Доходы, полученные от использования авторских или иных смежных прав. 1 страница

Предварительные выводы: статистические результаты условий и качества жизни, как односложно-линейные знания, сами по себе не могут служить достаточной базой для последующих возможных выводов о формировании психологических качеств юристов в сложном взаимодействии систем "человек" - "общество".

Далее, нами отдельно изучены также такие психические явления, как представления. Представления являются уровнем избирательного отражения объективной реальности. Отражение реальности в представлениях позволило выявить осознание (понимание) "внешнего мира" (условий труда и качества жизни) - представления как субъективная реальность социально-профессиональной среды.

1. Представления курсантов ОВД в характеристике социально-профессиональной среды обозначены как дефицитарно-дискурсивные (сниженные, недостаточно адекватные, беззаботные, самоуверенные). Из этого следует, что неадекватные представления курсантами социально-профессиональной среды неминуемо проявятся в виде психологической неподготовленности (безотносительно уровню полученных знаний и умений, а именно психологической неготовности) к узкоспециализированной деятельности.

2. Представления сотрудников ОВД (стаж до 10 лет) об организации деятельности и социальной среды обозначим как адекватные осцилляторно-ремиттирующие (сочетание пикообразных проявлений способствующих и тормозящих механизмов в течение длительного времени).

3. Представления сотрудников ОВД (стаж выше 10 лет) обозначены как адаптированные, гедонистически-стагнирующие и реманентные (довольствующиеся малым, застывшие, остановившиеся в динамике, адаптированные и при этом отстающие от требований общества постоянного повышения эффективности работы ОВД).

4. Представления студентов гражданско-правовой специализации (имеющих опыт профессиональной деятельности - стихийное тьюторство) соответствуют юристам со стажем работы, обозначены как адекватно-реалистичные (зрелые). Из этого следует, что студенты с ранним учебно-профессиональным самоопределением более успешны в первично-профессиональной адаптации. Работающие студенты более адаптированы к реалиям профессиональной среды.

Представления юристов гражданско-правовой специализации со стажем работы обозначены как адекватно-реалистичные (высокой ресурсности) преимущественно материального благополучия.

Таким образом, выявить закономерности влияния представлений (как уровня познания и отражения реальности) в односложно-линейном познании формирования психологических качеств юристов также не является достаточным.

Отмечаем, что линейное, социоцентрическое, изучение жизнедеятельности в процессе правовой регуляции и влияния на формирование индивидуальности юриста имеет свои границы и может привести к декларативным (описательным) выводам и перечислению несущественных признаков. Однако сами по себе эти социальные "признаки" имеют познавательное значение - они могут быть положены в основу задач исследования закономерностей формирования индивидуальности юриста в условиях полидетерминации - закономерности бытия (жизнедеятельности) специалиста и его профессиональной деятельности.

Далее, для изучения психических качеств юриста проведено исследование совместного влияния систем "внешнего мира" (условия и качество жизни) и представлений (уровня познания профессиональной среды) в сопоставленности со стратегиями ЖД.

Стратегии жизнедеятельности и психические качества курсантов ведомственных юридических вузов. Стратегии ЖД курсантов отличаются от сотрудников ОВД со стажем и студентов "гражданских" юридических вузов. Под влиянием условий жизни, представлений (у курсантов - учебно-служебные с лимитирующими тенденциями профессионального благополучия; представление - дефицитарно-дискурсивное: недостаточно адекватное, беззаботное, самоуверенное) формируется присущая этой группе ЖД (P-Level < 1 0,01):

высокие интенция общения и легкость общения, низкая интенция развития личности и высокая дистанции к работе (DF);

отказ при неудаче (RT) и неконформность (властность) взаимодействия с коллегами (ДМО 1 - 4)), зависимость (потребность в помощи) и избегание (при решении служебных задач);

высокая агрессия и импульсивность (прямолинейность) при взаимодействии с гражданами.

Дифференциация. Такие показатели ЖД юристов с возрастом и стажем работы, иными представлениями изменяются. У сотрудников ОВД со стажем иная выраженность ЖД.

