Раздел 2. История политической мысли.

Лекция 3. Проблемы истории политической мысли.

Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственных дисциплин. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания программных положений. Закономерности развития политико-правовой идеологии. Классовое и общечеловеческое, в политико-правовых доктринах. Проблема преодоления политического отчуждения в истории политической мысли. Основные теоретические варианты преодоления политического отчуждения: замена государства общественным самоуправлением, осуществление государственной власти народом, подчинение государства праву. Социально-классовые основы автократических тоталитарных, технократических, эстетических, сословно-кастовых, охлократических идей и теорий, стремящихся обосновать политическое отчуждение.

Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.

Общая характеристика основных направлений политической МЫСЛБ в рабовладельческих государствах Древнего Египта и Древнего Вавилона. Религиозный характер политической идеологии.

Политическая идеология в Древней Индии. Оправдание кастового строя в законах Ману. Политические идеи брахманизма. Политическая идеология раннего буддизма. Индуизм.

Политическая идеология в Древнем Китае. Политические взгляды Конфуция. Конфуцианский идеал государства. Политические и правовые идеи Мао-Цзы, Дао -Цзы о естественном и человеческом "дао". Основные принципы и специфика древнекитайской политической и правовой мысли. Легисты /законники/.Шан Ян: теория государственного управления, формы контроля за деятельностью граждан. Вознаграждение и наказание . Критика конфуцианства.

Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.

Предпосылки и социально-политическая обстановка:

Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:

1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.

2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Платон

Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:

1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий:

F правителей-философов,

F воинов-стражей,

F ремесленников.

Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.

Аристотель

Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».

3. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.

5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

Полибий, его учение о круговороте политических форм. Смешанная форма правления и ее элементы. Обычай и закон как основные начала государственной жизни.

Основные направления политической мысли в Древнем Риме. Политическая идеология в Риме в период республики. Воззрения Цицерона на государство и право . Его политическая программа. Защита интересов рабовладельческой знати. Критика демократии и защита "смешанной" формы правления.

Лекция 4. Особенности политической мысли Средневековья и эпохи Возрождения.

Наши рекомендации