же, с. 164.
14 Там же, с. 200.
азиатское происхождение индейцев. Этот вопрос почему-то больше всего занимал американских ученых прошлого века.
Книга Моргана увидела свет лишь спустя пять лет именно под тем названием, которое Морган указал в дневниках 15. Несмотря на финансовую помощь Смитсоновского института, печатание этого фолианта стоило автору почти четверти его состояния. Морган, однако, не откладывал обнародования своих открытий. Он выступил с рядом докладов, главный из которых, «Предположительное решение вопроса о происхождении классификационной системы родства»16, был опубликован в 1868 г. Публикация была тем более важна, что в Европе к этому времени появились такие работы, как «Материнское право» Бахофена (1861) и «Первобытный брак» Мак-Леннана (1865). Последний автор признавал лишь три формы брака: полигамию, полиандрию и моногамию. Возможность существования в древности группового брака, о котором, по мнению Моргана, свидетельствовала классификационная система родства, Мак-Леннан отрицал. Дискуссия по этим вопросам, начавшаяся после выхода основных трудов Моргана, продолжалась многие годы и не исчерпана до сих пор 1?. Марксистская точка зрения на этот вопрос, а также на вопрос о приоритете Моргана отражена в работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», а также в уже упоминавшемся предисловии к ней 18.
В 1868 г. Морган издал также книгу «Американский бобр и его труд». Поскольку эта тема казалась отклонением от основного направления его исследований, книга сравнительно редко упоминается в литературе. Между тем здесь Морган изложил свое понимание соотношения человека и животного, разума и инстинкта. Морган не видел между ними принципиальной разницы и считал, что она заключается лишь в степени развития. Инстинкт и разум по своей сущности совпадают, поэтому само употребление термина «инстинкт», по его мнению, лишь затемняет дело. В одной из своих статей Морган упоминает о значении развития языка (стало быть, общения) как средства становления человека. Некоторые высказывания Моргана могут показаться в наше время неверными, ведь он не проводит четкого различия между биологическим и социальным. Но значение их для того времени иное. Если вспомнить об ожесточенных спорах, которые велись в 60-е годы прошлого века о происхождении человека, то становится ясным, что Морган был в числе тех, кто утверждал научное понимание происхождения человека из животного мира.
Наука была, как и прежде, не единственным занятием Моргана. Он отказался от юридической практики, но активно занимался фи-
15 Ь. И. М о г § а п. ЗузЬетз оГ Соп5ап§шпНу алй АШпНу оГ ЪЪе Нитап .— ЗтНЬзошап СопгпЪииопз 1о КпсшЫде. Уо1. XVII.
18 А Соп^есШга! 5о1и(лоп оГ *Ье Оп&т оС 4Ье С)аззШса4огу 8уз1ет о{ Ве1а-*1опз]ир.— Атепсап Асаёету о{ Аг1з ап<1 Зсгепсе РгосеесИпгз. VII, 1868, с. 436— 477.
17 10. И. С е м е н о в. Происхождение брака и семьи, с. 34—52.
18 К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения. Т. 21, с. 34—35: т. 22;
с. 214-^.5.
нансовыми делами, вкладывая средства в железнодорожные и горнорудные компании. На досуге собственноручно изготовлял шкафы для своей библиотеки и другую мебель. Но увлекался он главным образом общественной деятельностью, которая в 60-е годы приобрела отчасти политический характер. Во время Гражданской войны 1861—1865 гг. Морган занял непримиримую позицию по отношению к южноамериканским рабовладельцам. В 1861 г. Морган был избран депутатом законодательной палаты, а затем сенатором в штате Нью-Йорк. В палате он возглавлял комиссию штата по делам индейцев. Позднее Морган предпринимал попытки получить назначение послом США в одну из европейских стран, но это ему не удалось, как не удалась в целом политическая карьера.
Все эти факты биографии Моргана представляют определенный интерес для понимания характера его творчества. Он сочетал в одном лице преуспевающего бизнесмена и ученого, чьи исследования подводят к выводу о коммунистическом характере будущего общества, человека, осуждающего европейскую аристократию и примирительно относящегося к американской плутократии, строгого пресвитерианина и смелого исследователя, чьи труды подрывают самые основы религии. Как ни противоречивы эти черты, они вполне типичны для «республиканца-янки», как охарактеризовал Моргана Маркс. Он на голову выше своих европейских коллег, «в большинстве своем прирожденных придворных лакеев» 19. Морган был носителем революционных традиций буржуазии и поэтому сохранил смелость и непредвзятость мышления и способность к последовательным научным выводам.
Отрицательное отношение Моргана к европейским порядкам вполне понятно. В записях, сделанных им во время длительного путешествия по Европе с июля 1870 по август 1871 г., Морган, отдавая дань замечательным творениям европейской культуры и ее выдающимся представителям, в то же время с гордостью подчеркивал преимущества Америки в том, что касалось образа жизни и социальных порядков. Морган, конечно, отдавал себе отчет в том, что по своей сущности социальный строй Европы и Америки совпадали. Но в Америке в отличие от Европынечувствовалосьвлияния аристократии, и как полагал Морган, существовал простор для развития многих поколений. В конфликте труда и капитала симпатии Моргана были целиком на стороне угнетенных. «Капитал и труд... обычно противостоят друг другу,— писал он в 1852 г.— Капитал весьма склонен нарушать права труда и использовать любую возможность, чтобы диктовать труду свои условия... капитал всегда... порабощал труд» 20. В 1871 г. он негодовал, узнав о расправе над участниками Парижской коммуны. Тогда же он писал об Англии: «Когда наступит время, рабочие должны будут восстать против торговцев и предпринимателей, так же как и против аристократов, и убрать их
19 К.Маркс. Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество».—
К.Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 45, с. 336.
20 В. 1. 8 1 ег п. Ьешз Непгу Мог§ап..., с. 33.
с пути всех вместе» 21. Но если Морган и видел цель, то путей к ней он не знал.
Однако Морган понимал, что движение к этой цели заложено в самом ходе исторического развития человечества. К этому выводу подводили его исследования, которые он возобновил по возвращении в Америку. К 1877 г. он завершил главный труд своей жизни — «Древнее общество». Обобщение собственных этнографических материалов сочетается здесь с анализом исторических данных, извлеченных из античных источников и новой европейской литературы, и с критическим рассмотрением современных научных гипотез. Теория Моргана вошла в мировую науку именно в том виде, который он придал ей в этом труде. Как истинный ученый он продолжал развивать и уточнять свою теорию и успел завершить еще одну значительную работу — «Дома и домашняя жизнь американских индейцев», содержавшую дальнейшую конкретизацию материалистического подхода к первобытной истории.
Концепция, изложенная Морганом в «Древнем обществе», проникнута идеей восходящего развития человечества и направлена против метафизических представлений о неизменном изначальном состоянии общества, особенно против псевдонаучной теории деградации, которая якобы была причиной отпадения некоторых народов от цивилизации. Выдвинутое им различие между двумя формами организации, или, по выражению Моргана, двумя «планами» общества, выступает как деление на две исторические эпохи. Они, в свою очередь, подразделяются на ступени развития, или «этнические периоды», обозначенные восходящими к античности понятиями «дикости», «варварства» и «цивилизации», которые у Моргана имеют материалистическое содержание. В качестве критерия периодизации Морган выдвигает уровень развития производительных сил («средства добывания пищи» и «открытия и изобретения»). В основе всей теории первобытного строя Моргана — категория рода, для обозначения которого он вводит латинский термин §епз. Род рассматривается им теперь как естественная форма организации управления коллективом, возникшая в результате постепенного регулирования взаимоотношений между полами. Этот же процесс приводит и к образованию семьи. Род и семья проходят ряд стадий в своем развитии, соответствующих ступеням развития производительных сил. В рамках родового общества возникают более сложные и широкие сообщества, такие, как племя и союз племен.
. Последняя стадия родового строя характеризовалась, по Моргану, быстрым развитием частной собственности и соответственно разложением устоев первобытного общества. Этот процесс увенчивается созданием политических институтов и развитием цивилизации; при этом территориальные связи и государственное управление вытесняют прежние связи по родству и демократическое самоуправление первобытных коллективов. Так человечество переходит ко вто-
21 Ех1гас(5 1гот 1Ье Еигореап Тгауе! Тоигпа! о{ Ьешз Н. Мог^ап. ЕЙ. ЬезНе А. \УЫ1е, ВосЬезеег. N. Т., 1937.
рому «плану» организации общества — к эпохе, отличительными чертами которой являются стремление к наживе и быстрый рост частного богатства. Морган, как уже говорилось, пришел к выводу о неминуемой гибели этого общества. Он не ограничился, однако, этим утверждением, а предсказал также переход общества к новой ступени развития, которая «будет возрождением — но в высшей форме — свободы, равенства и братства древних родов» 22.
Изучая положение и быт индейских племен, составлявших своеобразный социальный анклав, стоявший как бы вне современного общества, Морган, казалось, отдалялся от главных социальных конфликтов или по крайней мере наблюдал только их периферию. Рамки буржуазной демократии представлялись ему достаточно широкими для того, чтобы обеспечить американским индейцам материальное и моральное равенство в новом сообществе. Однако в результате своих исследований Морган напротив пришел к выводу о необходимости упразднения буржуазного общества.
Вернемся к «Лиге ирокезов». Эта книга была первым шагом Моргана по пути, который привел его к раскрытию природы первобытного общества и к выводу о неизбежности коммунистического характера общества _в_будущем. Этот первый шаг потребовал от Моргана, ( как мы видели, дёсяти*лет кропотливого и упорного труда. Он с самого начала подошел к изучению ирокезов как к научной задаче. Принципы своего подхода к науке Морган сформулировал еще в 1841 г. в одном из первых докладов: «Изучение любой науки требует от нас большего, чем мы готовы пожертвовать. Оно требует неотступного прилежания при рассмотрении фактов и безграничного терпения». Морган действительно дал образец методического подхода к изучению своего предмета.
Разумеется, Морган начинал исследование не на голом месте. У него были предшественники и в Европе и в Америке как в области изучения жизни ирокезов и других индейских племен, так и в плане общенаучном и идейном. У колыбели американской науки стоял такой выдающийся ученый, как Бенджамин Франклин, а идеи гуманного отношения к индейцам выдвигали уже такие замечательные представители американской культуры, как ФениморшКупер и Генри Лонгфелло. В XVIII в. в умах европейцев утвердилось представление о «благородном дикаре», внушенное идеями французских просветителей. Кроме общих идей и представлений у европейцев имелись и конкретные сведения об индейцах. Десятки томов написали христианские миссионеры, особенно иезуиты, составляя отчеты и донесения, в которых приводили подробные данные об ирокезах. Среди них нашелся и такой острый, проницательный наблюдатель, как Жозеф Франсуа Лафито 23. Но его описание затерялось среди тысяч «курьезов», о которых рассказывалось в книгах европейцев о «дикарях». Лишь в конце XIX в., когда вышли основ-
22 Л.Г.Морган. Древнее общество, с. 329.
23 Р с- г е Ь а { 1 I а и. Моеигз Дез заиуадез атёпсатз, сотрагёз аих тоеигз
<1ез ргегшегз 1етрз. Р., 1724.
ные труды Моргана, ученые обратили внимание и на соответствующие страницы в книге Лафито 24.
Не выходили за пределы описаний и некоторые книги, изданные в США в 30-е годы прошлого века, хотя в них и попадались ценные сведения о жизни индейцев. Большой интерес во всем мире вызвала автобиография Джона Теннера, прожившего среди индейцев 30 лет. Его рассказ о суровом быте индейских охотничьих племен воспроизвел Пушкин в одной из статей в «Современнике» 25. Записи алгонкинских ирокезских легенд и мифов, изданные уже упоминавшимся выше Скулкрафтом 26, легли в основу «Песни о Гяйавате» Лонгфелло.
Иногда Моргана изображают наследником романтической традиции, которая ввела в литературу идеальный образ благородного индейца. Читателю «Лиги ирокезов» нетрудно будет убедиться в том, что персонажи Моргана имеют мало общего с героями Шатобриана, которые видят в «хижинах ирокезов» «покой сердца и свободу человека», или с героями Фенимора Купера, считающими могауков, онейда и все шесть племен ирокезов «жадными и лживыми» в отличие от побежденных могикан. Нет, не романтическая традиция и не описательная этнография были присущи Моргану; в его лице наука впервые приступила к методическому изучению индейских племен и теоретическому обобщению сведений о них.
