От язычества Древней Руси к христианству

От язычества Древней Руси к христианству

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон (совокупность богов какого-л. культа) славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.

Важнейшими богами славян были:

Сварог – Верховный владыка Вселенной. От него родились Боги солнца, ветров, огня и вод, признавался отцом солнца и огня;

Перун – бог грома, молнии, войны. Он был покровителем князей, символизировал их власть. Это бог воинов и дружинников.

Велес – покровитель скотоводства и богатства. Один из атрибутов Велеса - Рог Изобилия; Мокошь– богиня земли, урожая, женской судьбы, великая мать всего живого. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье; Симаргл— древнерусское языческое божество. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

Посредниками между людьми и божествами были жрецы, обязанность которых состояла в жертвоприношениях и нравственном воздействии на народ. Эта группа людей выделилась не сразу: первоначально старейшина рода исполнял языческие обряды и приносил жертвы, затем – князь.

Погребение мертвых считалось также священным действием между языческими славянами. После смерти славянина над ним творили тризну. Кроме поминок, тризна включала в себя: обряд омовения, обряжания, ритуального бдения, сжигания трупа. У славян-язычников часто встречалось и обычное погребение, без сожжения. В могилах славян, относящихся к языческому периоду, находились обыкновенно различные предметы хозяйственного обихода: нож, огниво, кремни для высекания огня, деревянная или глиняная посуда. Существовали особые славянские языческие праздники. Начало нового солнечного года славяне справляли праздником –коляды. Проводы зимы сопровождались сожжением соломенного чучела зимы.

В 988г., при Владимире I, в качестве главной религии было принято христианство. Оно, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать свою сестру Анну за Владимира. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил Анну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление народа, почитавшего своих языческих богов. Оно утверждалось медленно: на окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве или Новгороде.

Принятие христианство имело большое значение для дальнейшего развития Руси. «Божий слуга» - государь был и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры.

Во главе РПЦ был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви – «десятину». Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны.

Крестьянская реформа

19 февраля 1861 вышел законодательный акт, отменивший крепостное право в России. По своему значению и последствиям эта радикальная реформа фактически означала перестройку самого фундамента государственной власти и государственной системы в целом. Отмена крепостного права воспринималась современниками и оценивалась исследователями как «перевал», «поворотный пункт» русской истории.

Причины реформы:

Отмена крепостного права произошла не в результате массового крестьянского движения или революции, а мирно, «сверху», после 100 лет обсуждений и попыток решения крестьянского вопроса в различных комиссиях и комитетах, главным образом секретных. Объективные социально-экономические, демографические, общественно-политические причины вызревали постепенно, однако непосредственным толчком к реформе «сверху», силой самодержавной власти послужила тяжелая и бесславная для России Крымская война 1853-56. Завоевания Петра I и Екатерины II, блестящие победы русского оружия в течение почти полутора столетий — все было поставлено на карту. В ходе войны обнажилась отсталость России.

Подготовка и проведение реформы:

Впервые о необходимости освобождения крестьян Александр II заявил в речи, произнесенной в 1856 году перед представителями московского дворянства. Правящие круги, наконец, поняли всю необходимость реформирования государства. 3 января 1856 г. под председательством Александра II был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Но, составленный из ярых крепостников, Секретный комитет действовал нерешительно и медленно. Однако дальнейшее нарастание крестьянского движения заставило правительство в конце 1857 г. вплотную приступить к подготовке реформы.

После того как в феврале 1858 г. Секретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу, характер его деятельности изменился, так как теперь он действовал открыто, а не тайно. Его задачей являлась выработка общей правительственной линии в деле освобождения крестьян.

В марте 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами. И к октябрю 1860 г. в Главный комитет поступил ряд проектов, которые в ходе редактирования претерпели изменения в пользу дворянства. Таким образом, размеры крестьянских наделов были еще больше сокращены, по сравнению с первоначальными, а повинности увеличены.

