Форма государственного устройства – совокупность способов территориального устройства органов государственной власти.
| Содружество | | Конфедерация | | Сообщество | |
| | | | | | | | |
| | Сложные государственные образования | | |
| | | | | | | | |
| Форма государственного устройства | |
| | |
| | | | | | | | |
| Простые государства (унитарные) | | | Сложные государства | |
| | | | | | | | |
| Центра-лизованные | | Децентра-лизованные | | | |
| | | | | | | | |
| | | Уния | | Федерация | | Фузия |
| | | | | | | | |
| | | | Протекторат | | Инкорпорация | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Государственный режим – совокупность способов осуществления государственной власти.
| | | Буржуазная демократия | | | |
| | | | | | |
Феодальная демократия | | Демократический государственный режим | | Социалистическая демократия |
| | | | | | |
| | | Античная демократия | | | |
| | | | | | |
| Аристократия | | Демократия | |
| | | | | | | | |
Механизм государства - это система взаимосвязанных между собой объединенных общими принципами государственных органов (институтов), осуществляющих государственную власть и функции государства, решающих его задачи.
| Государственные органы | | Государственные служащие | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Государственные учреждения | | Структура механизма государства | | Государственные организации (силовые структуры государства) |
| | | | | | |
| | | | | | |
| Государственные предприятия | | Материальные и финансовые средства (государственный бюджет и казна) | |
| | | | | | | | |
Государственный орган – структурно обособленное звено, основной элемент государственного аппарата, наделенный государственно-властными полномочиями.
| | | | | | |
осуществляет от имени государства его задачи и функции | | Признаки государственного органа | | имеет территориальный масштаб деятельности |
| | | | | | |
| имеет определенную компетенцию | | обладает властными полномочиями | | характеризуется определенной структурой | |
| | | | | | |
состоит из государственных служащих | | образуется в порядке, установленном законом | | действует в порядке, установленном законом | | действует на основании Положения |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| Классификация государственных органов | |
| | | | |
первичные | | по способу формирования | | производные |
| | | | |
центральные (федеральные) | | по территориальному масштабу деятельности | | территориальные (органы государственной власти субъектов федерации |
| | | | |
общей компетенции | | по характеру компетенции | | специальной компетенции |
| | | | |
коллегиальные | | по порядку реализации властных полномочий | | единоначальные |
| | | | | | |
Функции государства – основные направления деятельности государства.
Цель государства – идеал, на достижение которого направлена деятельность государства.
Задачи государства – способы, приемы, пути достижения цели государства.
осуществляются в специальных организационно-правовых формах и свойственными государству методами | | функции государства подвержены эволюции |
| | |
| | |
| Черты функций государства | |
| | | | | | |
| | | | | | |
в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций | | отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи | | функции государства объективно заданы целями и задачами государства |
| | | | | | |
отличаются от целей и задач, стоящих перед государством | | функции государства подвержены эволюции |
| Цели современного российского государства | |
| | |
| | |
формирование гражданского общества | | создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека |
| | | | | | | | | | | | | | |
| Задачи современного российского государства | |
| | | | |
обеспечить переход к рыночным отношениям | | гарантировать свободу частного предпринимательства и конкуренции | | обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни |
| | | | |
создать условия для реализации каждым права быть собственником | | провести политическую реформу в интересах народа для дальнейшей демократизации политической системы |
| | | | | | | | | | |
| | оборона страны | | миротворческая | | |
| | | | | | | | | | |
| борьба с международным терроризмом | | | | охрана окружающей среды в планетарном масштабе | |
| | | | | | | | | | |
| интеграция в мировую экономику | | | | освоение космоса и мирового океана | |
| | | | | | | | | | |
поддержание торговых и экономических отношений | | | | | | поддержание дипломатических отношений |
| | | | | | | | | | |
| охрана правопорядка | | | | | | культурно-духовная | |
| | | | | | | | | | |
| экологическая | | | | идеологическая | |
| | | | | | | | | | |
| | экономическая | | | | политическая | | |
| | | | | | | | | | |
| | | взимание налогов | | оказание услуг | | | |
| | | | | | | | | | | |
Формы осуществления функций государства – внешняя характеристика деятельности государства и его органов по осуществлению функций государства.
| законодательная | | | | | | | | исполнительная | | |
| | | | | в зависимости от видов органов | | | | | | |
| судебная | | | | контрольно-надзорная | | |
Формы осуществления функций государства | |
| | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| Правовая форма | | в зависимости от однородной по своим внешним признакам деятельности | | Неправовая форма | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
право-творческая | | правоис-полнительная | | организационно-исполнительная | | организационно-хозяйственная | |
| | | | | | | | | | | | | | | |
| правоох- ранительная | | право- распоря-дительная | | | | | организационно-воспитательная | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |