Какие технологии социальной работы предполагает помощь в трудных жизненных обстоятельствах?

Причины развития девиантного поведения.

Борьба с алкоголизмом, наркоманией, проституцией и различными видами противоправного поведения.

7. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска.

Разобрать ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1

Пожилая женщина (72 года) похоронила мужа, детей нет. Осталась одна в однокомнатной квартире, передвигается по квартире с трудом. Хочет жить в доме-интернате для престарелых и инвалидов.

Имеет ли она на это право? Какова законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения вопроса. Какие документы необходимы для помещения в дом-интернат для престарелых и инвалидов? Перечислите основные права граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Ситуационная задача 2

Женщина 60-ти лет воспитывает одна десятилетнего внука. Ее дочь - мать ребенка - умерла при родах; отец ребенка ушел из семьи еще до его рождения. У мальчика порок сердца. Основной источник дохода – пенсии: по старости – женщины и по утере кормильца - ребенка.

Определите социальные проблемы семьи. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы.

Практическое занятие №4

«Социальная защита материнства и детства»

Цель: раскрыть значимость института семьи для современного государства, изучить меры государственной поддержки семьи.

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.;

Вопросы:

1. Семья как объект социальной работы: структура и социальные функции семьи, сущность социальных проблем современных семей.

2. Социальная работа по охране семьи, материнства и детства

1) социальное обслуживание семьи;

2) государственная социальная помощь семье;

3) социальная защита детей в семье.

3. Краткий анализ социальных программ по работе с семьей, материнством и детством

Разобрать ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1

Молодой человек 29-ти лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.

Каковы основные проблемы семьи? Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблем членов семьи. Куда может обратиться клиент? Какую помощь может оказать специалист социальной работы?

Ситуационная задача 2

Молодой человек вернулся из армии, службу проходил в одной из «горячих точек». Имеет ранения. Не может найти работу. Проживает с пожилыми родителями и 15-летней сестрой.

Определите проблемы клиента. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы для решения данного вопроса. В какие учреждения и организации может он обратиться? Какие меры помощи Вы можете предложить?

Ситуационная задача 3

Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.

Определите социальную проблему. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае для решения проблемы семьи, имеющей ребенка инвалида. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи? Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

Практическое занятие №5

«Проблемы несовершеннолетних»

Цель: рассмотреть вопрос социализации личности, изучить механизмы психологической защиты и социализации личности в подростковом возрасте, проанализировать типы развития личности и причины девиантного поведения подростков, изучить опыт работы внеобразовательных организаций психолого-педагогической работы с детьми и подростками с нарушениями социализации.

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.;

Вопросы:

1. Социализация как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Усвоение и воспроизведение индивидом социального опыта.

2. Соотношение понятий «социализация» и «развитие психики»: от низших к высшим психическим функциям (НПФ и ВПФ).

3. Механизмы психологической защиты и социализации личности: заражение, подражание, адаптация; идентификация / обособление; имитация, внушение; конформность, фасилитация и др.

4. Просоциальное, асоциальное и антисоциальное развитие личности; девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути решения.

5. Организация внеобразовательных организаций психолого-педагогической работы с детьми и подростками с нарушениями социализации.

Разобрать ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1

Соседи обратились к социальному работнику с просьбой разъяснить, почему 12-летнюю внучку соседки определили в детский дом без согласия бабушки, страдающей психическим заболеванием.

Назовите нормативно-правовые акты, регламентирующие решение данных вопросов. Решение какого органа необходимо для помещения несовершеннолетнего ребенка в детский дом? В каких случаях социальное (медицинское) обслуживание осуществляется без согласия гражданина? В каких случаях возможна госпитализация человека в психоневрологический стационар в недобровольном порядке?

Ситуационная задача 2

14-летний подросток ведет асоциальный образ жизни – не учится, не работает, злоупотребляет алкоголем, мешает соседям. Его мать также злоупотребляет алкоголем, не работает, воспитанием сына не занимается. Определить основные социально - психологические проблемы данного несовершеннолетнего, подобрать нормативно-правовую базу, регламентирующую решение данных вопросов. Какие учреждения и какие специалисты должны быть привлечены к помощи?

Практическое занятие №6

«Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов»

Цель: рассмотреть основные понятия по теме, проанализировать основные направления государственной политики в отношении ветеранов, изучить вопрос социально-бытового обслуживания инвалидов, изучить нормативно - правовую базу по указанной теме.

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.;

Вопросы:

1. Дайте определения следующим понятиям:

- адаптация,

- благосостояние,

- благотворительность,

- ветеран,

- геронтология,

- зрелость,

- инвалидность,

- реабилитация.

2. В чем выражается государственная политика в отношении ветеранов?

3. Что вы понимаете под социально-бытовым обслуживанием инвалидов?

4. Какие нормативные акты содержат вопросы о обслуживании инвалидов и ветеранов?