Стратегии ЖД и психические качества у сотрудников ОВД со стажем работы. Условия жизни у сотрудников ОВД со стажем являются особыми по напряженности, лимитирующими по ресурсности жизни, а представления - адекватные осцилляторно-ремиттирующие (антагонистические с сохранением и повторением тормозящих механизмов в течение длительного времени). Стратегии ЖД у сотрудников ОВД со стажем иные (P-Level < 1 0,01):

интенция - стремление к общению уменьшается, нарастает социальная желательность ("законопослушность" в поведении);

регулятивный уровень - легкость межличностного общения затрудняется, уменьшается неконформность (властность) отношений с коллегами (ДМО 1 - 4)) и уменьшается (!) сотрудничество с коллегами (ДМО 6, 7);

результативный компонент - успешность повышается (но запаздывает от требований общества), появляются патопсихологические изменения личности (GT) и они коррелируют с агрессией.

Стратегии ЖД и психические качества у гражданско-правовых юристов со стажем работы. Стратегии ЖД юристов со стажем работы отличаются от стратегий ЖД студентов юридических вузов. У гражданско-правовых юристов условия жизни более благоприятные, по сравнению с юристами уголовно-правовой специализации - ламинарные явления качества жизни и профессионального благополучия, санкционирующие по ресурсности. Стратегии ЖД у гражданско-правовых юристов другие, вследствие воздействий других "внешних" и "внутренних" условий (P-Level < 10,01):

регулятивный уровень: конформные отношения с коллегами (ДМО-5.6: покорность, сотрудничество), дистанция к труду (можно "забыть" о работе по окончании рабочего дня), отказ при неудаче (RT - "примирение" с неудачей и отказ от ее преодоления), тревожно-агрессивное состояние (психическое состояние в кризисе);

легкость межличностного общения затрудняется, нарастает пассивное взаимодействие с гражданами (избегание при решении служебных задач);

просоциальные методы воздействия (социальные контакты) увеличиваются с одновременным нарастанием (!) агрессивных способов воздействия на граждан в правовой деятельности (регуляции);

результативный компонент - патопсихологические изменения личности (GT, преимущественно по: PAR - подозрительности, иллюзорности; PHOB - страха на определенных людей; ANX - тревожности; INT - обостренного чувства собственного Я; SOM - психосоматических расстройств).

Отмеченное характеризует полисистемный механизм жизнедеятельности юриста в правовой регуляции систем "человек" - "общество". Выводы имеют практическую значимость - основаны на взаимодействии систем в детерминации ЖД и в формировании психических качеств юриста.

1. Проведенное изучение представлений, условий и качества жизни имеет научную и практическую значимость. Выявлены закономерности представлений (как уровня познания и отражения реальности) в отображении жизнедеятельности: характеристик социально-профессиональной среды и субъективных особенностей отражения объективной реальности; позволило выявить "проблемные узлы" социальной реальности (организации правовой деятельности) и направления изменений психологических качеств юриста.

2. С позиции концепции психологии жизнедеятельности предоставляется возможность исследования жизнедеятельности (метасистемы опосредования) профессионала, которая изменяется под влиянием систем "общество" и "индивидуальность" и которая влияет на изменение (развитие, формирование) психологических качеств юриста. Стратегии ЖД (юристов уголовно-правовой и гражданско-правовой сферы права) отображают эффекты взаимодействующих систем (полисистемное влияние), что позволяет рассмотреть формирование индивидуально-психологических качеств не только при влиянии особенностей труда юристов, но и в сложном влиянии систем "общество" (условия и качество жизни) и "индивидуальности".

3. Далее необходимо изучение полисистемных процессов взаимовлияния систем (не только в социогенезе, но и в персоногенезе) путем интегрального исследования индивидуальности и изучения опосредующего звена - стиля жизнедеятельности.

II. КОНСТИТУЦИОННОЕ, ФИНАНСОВОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Н.А. ПОВЕТКИНА

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПЛАТЕЖНОГО БАЛАНСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГОСУДАРСТВА

Поветкина Н.А., кандидат юридических наук, доцент, заведующая отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства ФГНИУ "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации".

В современных условиях глобализации экономики взаимодействие между государствами приобретает особую значимость ввиду расширения международного торгового и финансового пространства. Создание международных экономических организаций, таможенных союзов приводит к интенсификации взаимного обмена, торговли между гражданами и организациями различных стран, а также движения финансовых средств, формируется единый мировой рынок товаров, услуг, валют, кредитов, ценных бумаг. Такой многогранный комплекс международных финансовых взаимоотношений является значимым и необходимым для государства, поэтому в целях обеспечения национальной безопасности и в целях обеспечения финансовой устойчивости любое суверенное государство должно отслеживать финансовые потоки, анализировать количество "исходящих" из страны денежных ресурсов и "приходящих" в нее. Все это влияет на внутреннее функционирование государства, а также на его положение в международном сообществе. Соответственно, любые внешние финансовые потоки каждой страны должны быть отражены в оформляемом на государственном уровне документе, с помощью которого можно контролировать, а в дальнейшем регулировать внешнеэкономические взаимосвязи государства. Таким документом в Российской Федерации, как и в ряде других государств, является платежный баланс.

