Сущность президентской власти в Российской Федерации
Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила разделение властей на 3 ветви - законодательную, исполнительную и судебную.[8]В системе органов государственной власти важную роль играет и Президент Российской Федерации, являющийся гарантом Конституции и главой государства, не входящий ни в одному из вышеперечисленных ветвей власти, но обладающий широким кругом полномочий, позволяющим ему осуществлять общее руководство ими и влиять на их деятельность.
Стоит отметить, что система власти президента в Российской Федерации не имеет аналогов в мире. Такая специфическая особенность вызывает её непонимание, как и со стороны международного сообщества, так и со стороны оппозиции, что ведёт за собой попытки ревизовать Конституцию и ослабить полномочия президента. Однако, стоит отметить, что так называемый «сильный президент» - явление совсем не случайное, а закономерное, обусловленное большим числом факторов. В большой степени это зависит от особенностей российского менталитета, предполагающий, что Россия – исторически предрасположена к монархической форме правления, требующая во главе «сильного» руководителя[9].
Как уже было сказано в предыдущем параграфе, во время становления института президентства в Российской Федерации существовал ряд серьёзных вопросов. К ним относились сложная экономическая ситуация, жёсткая конкуренция, острая политическая борьба, проблемы, возникшие в результате перехода к рыночным отношениям, наличие сепаратистских и экстремистских организаций. В последнем десятилетии прошлого века в России сформировался ряд реальных угроз национальной безопасности, которые могли привести к потере жизненно важных отношений на экономических рынках и утраты статуса великой державы. В таких условиях наличие «сильного президента»позволяет как и развиваться в направлении демократизации страны, взяв курс на либеральные реформы, так и жёстко пресекать преступность, шпионаж и негативные процессы в экономике страны. Именно поэтому в системе органов государственной власти нашей страны президент занимает особое место.
Как уже было сказано выше, Конституция Российской Федерации не относит Президента Российской Федерации ни к одной из ветвей власти[10]. Однако, человек, занимающий данный государственный пост наделён широкими полномочиями. Конституция Российской Федерации гласит, что Президент Российской Федерации вносит законопроекты в Государственную Думу[11]. Анализируя данную статью, можно сделать вывод, что президент наделён полномочиями законодательной ветви власти, то есть имеет законодательную инициативу. Так же президент осуществляет работу по формированию и функционированию работы исполнительных органов: он совершает первоначальные назначения и освобождения от должности членов Правительства, принимает непосредственные решения в сфере исполнительной власти.[12] В сфере судебной власти Президент Российской Федерации так же имеет определённые полномочия: он представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, назначает судей других федеральных судов[13].
Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что Президент Российской Федерации действительно имеет полномочия в сфере любой из ветвей власти, и такая система управления государством не имеет аналогов в мире. Однако стоит обратить внимание на круг полномочий президента в отношении данных государственных органов. Президент выполняет лишь контрольно-организационные функции, осуществляя общее руководство. Вопросы узкого профиля, которые касаются непосредственно компетенции определённой ветви власти или государственного органа, президент не регулирует, так как не имеет ни конституционного разрешения, ни компетенции. При непосредственном вмешательстве Президента в какую-либо из ветвей власти может произойти сбой в её функционировании, что будет препятствовать нормальной работе органа государственной власти. Исходя из этого, Конституция даёт президенту "особую" роль - осуществлять общее руководство, оставляя вопросы, касающиеся непосредственно ведения каждой ветви власти на самостоятельное рассмотрение.
У такой роли президента, сложившейся в Российской Федерации есть как и свои плюсы, так и свои минусы. Безусловным минусом является то, что хоть президент и не может вмешиваться в дела ветвей власти, но оказывать воздействие на них он всё же способен, так как при назначении или отстранении от должностей большую роль играет слово президента. Безусловным плюсом является то, что при такой своеобразной модели осуществления государственной власти обеспечивается слаженное функционирование всех ветвей власти. Конституция закрепляет, что Президент обеспечивает согласованное взаимодействие органов государственной власти, а так как фактически он осуществляет над ними общее руководство, это задаёт общий курс для проведения внутренней и внешней политики, что практически исключает разногласия между ветвями власти и государственными органами и способствует их слаженной работе и взаимодействию.
Кроме «своеобразной» роли, которая уже рассмотрена и проанализирована выше, Президент Российской Федерации осуществляет государственную власть и в стандартных для данной должности полномочиях, закреплённых Конституцией Российской Федерации. К ним относятся:А) Роль главы государства[14].
Б) Руководство внешней политикой Российской Федерации[15].
В) Роль главнокомандующего вооружёнными силами Российской Федерации[16].
Г) Представление Российской Федерации в международных отношениях и внутри страны[17].
Анализируя вышеперечисленное, можно сделать вывод, что такие полномочия характеры для президентов большинства стран, и отличительной чертой сущности президентской власти в Российской Федерации является как раз особый статус человека, занимающего данную должность. Например, в Германии президент наделён только представительскими полномочиями, а власть фактически полностью принадлежит парламенту. В Соединённых Штатах Америки президент является главой государства, осуществляет общее руководство страной, но оставляет вопросы функционирования определённых государственных органов в их ведении. В Российской Федерации президент является не только главой государства, который исполняет как и представительские, так и регулирующие функции, определяя курс внутренней и внешней политики, но и имеет «особую» роль, обеспечивая и координируя деятельность государственных органов, имея как и полномочия каждой из ветвей власти, так и влияние на них. Именно такая "сильная" президентская власть позволила выйти из политического и экономического кризиса последнего десятилетия прошлого века, и она существует в Российской Федерации и по сей день, поддерживая стабильную обстановку и порядок в обществе. Но какие функции и полномочия предназначены Президенту Российской Федерации для поддержания общественного порядка и проведения курса внутренней и внешней политики? Данный вопрос предлагается к подробному рассмотрению вашему вниманию в следующей главе.