Разобрать ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1

Борисов А., инвалид третьей группы, пришел для участие в конкурсе на вакантное место на предприятии ООО «Клад», численность компании порядка ста человек. Заболевание для данного вида работы не была препятствием, но Михайлову отказали в трудоустройстве, ссылаясь на его инвалидность. Как пояснил руководитель отдела кадров, компания вообще не принимает на работу инвалидов.

Какие гарантии предоставляются инвалидам, устраивающимся на работу со стороны государства? Правомерен ли отказ компании ООО «Клад» в трудоустройстве?

Ситуационная задача 2

В территориальный орган (отдел) социальной защиты населения обратился 50-летний К., имеющий I группу инвалидности, с просьбой разъяснить, на какие меры социальной поддержки он может рассчитывать с 2005 года в связи с законом о «монетизации льгот».

Изучите нормативную базу, регламентирующую названный вопрос. Полагается ли ЕДВ для данной категории населения. Объясните, что включает в себя “социальный пакет”, каков его денежный номинал? Имеет ли право данный клиент на субсидии для оплаты жилищно-коммунальных услуг? Если да, то в каком размере?

Ситуационная задача 3

27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.

Определите основную проблему. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы в данном случае. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке? Какие меры помощи можно использовать в данном случае?

Практическое занятие №7

«Одиночество как социальная проблема»

Цель: рассмотреть основные понятия по теме, решить ситуационные задачи.

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.;

Вопросы:

1. Понятие одиночества,классификация моделей одиночества.

2. Система социального обслуживания пожилого населения в РФ.

3. Технологии в социальной работе с одинокими людьми.

4. Профилактика и терапия одиночества.

Разобрать ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1

Представим ситуацию: Вы соционом, которого редакция одной из местных газет попросила ответить на письмо, недавно опубликованное в данной газете за подписью ”Таня Т.”. Содержание письма следующее: “Открываю газету, и просто слезы наворачиваются…” имею рост Венеры”… “ мой любимый должен”… “ привлекательная блондинка”… Какая наивность: делать через газету себе жизнь”.

Подготовьте, пожалуйста, письменный ответ на письмо Тани Т.

Ситуационная задача 2

Ваш клиент - дама возраста 40 лет. Она просит помочь ее хорошему знакомому, которому 42 года. «Он никогда не состоял в браке, – рассказывает клиент, - хороший человек, монтажник… переживает свое одиночество».

Какой будет Ваша стратегия в данной ситуации? Какими способами вмешательства Вы обязательно воспользуетесь в работе с данным клиентом?

Ситуационная задача 3


Врачуют одиночество вином,

Ведут его под женскую опеку.

Врачуют ядом, баней, мертвым сном –

Все способы подвластны человеку.

Но жизнь была б безгрешна и пуста,

Когда бы врачеванье исцеляло...

Существуют ли эффективные средства терапии одиночества? Аргументируйте свою мысль.

Практическое занятие №8

«Социальная работа в сфере занятости»

Цель: рассмотреть основные понятия по теме проанализировать основные направления государственной политики в сфере трудоустройства, изучить нормативно - правовую базу по указанной теме.

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.;

Проблема занятости является одной из важнейших в развитии и функционировании человеческого общества.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс, предполагающий сокращение прежде всего работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывающие уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; приватизация; акционирование предприятий; аренда; ликвидация или сокращение убыточных и нерентабельных предприятий т.д.

Безработица – это отсутствие работы для трудоспособных, а безработный человек – это тот, кто может работать, но не работает. Существуют различные виды и формы безработицы.

- Текущая безработица – незанятость в связи с переходом работников с одного предприятия на другое(фрикционная незанятость).

- Структурная безработица –это результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда, изменений в технологиях, структуре конечного потребления, географического размещения производительных сил, технической отсталости ряда отраслей и производств и т.д.

- Скрытая безработица(латентная) имеет место в России не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности. Это – избыточная занятость, обусловленная разными причинами: стремлением сохранить кадры, уменьшить число безработных, оказать соответствующую поддержку людям и т.д.

- Массовая безработицаэто состояние, когда большое число членов общества, способных к труду, остается без работы.

- Застойная безработицаотносится к людям, которые крайне нерегулярно работают (бомжи, тунеядцы и т.д.)

Законом РФ о занятости предусмотрено, что гражданин России может считаться безработным, если он потерял работу или не имеет доходов из за невозможности получить постоянную работу в данной местности, зарегистрировался в службе занятости как способный и готовый трудиться и пройти переподготовку для этого и, действительно, ищет работу, причем эта служба не предоставила предложений для постоянного трудоустройства в течение первой недели с момента его регистрации.

Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. сказывается прежде всего на материальном положении незанятых, их социально-психологическом самочувствии. Среди этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических учреждениях, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д.