Платежный баланс показывает, на каком этапе интеграции в мировое экономическое пространство находится страна, влияет на процессы производства в государстве, курсы валют, золотовалютные резервы, на направления всей финансовой политики государства. О.В. Леонова и Н.В. Шалашова указывают, что платежный баланс содержит в себе информацию о состоянии национальной экономики страны, ее взаимоотношениях с другими государствами, что позволяет оценить степень надежности внешнеэкономического положения страны, выявить стоящие перед ней проблемы <1>. Вышеуказанные обстоятельства позволяют говорить о необходимости и актуальности изучения платежного баланса не только в аспекте экономического понимания данного понятия, но и правового.

--------------------------------

<1> См.: Леонова О.В., Шалашова Н.В. Платежный баланс РФ: новая методология составления и его современное состояние // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. N 5. С. 78.

На сегодняшний день исследования по определению понятия, разработке характеристик и основных элементов платежного баланса в большей степени осуществляются экономистами. Так, Л.Н. Красавина определяет платежный баланс как "стоимостное выражение всего комплекса мирохозяйственных связей в форме соотношений показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов за определенный период или на определенную дату" <1>. С.М. Борисов усматривает сущность платежного баланса в том, что "это важный государственный документ, который в денежных показателях отражает состояние международного экономического обмена и других видов общения граждан и учреждений страны с внешним миром" <2>. Равновесие платежного баланса может быть нарушено вследствие превышения импорта над экспортом, негативной динамики валютного курса <3>, снижения курса национальной валюты <4>.

--------------------------------

<1> Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 123.

<2> Борисов С.М. Методологические основы построения платежного баланса // Деньги и Кредит. 2006. N 12.

<3> Об определяющем значении платежного баланса для формирования валютного курса см. подробнее: Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и состояние. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2013. С. 150 - 151.

<4> См.: Батрова Т.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

Очевидно, что для централизованного и равномерного контроля за международным экономическим взаимодействием государств, финансовым обменом резидентов каждой конкретной страны с внешним миром необходима единая общемировая методология составления платежного баланса. Такая методология обеспечит сопоставимость экономических показателей различных государств в рамках внешнеэкономической деятельности. До определенного периода экономическое исследовательское бюро Лиги наций ежегодно публиковало платежные балансы отдельных стран по официальным данным, составленным отдельными экономистами <1>. В настоящее время ответственность за унификацию подхода к составлению и публикации платежных балансов государств на мировом уровне лежит на Международном валютном фонде (далее - МВФ) <2>. Первое методологическое пособие по платежному балансу было выпущено МВФ в 1948 г. Унифицированные рекомендации составления платежного баланса подготавливаются в целях обеспечения получения максимально подробной и единообразной информации о состоянии внешнеэкономических связей стран - участниц МВФ, а, также выработки единого алгоритма обработки и публикации собранной информации для получения одинаковых оценок валютного положения стран - членов МВФ в целях их сравнения и анализа. В настоящее время большинство стран мира использует шестое издание "Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции" МВФ (далее - РПБ6) 2008 г. <3>. В Российской Федерации платежный баланс стал составляться по РПБ6 с 1 квартала 2012 г. <4>. В нем гармонизированы рекомендации <5> МВФ в области статистики международных связей с обновленной Системой национальных счетов 2008 г. <6> и международными стандартами по статистике государственных финансов, денежно-кредитной и финансовой политики. Текст нового руководства по составлению платежного баланса сохранил основополагающие принципы РПБ5, однако был немного расширен разъяснениями, уточнениями и улучшениями. Методические рекомендации МВФ по составлению платежного баланса с правовой точки зрения являются международным актом, принятым в целях гармонизации и унификации порядка составления платежного баланса в государствах - участницах данной организации для получения сопоставимых, достоверных, общепринятых и своевременных данных статистики о состоянии внешнеэкономических позиций стран. Однако они носят рекомендательный характер, и каждая страна - участница МВФ имеет право, но не обязана применять их, "это концепция, которая может применяться в отношении самых разных стран... поэтому стоит признать, что некоторые положения Руководства не могут быть применимы во всех случаях" <7>. Ответственность за принятие во внимание особых условий страны лежит на органах применяющего государства, составляющих платежный баланс.

