Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс. 1 страница

1) Онтологическая функция —первая и отправная. Онто­логия –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выпол­няя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоя­щее время, какова их судьба и т.д.

2) Гносеологическая функция.Гносеология, или теория по­знания, нацелена на изучение природы познания, его отно­шения к реальности и т.д. Теория государства и права, вы­рабатывая теоретические конструкции и приемы, тем са­мым способствует развитию правового познания.

Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.

В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.

Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.

3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

4) Эвристическая функция.Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государ­ственно-правовых явлений, а открывает новые закономер­ности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

5) Методологическая функция.Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отноше­нию к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретичес­кую и логическую целостность. Обобщая государственно-пра­вовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «не­сущими конструкциями» отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

6) Политико-управленческая функция.Государство и пра­во всегда были и будут фокусом политической борьбы, ост­рых политических дискуссий. Термин «политика» в перево­де с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

7) Аксиологическая функцияпредполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

8) Идеологическая функция.Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

9) Практически-организаторская функция.Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.

12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.

5. Понятие и признаки государства.

Понятие государства.Государство - особая суверенная территориальная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (включая аппарат принуждения), регулирующая общественные отношения с помощью правовых норм. Не следует путать понятия государства и страны, хотя они во многом сходны, но если страна - территория жизнедеятельности общества, функционирования (юрисдикции) государства, то государство - организация политической власти страны и общества.

3. Признаки государства.

Основными, существенными признаками государства являются территориальная организация населения, государственная власть, государственный суверенитет, право и сбор налогов. Эти признаки отличают государство от других организаций в обществе.

1) Территориальная организация населения - государство имеет определенную территорию, власть государства распространяется на население, проживающее на его территории (в отличие от власти в первобытном обществе, где подчинённость людей власти распространялась на членов рода). Территория является пространственной основой государства, она включает суши, недра, водное и воздушное пространство и т.д., без территории государство существовать не может, хотя территория государства может изменяться. Население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства (или на иной определённой территории). При этом население и народ - понятия не тождественные, народ - это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию.

2) Государственная власть - особая публичная власть, воплощённая в государственных органах. Государственная власть выполняет функции управления и принуждения. Государственная власть осуществляется посредством органов, объединённых в единую систему - государственный аппарат, который наделён государственно-властными полномочиями, то есть правом принимать обязательные для исполнения решения, прибегать к принуждению для реализации её решений. Государственный аппарат включает не только аппарат управления, но и аппарат принуждения (включая армию).

3) Государственный суверенитет - свойство государства самостоятельно и независимо от других государств и иных организаций осуществлять свои внутренние и внешние функции (то есть свободно решать свои дела как внутри страны, так и в международных отношениях). Другие организации общества и территориальные образования суверенитетом не обладают.

4) Право - государство осуществляет правотворческую деятельность, обеспечивает действие норм права на всей территории. Вместе с тем деятельность государства и его органов основана на нормах права (по крайней мере в конституционных государствах).

5) Сбор налогов - налоги собираются государством с населения и могут быть взысканы в принудительном порядке. Сбор налогов (а также других обязательных сборов) необходим для обеспечения функционирования государственного аппарата и выполнения задач, осуществления функций государства.

Помимо основных признаков государства выделяют ещё и дополнительные признаки, такие, как государственный язык, денежная единица, единое экономическое пространство, единая дорожно-транспортная, энергетическая, информационная система и т.д.

6. Социальное управление и нормативное регулирование в первобытном обществе. Отличие родоплеменной организации общества от государства.

Социальная власть – это организованная сила, обеспечивающая способность социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.

Особенности социальной власти:

В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:

1. распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. объект и субъект власти здесь совпадали);

3. органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;

4. покоилась на традициях;

5. подчинение носило естественный …
характер, вытекало из единства интересов всех членов рода;

6. носила личностный характер, в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имела территориального характера.

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами.

Мононормы– это природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические начала, т.е. обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные нормы социальной регуляции.

Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:

• естественно-природный характер формирования;

• действие на основе механизма обычая;

• мононормы не имели представительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или обязанность;

• доминирование запретов;

• распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая – «родственное дело»);

• нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественного общественного сознания;

• специфические санкции – осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины. Применялись телесные повреждения и смертная казнь.

• Виды социальных норм. Социальные нормы первобытного общества разнообразны. К ним относятся: 1.Обычаи– исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

2.Нормы первобытной морали – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле.

Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать свои собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.