Вокруг наследия Моргана, как уже отмечалось, давно идут острые споры. В последние годы спорят не столько о позитивном значении его трудов — огромный вклад его в развитие науки признается безоговорочно,— сколько о направлении, к которому они относятся. Некоторые зарубежные ученые настойчиво пытаются доказать безразличие Моргана к идейной борьбе в науке, отсутствие связи между открытиями Моргана и марксистской теорией первобытного общества, непричастность Моргана к развитию не только материализма, но даже эволюционизма 2?. Между тем связь развития марксизма с учением Моргана подтверждается бесспорными фактами 28.
Следует заметить, что в этих спорах о Моргане к «Лиге ирокезов» почти не обращались, в то время как знание первоначальных взглядов Моргана, его исходных позиций, изложенных в этой книге, позволяет прос: едить развитие его учения, судить о направлении, в котором изменялись его взгляды.
Свой труд Морган подразделил на три книги. В первой из них, озаглавленной «Структура Лиги», рассматриваются главным образом
24 Ь. Н. Моггап. ТЬе ТгкНап 1оигпа1з, 1859—62, с. 6, 201.
25 А КаггаИуе о! 1Ье Саргтгу апй АЙуеШигез о? ТоЬп Таппег. N. У., 1830,
Д. Теннер. Тридцать лет среди индейцев. М., 1963; А.С.Пушкин.
Джон Теннер.— А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах.
Изд. 4-е. Т. 7. Л., 1978, с. 298—321.
211 А1§1с НезеагсЫез, Сотрпзшд 1пдшпез КезресНщ; 1Ье Меп1а1 СЬагас1е-пзИсз о! 1Ье МогЙи Атепсап 1п<Напз. 1—2. N. У., 1839.
27 Е. К. 8 е г v 1 с е. ТЬе Мтй о{ Ье-шз Н. Моггап. СиггеШ Ап1пгоро1о2У.
1981, уо!. 22, N 1, с. 25—43.
28 Н.Б. Тер-Акопян. Подход Маркса и Энгельса к истории перво
бытного общества и некоторые вопросы теории Моргана.— «Советская этногра
фия». 1980, № 5.
общественный строй и механизм управления у ирокезов. Содержание второй книги, «Дух ирокезов», в основном посвящено разнообразным проявлениям их духовной культуры. Наконец, третья книга включает очерки о материальной культуре, о языке и др. Название этой книги «1пс1Йеп1 1о 1Ье Ьеа^ие» буквально означает «Относящееся к Лиге».
Это членение не является строгим. Имеются и сквозные темы, и проблемы, к которым автор возвращается в разных книгах. Ирокезская топонимика рассматривается, например, и в гл. II кн. I, и в гл. III кн. III. Предметы материальной культуры описываются в главах IV—VI кн. II и в гл. I кн. III. Вопросы социального строя ирокезов кроме кн. I затрагиваются также в гл. VI следующей книги. Во всех трех книгах Морган касается перспектив будущего развития ирокезов.
Расположение материала отчасти воспроизводит порядок, в котором Морган изучал быт, культуру и историю ирокезов, но в основном оно отражает результаты логического осмысления собранного материала, связь причин и следствий, какой она в то время представлялась автору. Если судить только с точки зрения хода изложения, то он характерен скорее для ученого-идеалиста, нежели материалиста. Но Морган то и дело противоречит самому себе, его оценки различных сторон ирокезской культуры носят стихийно-материалистический характер. И какая из этих тенденций восторжествовала, отчетливо показывает структура его более поздних работ. В то время как в «Лиге ирокезов» описание материальной жизни, в частности способов добывания пищи, как бы вкраплено в общую картину быта ирокезов и даже порой связывается с их религиозными убеждениями, в «Древнем обществе» оно вынесено напервыйплан и четко определено как базис общественной жизни. Если в «Лиге'ирокезов» описание орудий, оружия и утвари, производившихся ирокезами, в основном включено в кн. III и дано, по сути дела, как дополнительный материал, а описание их жилищ помещено в очень пестрой (по определению самого Моргана, «бессистемной» — йезиНогу) гл. VI кн. II, то в «Древнем обществе» развитие орудий рассматривается в начале книги как веха в социальном прогрессе человечества, а определяющей роли жилищ, как упоминалось выше, Морган посвятил специальную монографию.