17 февраля 1861 г. Главным комитетом был утвержден проект реформы, а 19 февраля его подписал Александр II.Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей…» возвестил об отмене крепостного права, а практические условия освобождения крестьян были изложены в 17 актах – «Положениях» о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

1) Личное освобождение

Манифест наделял крестьян общегражданскими правами и личной свободой. Отныне крестьянин мог выступать в качестве юридического лица, то есть был вправе владеть как движимым, так и недвижимым имуществом, заключать сделки. Он освобождался от личной опеки помещика и мог вступать без его разрешения в брак, менять место жительства, поступать на службу и в учебные заведения, переходить в сословие мещан и купцов.

Вместе с тем личная свобода крестьян ограничивалась. Сохранялась круговая порука, общинная собственность на землю, пределы наделов. Крестьяне оставались единственным сословием, платившим подушную подать, несущим рекрутскую повинность и подвергающимся телесным наказаниям. Все это мешало, так называемой, «буржуазной эволюции» деревни.

2) Наделы

При решении земельного вопроса крестьянские наделы были значительно урезаны. Если до реформы крестьянин пользовался наделом, превышающим норму в каждой полосе, то этот «излишек» уходил в пользу помещика. Так, в черноземной полосе отрезали 25-40% земли, в нечерноземной –10%.

В целом по стране крестьяне получили на 20% земли меньше, чем они обрабатывали до реформы.

При размежевании пахотных угодий помещики стремились к тому, чтобы их земля «вклинивалась» в крестьянские наделы. Так появилась «чересполосица», в результате которой крестьяне были вынуждены арендовать помещичью землю, выплачивая ее стоимость или деньгами, или полевыми работами.

3) Выкуп

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. Но так как у них не было необходимых для этого денег, государство предоставило крестьянам ссуду в размере 80% от стоимости наделов. Остальные 20% крестьянская община должна была выплатить помещику сама. Этот процесс затянулся на 20 лет и породил некое временнообязанное состояние крестьян, которые были вынуждены платить оброк и выполнять некоторые повинности, пока полностью не выкупят свой надел.

Следовательно, как и наделение землей, так и выкупная сделка осуществлялись только в интересах дворянства. Крестьяне фактические платили и за личное освобождение. Лишь в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Значение реформы:

Реформа отмены крепостного права 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России и носила как положительный, так и отрицательный характер. Она принесла свободу более чем 30 миллионам крепостных крестьян, проложила путь для становления буржуазных отношений и экономической модернизации страны. Однако процесс ее подготовки и реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков.

Сущность и итоги НЭПа

НЭП (новая экономическая политика 1921 - конец 20-х) – это политика компартии и советского государства в переходный период от капитализмак социализму. Получила название новой в отличие от политики военногокоммунизма. В 1926 году НЭП уже считалась завершенной.

НЭП — особая политика пролетарского государства, рассчитанная на допущение капиталистических элементов при наличии командных высот у пролетарского государства, на борьбу капиталистических и социалистических элементов, на возрастание социалистических элементов в ущерб элементам капиталистическим, на победу социалистических элементов над капиталистическими, на уничтожение классов, на построение фундамента социалистической экономики.

Предпосылки НЭПа:

Демографические: большие людские потери;

Экономические: дезорганизация хозяйственной жизни(разруха);

Социальные: обострение противоречий между городом и деревней,деклассирование пролетариата, разорение, нужда и обнищание масс.

Политические: широкая волна антиправительственых выступлений: забастовки рабочих, волнения и мятежи в деревне, антиправительственные выступления в армии и на флоте, дискуссии в самой партии и в советах.

Причина НЭПа– обострение социально-экономической и политической ситуации в стране в связи с гражданской войной и военным коммунизмом, т.е. кризис социализма.

Сущность НЭПа – объединение в одном хозяйственном механизме рыночных (товарно-денежных) и социалистических начал при сохранении приоритета последних (смешанная экономика).

Мероприятия или элементы Нэпа:

- замена продразверстки продналогом (сначала натуральный, а потом - денежный). Впервые этот вопрос был поставлен на 8 съезде советов в 20-ом году, а окончательно решен на 10 съезде РКПБ в 1921);

- свобода торговли (в том числе и частной);

- свобода частной предпринимательской деятельности и наемного труда. Разрешалось нанимать 10 человек без мотора и 20 человек при моторе;

- государственный капитализм в виде концессий, аренда мелких предприятий и земли под контролем государства, создание СП.