3.Религиозные нормы – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

4.Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражающих представления людей о мире, природе и человеческом бытие. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведений о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения

5.Табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов.

6.Агрокалендари– система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.

Отличие родоплеменной организации общества от государства:

Критерии ПОС Государство
По характеру соц. регулирования традиции, обычаи, мононормы, табу право
По характеру соц. управления община аппарат принуждения
По характеру соц. объединения кровнородственный признак территория
По характеру соц. дифференциации по возрасту и полу социально-экономический статус
По типу собственности общая государственная или частная
По характеру принуждения социальное (община) государственное

7. Причины возникновения государства.

Причины возникновения государства - это факторы, вследствие которых образовалось такое общественное явление как государства.

Различные исследователи государственно-правовых явлений выявляли различные причины перерастания родового общественного устройства в государства. Изыскания этих исследователей нашли отражения в теориях происхождения государства.

2. Основные теории происхождения государства.

Среди исследователей государственно-правовых явлений наиболее распространенны следующие теории происхождения государства:

- Теологическая теория происхождения государства (Фома Аквинский, Иосиф Волоцкий), по которой возникновение государства объясняется Божьим промыслом.

- Договорная, или естественно-правовая теория происхождения государства (Т.Гоббс, Г. Гроций, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев), объясняет происхождение государства заключением общественного договора, пониманием людей необходимости общественного существования в рамках государства.

- Психологическая теория происхождения государства (Л.И. Петражицкий), объясняет возникновение государства проявлением факторов человеческой психики, его склонности к общежитию, поиска авторитета.

- Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), предполагает, что государство возникло вследствие завоевания одних племен другими, т.е под воздействием военно-политических факторов.

- Патриархальная теория возникновения государства (Аристотель, Конфуций, Н.К. Михайловский), связывает происхождение государства с разрастанием семьи, родов, объединение их в племена, племенные союза и в результате объединение в государство.

- Марксистская теория происхождения государства (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), объясняет возникновение государства экономическими причинами: имущественным расслоением, появлением частной собственности, разделением труда.

3. Формы возникновения государства.

Формы возникновения государства - это реалии происхождения и становления государства у различных культур и народов.

Существует две точки зрения по вопросу форм возникновения государства, в соответствие с первой точкой зрения существует три формы происхождения государства: рабовладельческая, обусловленная «азиатским способом производства» и прафеодальная. Другая точка зрения, также выделяет три формы происхождения государства: древнегерманская, древнеримская и древнегреческая.

8. Основные пути происхождения государства.

1) европейский: появление частной собственности; раскол общества на классы; появление классовых противоречий;

2) восточный (азиатский): в основе экономики – государственная форма собственности на основные средства производства, частная собственность второстепенна; мощный чиновничий аппарат; деспотии

Полный ответ

Формирование государства — длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путь возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале — Древний Восток, затем — Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплемен-ная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.

На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. е. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. По мнению Ф. Энгельса, в наиболее «чистом» виде этот процесс проходил в Афинах. В Риме на возникновение классов и государства большое влияние оказала длительная борьба двух группировок свободных членов родоплеменного общества — патрициев и плебеев. В результате побед последних в нем утвердились демократические порядки: равноправие всех свободных граждан, возможность каждого быть одновременно землевладельцем и воином и др. Однако к концу II в. до н.э. в Римской империи обострились внутренние противоречия, повлекшие создание мощной государственной машины.

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится прежде всего к Германии и России).

Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют профеодализмом, а государство — профеодальным.

Таким образом, на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная форма общества — государственность.

9. Теории происхождения государства.

Существует множество различных теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено тем, что имела место специфика возникновения государственного механизма у различных народов. Рассмотрение всех существующих теорий происхождения государства не представляется целесообразным, так как многие из них оперируют схожими взглядами. Однако основные теории, не похожие одна на другую, следующие:

1. Теологическая теория. Автор Фома Аквинский. Эта теория имела широкую популярность во времена феодального строя. Согласно теологической теории государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти Бога на земле. По мнению многих богословов, любая светская власть производна от власти божественной, церковной, власти религиозных организаций. Следовательно, народ должен беспрекословно подчиняться государственным правилам, являющимся продолжением церковных догм.

2. Патриархальная теория. Авторы: Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский. Согласно Аристотелю, государство — это наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага; это своеобразная разросшаяся семья. При этом власть монарха — это естественное продолжение власти отца (патриарха), который управляет своей семьей.

