III. Проведение реформ Селимом III и Махмудом II
Первые попытки проведения реформ Османиды предприняли еще в середине XVII столетия. В период великого везира Махмеда Кёпрюлю правительство пыталось укрепить структуру армии и государства как за счет восстановления боеспособности тимариотов, так и за счет сокращения вакуфных земель[8]. Результаты первых реформ были не долговременными.
В конце XVIII в. государство, потерпев поражение в войнах с Российской империей, начинает второй тур реформ. Реформаторы хотели остановить развал Империи и укрепить государство, а также создать условия для развития экономики. Второй тур реформ можно условно разделить на два этапа:
– реформы Селима III и Махмуда II (1791-1839);
– танзимат (1839 – 1871/1876).
На первом этапе (1791-1839) реформированием государства занимались султаны Селим III (1789-1807) и Махмуд II (1808-1839). В 1791 г. Селим III поручил своим подданным предоставить письменные предложения по реформированию государства. Всего поступило 17, по другим данным 22 докладные записки о реформах. На основании этих предложений было принято решение начать преобразования. Иногда историки сводят их только к военной реформе. Действительно, проведение военной реформы было важнейшей, но не единственной целью реформаторов. Реформы Селима III получили название «низам-и джадид», что означает «новая система». Первый указ (1792) не отменял полностью военно-ленную систему, а лишь отбирал земли у тех ленников, которые отказывались от несения военной службы. Кроме того, предполагалось создание нового пехотного корпуса, обученного французами, совершенствование военного флота. Для решения поставленных задач планировалось реорганизовать государственный аппарат, упорядочить финансы, построить предприятия мануфактурного типа, обслуживающие нужды армии. «Новая система» не затрагивала основ существующего строя, она должна была его только обновить, укрепить. Правительство стремилось добиться реального контроля над провинциями. Селим III издал специальный указ, определяющий порядок назначения губернаторов и их обязанности. Миллер А.Ф. считает, что главной целью реформаторов было создание феодально-абсолютистского государства. Нам кажется термин «абсолютизм» применительно к Османской Турции можно употреблять только с оговорками. Ведь в классическом варианте европейский абсолютизм уничтожал существующие сословные учреждения, средневековые вольности и свободы. То есть права и привилегии городов и сословий, которых в деспотических государствах Азии никогда и не было. Конечно, реформаторы считали укрепление государственности своей важнейшей задачей. Однако Порту времен Селима III и Махмуда II вряд ли можно считать абсолютистской державой, ибо часть ее окраин давно не подчинялись центральной власти. Только во времена Селима III Турции пришлось вести войну с Францией (1798-1802), чтобы не потерять Египет, также заниматься подавлением освободительного движения в балканских провинциях Греции, Сербии и Черногории.
Реформы Селима III при благоприятных условиях могли привести к прогрессу в экономике и военном деле. Однако обстановка в стране была сложной, правительство не имело поддержки в среде народа. Реформы были выгодны в первую очередь государству. Крестьянство Порты в результате реформ получило только одно – повышение налогов. Города Империи оставались приверженцами традиционных устоев: ремесленники забиты, купцы рассчитывали только на себя. Наиболее предприимчивые из них принадлежали к нетурецким национальностям, им не было дела до укрепления турецкой государственности. Против реформ выступили янычары. Дело в том, что созданные султаном регулярные части выгодно отличались от янычар дисциплиной, военной подготовкой. В дальнейшем они должны были заменить янычарский корпус. Против централизаторских планов султана выступили крупные беи Анатолии, Румелии и других областей.
Реформам препятствовали неблагоприятные внешние условия: вторжение Наполеона в Египет (1798) и война с Россией (1806). Наполеон Бонапарт вначале заявил, что целью его похода является восстановление порядка в Египте. Он намерен наказать мамлюкских беев за неповиновение султану. Селим III объявил войну Франции и послал в Египет албанского офицера Мухаммеда Али. В 1805 г. Мухаммед Али был провозглашен правителем североафриканской провинции. И хотя султан, сохраняя лицо, присвоил ему титул паши, Турция утратила власть над Египтом.
В 1806 г. французы спровоцировали конфликт Порты с Россией. Началась очередная русско-турецкая война (1806-1812). Она закончилась победой России. По Бухарестскому миру Россия получила Бессарабию и ряд районов Закавказья. Подтверждалось право России на покровительство Молдавии и Валахии. Порта обязалась предоставить автономию Сербии. В 1810 г. Абхазия добровольно вошла в состав России. Эти события, а также выступления янычар, привели к приостановке реформ. Поэтому трудно определить степень их воздействия на социально-экономическую ситуацию в стране.