--------------------------------

<1> См.: Шалашова Н.В. Платежный баланс РФ: методика составления и современное состояние. М.: ВАВТ, 2009. С. 6.

<2> На сегодняшний день членами МВФ являются 188 стран, в том числе и Россия // http://www.imf.org/external/np/sec/memdir/members.aspx.

<3> Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции. Шестое издание. Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд. 2012.

<4> Информация Банка России от 27 июня 2012 г. "Об изменениях в методологии публикации данных платежного баланса Российской Федерации" // Пресс Служба Банка России (http://www.cbr.ru/press/pr.aspx?file=120627_180506intern1.htm).

<5> О гармонизации рекомендаций см. подробнее: Иванов Ю.Н. Вопросы истории международной и отечественной статистики // Вопросы статистики. 2012. N 8.

<6> Система национальных счетов. 2008. Нью-Йорк, 2009.

<7> Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции. Шестое издание. Вашингтон, округ Колумбия: Международный Валютный Фонд, 2012.

Понимая экономическую природу и сущность понятия платежного баланса, представляется необходимым отметить, что они могут быть реализованы и применены, только если они облечены исключительно в правовую форму. Одной из важнейших юридических характеристик платежного баланса является то, что в нем отражаются операции только между субъектами валютных правоотношений, принадлежащих к различным государствам, - резидентами и нерезидентами <1>, которые, исходя из классификации субъектов валютных правоотношений, относятся к субъектам, непосредственно совершающим валютные операции <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" // Российская газета. 2003. 17 дек.

<2> См.: Кучеров И.И. Валютное право России: Академический курс лекций. М.: Юстицинформ, 2011. С. 96 - 104.

В Российской Федерации платежный баланс не облечен в форму ни нормативного, ни тем более нормативного правового акта. Платежный баланс принимается в форме информационно-аналитического материала Банком России, в то время как по вопросам своей компетенции издает нормативные акты только в форме указаний, положений и инструкций <1>. Порядок разработки и представления платежного баланса России регламентируется Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 849 <2>. В соответствии с данным Постановлением разработка ежеквартальных и годовых отчетных платежных балансов Российской Федерации возложена в первую очередь на Центральный банк РФ совместно с Федеральной службой государственной статистики и Министерством финансов РФ. В соответствие с Федеральным законом "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" <3> субъектами официального статистического учета являются федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы и Центральный банк РФ, именно они осуществляют формирование официальной статистической информации. В свою очередь, на Росстат возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации <4>. Банк России вправе для составления платежного баланса запрашивать и получать необходимую информацию на безвозмездной основе у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц <5>. Как и любые другие статистические отчеты, платежный баланс России должен составляться на основе следующих принципов: полнота, достоверность, научная обоснованность, своевременность предоставления и общедоступность; применение научно обоснованной официальной статистической методологии, соответствующей международным стандартам и принципам официальной статистики, а также законодательству Российской Федерации, открытость и доступность такой методологии; рациональный выбор источников; возможность формирования по Российской Федерации в целом, по ее субъектам и по муниципальным образованиям; обеспечение конфиденциальности первичных статистических данных; согласованность действий субъектов официального статистического учета; обеспечение сохранности и безопасности официальной статистической информации, первичных статистических данных и административных данных <6>. Таким образом, именно Центральный банк РФ и Росстат ответственны за сбор и формирование статистической информации для составления платежного баланса России, на них возложены правомочия по обладанию официальной статистической информацией.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ред. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 2002. 13 июля.

<2> Постановление Правительства РФ от 18 июля 1994 г. N 849 "О порядке разработки и представления платежного баланса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 14. Ст. 1638.

<3> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 6 дек.

<4> Постановление Правительства РФ от 2 июня 2008 г. N 420 "О Федеральной службе государственной статистики" (ред. от 2 ноября 2013 г.) // СЗ РФ. 2008. N 23. Ст. 2710.

<5> Статья 57 Федерального закона "О Центральном банке (Банке России)" // Российская газета. 2002. 13 июля.

<6> Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 6 дек.