3. Патримониальная теория. Автор: А. Галлер. В соответствии с патримониальной теорией государство произошло от права собственности на землю — патримониума. В дальнейшем из права владения землей власть автоматически получает распространение и на людей, которые населяют данную землю.

4. Договорная теория. Авторы: Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев. По мнению указанных мыслителей, государство возникло в результате заключения внутри населения общественного договора о правилах совместного проживания. При этом на тот случай, если условия заключенного договора будут нарушены, тогда народ приобретает право на революцию, то есть на изменение условий общественного договора.

5. Теория насилия. Авторы: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский. Согласно теории насилия государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными. Иначе данную теорию можно было назвать «теорией соревнования».

Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных племен от возможных посягательств со стороны аналогичных сильных племен.

Кроме того, К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага (как сильных, так и слабых).

6. Психологическая теория. Автор: Л.И. Петражицкий. По данной теории возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, желанием повелевать и подчиняться. Таким образом, формируется идеология власти вождя.

7. Марксистская теория. Авторы: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов. Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Кроме того, государство выступает как средство угнетения людей, поддержания господства одного класса над другим. Однако с уничтожением классов ликвидируется и само государство.

Помимо рассмотренных, существует еще множество теорий происхождения государства, но ни одна из них не может претендовать на абсолютную достоверность.

10. Сущность и социальное назначение государства.

Сущность государства – это его смысл, главное в нем, то, что раскрывает его природу, определяет его содержание, цели, назначение и функционирование.

Основные теоретические подходы к определению сущности государства – это наиболее значимые научные концепции, раскрывающие социальную основу и цели существования государства в обществе12.

Под сущностью государства понимают лежащую в его основе социальную волю.Социальная воля – это стремление различных субъектов общественной жизни к достижению обусловленных их потребностями целей (Цыганов В.И.).

Определить сущность государства – это значит понять, волю каких социальных субъектов оно выражает, и какие цели они реализуют через государство в общественной жизни13.

В зависимости от решения этих вопросов в теории государства и права существует несколько подходов к определению характера сущности государства. Среди них выделяются классовый, общесоциальный и дуалистический подходы14.

Классовый подход был разработан в середине XIX века в рамках марксистского учения о государстве. Согласно этому подходу: “Государство выражает интересы экономически господствующего класса15 и рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим”, то есть сущность государства – это воля экономически господствующего класса.

Этот подход верно отражает особенности государства предшествующих исторических эпох. Однако он обнаруживает неадекватность параметрам современного государства, которое перестает быть классовым, но продолжает существовать и активно развиваться16.

Общесоциальный подход сформировался в российской теории государства и права в течение нескольких последних десятилетий.17 В соответствии с этим подходом государство изначально, на всех этапах его развития выражает волю всего общества, объединяет все общество, разрешает возникающие противоречия и конфликты, выступает средством достижения согласия и примирения. Сущность государства, в соответствии с этим подходом, это воля всего общества, всех его членов, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от истинной природы государства, рассматривается обществом как несправедливость.

Следует также учитывать, что сущность государства, как и любого другого явления, качественно не меняется. Если она изменится, то тогда перед нами будет уже не государство, а совсем другое социальное образование. Даже поверхностный анализ позволяет сказать, что основные признаки, например, древнеегипетского государства и современного одни и те же. Значит и сущность как глубинное свойство, определяющее признаки государства, не изменилась. Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства по своей сущности были призваны выражать волю всего общества. Любое государство всегда осуществляет общесоциальные функции, действует в интересах всего общества и является не только орудием подавления, машиной господства в руках какого-то класса, но представляет все общество, является средством его объединения. Конечно, общую волю не следует трактовать как арифметическую сумму одинаковых равных воль всех членов общества. В основе государства всегда лежит общая воля как сложное, противоречивое единство, в котором воля (соответственно интересы и потребности) каждой социальной группы представлены настолько, насколько важен ее вклад в общее дело, в прогресс общества.

С этих позиций не выдерживает критики очень распространенный в современной научной и учебной литературе дуалистический подход к сущности государства. В рамках этого подхода сущность государства рассматривают как изменчивое явление. На протяжении основного времени своего развития государства имели классовый характер, выражали интересы эксплуататорских классов – рабовладельцев, феодалов, но вот на стадии развитого капитализма (в странах Западной Европы) государства вдруг стали выражать интересы всего общества. Дуалистический подход противоречит элементарной логике, утверждая, что на разных исторических этапах у государства наблюдаются разные сущности. Этого быть не может, так как изменение сущности означает, что перед нами уже не государство, а другое явление.

Наши рекомендации