В 1807 г. улемами и янычарами был организован мятеж, который положил конец и реформам, и правлению Селима III. Султан был свергнут, затем убит. Новый султан Мустафа IV стал заложником янычар и улемов. Через год (1808) Мустафа-паша Байрактар, возглавивший общество «рушукских друзей», возобновил реформы. Реформаторам удалось посадить на престол Махмуда II. Однако новый янычарский мятеж сорвал и эти планы, отбросив Турцию назад к средневековью. Махмуд II остался жив благодаря тому, что он был последним потомком рода Османидов. Интересно, что два сподвижника Байрактара Ахмед-эфенди и Рамиз-эфенди в 1809 г. бежали в Россию и стали политическими эмигрантами.
Махмуд II (1808-1839) не сразу продолжил реформы. Участь Селима III стала для молодого правителя сдерживающим фактором. Лишь в 1812 г. султан решился на преобразования. Толчком послужили успехи египетского паши Мухаммеда Али. Мухаммед Али сумел не только укрепить свою власть в Египте, организовать сильную армию, но и покончить с мамлюками (египетскими янычарами). В первые годы своего правления Махмуд II действовал традиционными восточными методами: он физически уничтожал сепаратистки настроенных правителей отдельных областей.
В 1822-1826 гг. создалась благоприятная обстановка для продолжения реформ. Янычары не смогли подавить восстание в Греции; малоазиатские и румелийские правители отказались подчиняться султану и не участвовали в подавлении восстания. Махмуд II обратился за помощью к египетскому паше Мухаммеду Али. Он уже помогал Порте в Аравии (1811-1818гг.), когда в ходе войны было разгромлено государство ваххабитов. В 1824 г. египетские войска высадились на Крите и в Мореи, где жестоко расправились с восставшими греками. Однако египетский паша вел себя независимо. Султан понимал, что для сохранения государства нужно опираться на собственные силы. Он обратился за помощью к духовенству и получил его поддержку в деле создания регулярной армии. Это вызвало очередной мятеж янычар. В июне 1826 г. восставшие янычары были окружены в Стамбуле новыми регулярными войсками и расстреляны из пушек. Махмуд II говорил, что он копирует расправу Петра I над мятежными стрельцами. В результате этих действий султана десятки тысяч янычар погибло, их трупы были выброшены в Босфор и Мраморное море. После разгрома янычарского корпуса сопротивление реформам было ослаблено. Султан смог продолжить начатые преобразования. Цель оставалась прежней – укрепление Империи.
В 1826 г. Махмуд II издает указ о создании регулярной армии. Однако его исполнение было приостановлено серьезными внешнеполитическими проблемами Турции. В 1827 г. было подписано англо-франко-русское соглашение, предусматривающее автономию Греции, в этом же году объединенный флот трех держав уничтожил египетский флот в Наваринской бухте. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. закончилась полным поражением Турции. Адрианопольский мир (1829) обязал Порту предоставить автономию Сербии и Греции. Россия сохраняла право на участии в судьбах Молдавии и Валахии. Положение Махмуда II было критическим. В 1830 г. Турция утратила Алжир, он становится французской колонией. В 1833 г. с помощью России был преодолен «египетский кризис». По соглашению с султаном Мухаммед Али сохранял власть над Египтом, Сирией с Палестиной и Киликией, однако он вывел войска из Анатолии и формально признал сюзеренитет султана. Необходимо было форсировать проведение реформ.
Только через восемь лет после разгрома янычарского корпуса была ликвидирована военно-ленная система (1834). Тимары и зиаметы были присоединены к государственному фонду. Примерно 60% бывших конников потеряли свои земли. Часть ленников (30%) сумела превратить свои держания в земельную собственность, то есть в чифтлики. Однако это не привело к развитию капитализма в турецкой деревне, так как земли бывших ленников обрабатывались крестьянами-издольщиками. Условия аренды становились все более жесткими. В этом же году страна разделялась по территориальному признаку на области и округа. Но административная реформа проводилась лишь в тех областях, где султана поддерживали турецкие беи и паши. На Египет с его владениями в арабских странах Азии реформа не распространялась.
В 1836 г. была унифицирована таможенная система, отменена государственная монополия на покупку пшеницы и шерсти. В 1836-1837 гг. создано министерство иностранных дел; изданы указы, регламентирующие внешность чиновников и турецкой верхушки.
По словам одного современника, «пестрые восточные одежды уступили место европейским темным кафтанам, узким панталонам, чалму заменила феска, размеры бороды уменьшились. Молодое поколение высшего турецкого общества затараторило по-французски, картавя и жеманясь; лакированные ботинки заступили место желтых туфель; босые ноги богатых женщин оделись в тонкие, хорошо натянутые чулки, и даже некоторые талии, кажется, уже сжимаются корсетами. Развелись европейские экипажи на лежачих рессорах».
Реформы Махмуда II были продолжением реформ Селима III. Объективно они способствовали развитию рыночных отношений, но не затронули традиционную социально-политическую основу Империи, сохраняли господство турок над покоренными народами. Следует заметить, что если по сравнению с Европой реформаторы опоздали, то в самой Порте реформы и особенно их прозападная направленность вызвали возмущение правоверных мусульман. Махмуд II среди улемов слыл «безбожником».