В свою очередь Минфин России в части составления платежного баланса реализует свои полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности <1>. Кроме того, Минфин России осуществляет управление государственным долгом Российской Федерации, как внутренним, так и внешним, и ведет долговые книги Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований (п. п. 5.3.14 - 5.3.15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"). Соответственно, Минфин России в рамках разработки платежного баланса РФ осуществляет предоставление необходимой информации о международных хозяйственных операциях резидентов Российской Федерации, данных о внешнем государственном долге и международных резервах страны, а также взаимодействует с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности. Помимо Центрального банка РФ, Росстата и Минфина России в ежегодной разработке прогнозных платежных балансов России участвуют Министерство экономического развития, Министерство промышленности и торговли, Министерство энергетики, Федеральная таможенная служба, другие органы государственной власти, связанные с внешнеэкономическим сотрудничеством российских резидентов, а также Внешэкономбанк.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" // Российская газета. 2004. 31 июля.

Отдельные полномочия в отношении платежного баланса Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, которое в целях защиты внешнего финансового положения и поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации может принять решение о введении мер ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью <1> по представлению Центрального банка РФ. Такие меры вводятся или усиливаются в случае необходимости воздействия на валютные резервы Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (ред. от 30 ноября 2013 г.) // Российская газета. 2003. 18 дек.

Платежный баланс Российской Федерации представляется важным государственным статистическим документом. В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" Банк России в свой Годовой отчет обязательно включает анализ платежного баланса за конкретный год, а также приводит таблицу с основными данными платежного баланса. В 2013 г. такие сведения содержатся в разд. 1.6 Годового отчета Банка России <1>. Многие программно-политические и стратегические документы в нашем государстве основываются на данных платежного баланса России или прогнозируют его динамическое развитие. Так, в ст. 45 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)" установлено, что основные направления государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год включают в себя в качестве одной из составляющих прогноз основных показателей платежного баланса России на предстоящий год. Данные направления - важный стратегический документ, проект которого Банк России ежегодно направляет в Государственную Думу, предварительно представляя Президенту и Правительству России. Основные направления денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов <2> рассматривают состояние платежного баланса, принятые меры для его совершенствования и прогноз основных элементов. Прогнозирование развития платежного баланса России включено и в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года <3>, разработанного Минэкономразвития страны. В Указе Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" <4> установлено, что появление дефицита платежного баланса может привести к замедлению перехода к инновационному развитию, последующему накоплению социальных проблем в стране. Исходя из этого, можно сказать, что ежеквартальный и ежегодный контроль над состоянием платежного баланса страны является необходимым для благоприятного социально-экономического развития государства и реализации экономического роста в рамках концепции национальной безопасности. Кроме того, снижение дефицита платежного баланса может рассматриваться как критерии состояния экономики, отвечающей требованиям экономической безопасности <5>. В результате предложенного анализа важных стратегических документов нашего государства можно сделать вывод, что данные платежного баланса играют значимую роль в формировании основных направлений развития страны. Прогноз платежного баланса России можно назвать стратегическим документом, на основе которого государственные органы могут составлять планы по экономическому взаимодействию с международным сообществом, регулировать приток и отток финансовых ресурсов из страны и таким образом косвенно влиять на курсы иностранных валют. Вот почему данные платежного баланса являются одними из показателей национальной безопасности государства. Платежный баланс отражает "болевые" точки нашего внешнеэкономического взаимодействия, а также его благоприятные и полезные для страны моменты. В результате грамотного анализа причин и последствий появления конкретных суммовых агрегатов в платежном балансе государство может предусмотреть необходимые изменения в правовое регулирование различных сфер жизни общества так, чтобы способствовать прогрессивному развитию нашей экономики и улучшению благосостояния общества.

--------------------------------

<1> Годовой отчет Центрального Банка РФ. 2013 г. // http://www.cbr.ru/publ/God/ar_2013.pdf.

<2> Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов (утв. Банком России) // Вестник Банка России. 2013. N 67.

<3> Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) // http://www.economy.gov.ru (по состоянию на 14 октября 2014 г.).

<4> О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года см.: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (ред. от 1 июля 2014 г.) // Российская газета. 2009. 19 мая.

<5> Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)" // Российская газета. 1996. 14 мая.

Таким образом, во-первых, необходимо отметить, что платежный баланс Российской Федерации является одним из основных показателей, влияющих на финансовую устойчивость Российской Федерации; во-вторых, характеризуется следующими признаками: составляется системой органов государственной власти, из которых ответственным является Центральный банк РФ; в-третьих, не имеет правовую форму выражения <1>; в-четвертых, учитываемые операции отражаются только в денежном эквиваленте; в-пятых, формируется исключительно между резидентами и нерезидентами Российской Федерации в рамках валютных правоотношений в сфере внешнеэкономической деятельности.

Наши рекомендации