- реорганизация управления экономикой и перевод гос. промышленности на хозрасчет. Она была предпринята для децентрализации (главки были заменены трестами).

Кризисы НЭПа:

1) 1923 – кризис перепроизводства и сбыта с/х продукции. Выход: снижение цен на промышленные изделия, повышение цен на с/х продукцию, предоставление крестьянам дешевого кредита.

2) 1925-26.

3) 1928-29 – кризис в отношениях между городом и деревней. Вызван товарным голодом в деревне и ножницами цен.

Значение НЭПа: восстановление экономики (по 1925 период восстановления, а с 1926 - период роста), обеспечение условий для дальнейшего роста экономики, укрепление отношений между городом и деревней, оживление социально-экономической, политической, гражданской и духовной жизни страны.

Свертывание НЭПа и его прекращение:

1 точка зрения: свертывание и прекращение НЭПа приходится на вторую половину и конец 20-х годов и связано с индустриализацией, коллективизацией, с ростом партийно-государственного диктата в экономике.

2 точка зрения: прекращение НЭПа связано с историческими потребностями страны в мощной экономике и обороне в связи с формирующейся угрозой второй мировой войны.

Образование СССР. Национально-государственное строительство в 20-е годы

К началу 20-х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных образований. Это – созданные на основе национально-территориального признака РСФСР, Украинская, Белорус­ская, Азербайджанская, Армянская и Грузинская советские социалисти­ческие республики, а также Бухарская и Хорезмская народные совет­ские республики, Дальневосточная республика. В годы гражданской войны для более эффективного отпора антисоветским силам между РСФСР, Украиной и Белоруссией был заключен военно-политический союз (июнь 1919 г.). Объединялись вооруженные силы и вводилось еди­ное военное командование (Революционный военный Совет РСФСР и Главком Красной Армии). Представители республик были включены в состав высших органов государственной власти и управления. Хозяйст­венный союз выражался в подчинении органов управления некоторыми отраслями промышленности, финансами и транспортом соответствую­щим наркоматам РСФСР. Однако отсутствие правовых норм, регули­рующих отношения центральных и местных (республиканских) органов власти, вызывало между ними конфликты.

Сложившаяся между советскими республиками форма объединения получила название договорной федерации. Ее своеобразие заключалось в том, что российские управленческие структуры играли и роль обще­государственных органов власти. Республиканские компартии были включены в состав РКП(б) на правах областных парторганизаций. Бла­годаря этому достигалось единство действий республик в решении военных и хозяйственных вопросов. Но это же одновременно несколь­ко ограничивало суверенитет независимых государственных образова­ний.

С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранилось политическое и углубилось экономическое сотрудничество. В 1920-1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном н дипломатическом союзе. Увеличивалось число общесоюзных хозяйственных наркоматов. Возросла роль ВЦИК как общефедеративного органа власти. Республи­ки передавали правительству РСФСР право представлять и защищать их интересы на международной арене. Азербайджан, Армения и Грузия в 1922 г. образовали Закавказскую советскую социалистическую федера­цию (ЗСФСР), Конституция которой была построена на тех же принци­пах, что и Конституция РСФСР.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепления советского политического строя и их обороноспособности потребовали совершенствования существующих договорно-федеративных связей, которые тормозили решение многих вопросов экономического и политического сотрудничества. Нуждались в более четком определении права и обязанности Совета Труда и Обороны РСФСР и Наркомфина РСФСР, выполнявших общефедеральные функ­ции. Приоритетное положение РСФСР в договорной федерации вызыва­ло недовольство на местах, а в ряде случаев порождало антирусские настроения. С другой стороны, участились требования работников неко­торых органов власти расширить число общефедеральных наркоматов. Весной 1922 г. высшие партийные органы Ук­раины, Белоруссии и Закавказской федерации заявили о необходимости “уточнения” взаимоотношений между республиками, конкретизации их прав и обязанностей.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объедине­ния. И.В. Сталин, возглавлявший народный комиссариат по делам на­циональностей РСФСР, разработал план “автономизации”. В соответст­вии с ним предусматривалось включение в состав РСФСР Украинской, Белорусской и Закавказских республик на правах автономии. С Бухар­ской и Хорезмской народными республиками и с ДВР предлагалось сохранить прежние, договорные отношения. Этот план ущемлял суве­ренные права народов, и потому большинство партийно-государственных руководителей республик высказались против него. В октябре-ноябре 1922 г. после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик.