В связи с переходом к рыночным отношениям и появлениям безработицы были открыты службы занятости, которые как раз и занимаются оказанием социальной помощи в трудоустройстве, социальной защиты граждан, потерявших работу.

Основная цель службы занятости – оказание безработным социально-психологической помощи и их профессиональной ориентации, т.е. содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации и здесь, учитывая, что безработные находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием, используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

Информационная консультацияпредоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультированиевключает в себя изучение профессиональных интересов, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Личностная консультацияпроводится, если психолог чувствует - что–то мешает клиенту принять решение (нерешительность, неуверенность, тревожность и т.д.).

Профотборпроводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности (в форме тестирования на компьютерах, с использованием бланковых методик. Для осуществления достоверной диагностики возможностей человека, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу существуют такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мультипсихомер».

Вопросы:

1. Изучить краткий конспект по теме, запомнить основные понятия.

2.Охарактеризовать основные виды безработицы и типы безработных.

3. Проанализировать проблемы, связанные с безработицей.

4. Изучить основные технологии социальной работы в сфере занятости населения.

5. Проанализировать основные направления деятельности ЦЗН г. Борисоглебск.

Разобрать ситуационные задачи:

Ситуационная задача 1

В Центр занятости населения обратился с заявкой на работников (официантов, повара, бухгалтера) владелец вновь открывшегося кафе, его главным критерием в подборе работников: что бы они были местные, с высшим образованием по специальности и не кавказкой национальности.

1) Кем является с точки зрения трудовых отношений?

2) Какой тип социально-трудовых отношений предъявляет своим будущим работникам?

Ситуационная задача 2

Молодой человек вернулся из армии, службу проходил в одной из «горячих точек». Имеет ранения. Не может найти работу. Проживает с пожилыми родителями и 15-летней сестрой.

1. Определите проблемы клиента.

2. Законодательная база, используемая специалистом социальной работы для решения данного вопроса.

3. В какие учреждения и организации может он обратиться?

4. Какие меры помощи Вы можете предложить?

Практическое занятие №9

«Социальная работа с молодежью»

Цель: проанализировать основные направления государственной молодежной политики, изучить нормативно - правовую базу по указанной теме.

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.;

Вопросы:

1. Понятия “взросление” и “молодежь”.

2. Теоретическая база социальной работы с молодежью.

3. Проанализируйте типичные проблемы молодежи. Дайте классификацию этим проблемам в контексте практики социальной работы.

4. Что такое государственная молодежная политика?

5. Проанализируйте известные Вам молодежные программы федерального и регионального уровня. Какая роль в этих программах отводится специалистам социальных служб и самой молодежи?

Задачи и упражнения

1. Авторы и составители “Национальной Доктрины государственной молодежной политики до 2012 года” определяют границы молодежного возраста с 7 до 27 лет. Какова их аргументация? Разделяете ли Вы их точку зрения?

2. “На языке социологии быть молодым, - постулировал К.Манхейм в “Диагнозе нашего времени”, - означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером”. Какие концепции взросления описывают молодежь как аутсайдера?

Проанализируйте эти концепции.

3. Каково, на Ваш взгляд, соотношение понятий “социальная работа с молодежью” и ”работа с молодежью”?

4. “Молодежь во все времена, - постулировал Э.Эриксон, - это не только шумные и заметные люди, но и тихие страдальцы, становящиеся объектом внимания психиатров или литераторов”.

Что имел в виду Э.Эриксон, ведя речь о молодежи как объекте психиатров? Из какой работы ученого взята данная цитата?

5. Какое воздействие оказывает молодежная политика в СССР на современное развитие молодежной политики в России?

Практическое занятие №10

«Духовно-нравственный портрет социального работника»

Цель: .

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.;

Вопросы:

1. Духовно-нравственный облик человека, работающего в социальной сфере

2. Гуманистическая сущность социальной работы

3. Основополагающая роль морали в социальной работе

Практическое занятие №11

«Экстренные ситуации и конфликты»

Цель: изучить основные понятия по указанной теме (конфликт, характеристики конфликта, предмет и объект конфликта, структура конфликтной ситуации, искажение образа в конфликтной ситуации).

Время на подготовку и выполнение:1 час 30 мин.

Вопросы:

1. Проанализируйте определение конфликта английского социолога Э. Гидденса с позиции современных представ­лений.

2. Что общего и в чем различие в сущностных характерис­тиках конфликта и спортивного соревнования?

3. Охарактеризуйте понятие «предмет» конфликта.

4. Раскройте сущность понятия «объект» конфликта.

5. В чем принципиальные различия между предметом и объек­том конфликта?

6. Сформулируйте определение конфликтной ситуации.

7. Какова элементная структура конфликтной ситуации?

8. Что такое образ конфликтной ситуации?

9. Каковы основные виды искажений образа конфликтной си­туации?

Наши рекомендации