Образование СССР:

В декабре 1922 г. во всех республиках состоя­лись съезды Советов, участники которых одобрили предложение В.И. Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Декларация провозглашала принципы добровольно­сти объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их ком­петенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР. Исполнительную власть вплоть до принятия Конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом Советов СССР. Формой государ­ственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободного выхода из союза и самостоятельного решения вопро­сов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили в функции союзных ведомств. Устанавли­вались структура и объем полномочий высших органов власти и управ­ления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд Советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК; Союзный Совет и Совет Национальностей. Исполнительная власть при­надлежала Совету Народных Комиссаров СССР, при котором были сфор­мированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и по­становлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распо­рядительной власти передавалась его президиуму, который имел право решать возникающие между союзными респуб­ликами спорные вопросы и мог отменять постановления республи­канских властей в случае их несоответствия Конституции СССР.На верховные обще­союзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих прин­ципов развития в области просвещения и здравоохранения. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОПТУ) для борьбы с контрреволюцией, шпионажем и тер­роризмом. Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В облас­ти избирательного права неизменными остались принципы Конститу­ции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в Советы. По-прежнему были лишены избирательных прав эксплуататорские элемен­ты и служители религиозных культов.

Национально-государственное строительство:

После принятия Кон­ституции СССР главным направлением в области национальной полити­ки была провозглашена ликвидация исторически сложившегося нера­венства народов, прежде всего в хозяйственной, социальной и культур­ной сферах. В республиканский аппарат управления вовлекались на­циональные кадры. Но широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924-1925 гг. было проведено национально-государственное раз­межевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бу­харской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преоб­разована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Проводилась работа по уточнению границ союзных рес­публик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР пере­давалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской об­ластей РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский ок­руг Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджи­ков. Не всегда достаточно продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих меж­национальных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные округа и районы.

Вплоть до середины 30-х годов (времени принятия 2 Конституции СССР) все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с Основным Законом СССР 1924г.

От язычества Древней Руси к христианству

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон (совокупность богов какого-л. культа) славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени.

Важнейшими богами славян были:

Сварог – Верховный владыка Вселенной. От него родились Боги солнца, ветров, огня и вод, признавался отцом солнца и огня;

Перун – бог грома, молнии, войны. Он был покровителем князей, символизировал их власть. Это бог воинов и дружинников.

Велес – покровитель скотоводства и богатства. Один из атрибутов Велеса - Рог Изобилия; Мокошь– богиня земли, урожая, женской судьбы, великая мать всего живого. Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье; Симаргл— древнерусское языческое божество. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос.

Посредниками между людьми и божествами были жрецы, обязанность которых состояла в жертвоприношениях и нравственном воздействии на народ. Эта группа людей выделилась не сразу: первоначально старейшина рода исполнял языческие обряды и приносил жертвы, затем – князь.

Погребение мертвых считалось также священным действием между языческими славянами. После смерти славянина над ним творили тризну. Кроме поминок, тризна включала в себя: обряд омовения, обряжания, ритуального бдения, сжигания трупа. У славян-язычников часто встречалось и обычное погребение, без сожжения. В могилах славян, относящихся к языческому периоду, находились обыкновенно различные предметы хозяйственного обихода: нож, огниво, кремни для высекания огня, деревянная или глиняная посуда. Существовали особые славянские языческие праздники. Начало нового солнечного года славяне справляли праздником –коляды. Проводы зимы сопровождались сожжением соломенного чучела зимы.

В 988г., при Владимире I, в качестве главной религии было принято христианство. Оно, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный – один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать свою сестру Анну за Владимира. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил Анну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление народа, почитавшего своих языческих богов. Оно утверждалось медленно: на окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве или Новгороде.

Принятие христианство имело большое значение для дальнейшего развития Руси. «Божий слуга» - государь был и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси, сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, а через нее и античной культуры.

Во главе РПЦ был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны обязано было платить налог в пользу церкви – «десятину». Митрополичья кафедра, епископы, монастыри вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны.

Наши рекомендации