Функции политической культуры.

Политическая культура как специфический круг явлений, оказывает собственное воздействие на политический процесс, динамику изменений в сфере государственной власти, состояние действующих субъектов. К ее наиболее устойчивым функциям в политической жизни, олицетворяющим различные направления влияния на власть, можно отнести функции:

— функцию идентификации,раскрывающую постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов соответствующей общности;

— функцию ориентации,характеризующую стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;

— функцию предписания (программирования),выражающую приоритетность определенных ориентаций, норм и представлений, задающих и обусловливающих особую направленность и границы конструирования поведения человека;

— функцию адаптации,выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий;

— функцию социализации,характеризующую обретение человеком определенныхнавыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы;

— функцию интеграции(дезинтеграции), обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;

— функцию коммуникации,обеспечивающую взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

В целом в процессе реализации своих функций политическая культура способна оказывать троякоевлияние на политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводитьсятрадиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентаций в сознании человека такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому даже в период проводимых государством реформ, целые слои населения могут поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым целям и ценностям, что особенно характерно для российских регионов. Такая способность политической культуры хорошо объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо возвратом к прежним порядкам означающим невозможность населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо террором (только и способным принудить людей к реализации непонятных и навязанных им принципов политического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые,нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни. В принципе культура влияет на политический процесс путем изменения позиций субъектов, используя тонкие механизмы трансформации позиций или активизации скрытых мотивов их поведения. На уровне общества в целом такие инновационные методы воздействия на политический процесс осуществляются под влиянием выработанных в лоне политической культуры идеологий или заимствованных технологий, методик осуществления тех или иных задач (например, проведения избирательных кампаний, урегулированиякризисов и т.д.). В ряде стран, в частности в России, политическая инициатива чаще всего сохраняется за элитарными субкультурами, олицетворяющими сознательное выстраивание правящими кругами регионов различных форм политических взаимоотношений, изменение конфигурации институтов и их функций и т.д.

В-третьих, политическая культура обладает возможностью комбинироватьэлементы прежнего и перспективного политического устройства. Как правило, сохраняя базовые, характерные для правящего регионального режима и большинства населения ценности и образцы поведения, она дает возможность имплантировать в социальную ткань конкретных обществ новые механизмы политического взаимодействия, обновлять и реконструировать текущие политические традиции.

В различных исторических условиях — чаще всего при нестабильных политических процессах, некоторые функции политической культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, в условиях кризиса может весьма значительно снижаться коммуникативная способность политических норм и традиций государственной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и особенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой стороны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных на непривычных для населения целях и ценностях. Принципиальное влияние на характер осуществления функций политической культуры оказывает и ее структура,демонстрирующая различную способность тех или иных элементов воплощать ценностно-смысловую детерминацию активности человека в сфере власти, отражать специфику понимания им своих властно значимых интересов, действовать при достижении целей не только в соответствии с правилами политической игры, но и творчески перестраивая приемы и способы деятельности при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Именно от наличия определенных элементов зависит способность политической культуры одновременно поддерживать «логичные», «нелогичные» и «внелогичные» (В. Парето) действия человека в политике.

Политическая культура — явление полиструктурное, многоуровневое, что отображает многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами. При этом одни элементы выражают технологию формирования политического поведения субъектов, другие — этапы становления политической культуры в отдельно взятой стране, третьи — наличие разнообразных ценностей, которыми руководствуются элиты и электорат, жители отдельных стран и регионов.

В самом общем виде, имея в виду, что идентификация и ориентация человека в политике предполагает использование им всех своих антропологических черт, имеет смысл говорить о рациональиыхи иррациональныхкомпонентах политической культуры. Если рациональные компоненты сохранения идентичности предполагают опору человека на осознание им собственных (и иных) интересов и статусов, соотнесение целей и средств их достижения, то наличие неотрефлексированных (неосознанных) компонентов ориентации человека в политическом пространстве основной упор делает на эмоционально-чувственном восприятии мира, архетипах (символизирующих некритическое восприятие тех или иных стандартов и стереотипов мышления), воспроизводство предрассудков, предубеждений и т.д. Наличие неосознанных элементов сознания, задающих собственную логику оценки и поведения людей, зачастую делает невозможным объяснение процесса формирования и функционирования политической культуры.

Вопросы для самопроверки:

1.Дайте характеристику классической концепции политической культуры Г. Алмонда и его последователей?

2. Объясните трактовку политической культуры С. Верба?

3.В чем сущность понятия политической культуры?

4.Что является объектом и предметом политической культуры?

5. Назовите методы изучения политической культуры.

6.Охарактеризуйте систему категорий политической культуры.

7.Проанализируйте функции политической культуры.

8.Что представляет собою структура политической культуры ?

9. Расскажите о рациональиых и иррациональных компонентах политической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арефьев Е.С. Формирование политической культуры российских граждан в условиях современной социальной политики (На примере Волгоградской области) // Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. М., 2009.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

3. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. М.. 2008.

4. Гиртц С. Психология власти. СПб, 2008.

5. Глебова И.Н. Политическая культура России. Образы прошлого и настоящего. М. 2006.

6. Зелетдинова Э.А. Политическая культура и политические ценности жителей российской провинции / Тезисы докладов. V Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г.

7. Малинова О.Ю. Исследования политической культуры в России: особенности национального академического дискурса и интернациональные методологические проблемы // Политическая наука в России. М., 2008.

8. Материалы социологических исследований проведенных в Саратовской области // Отчет о результатах социологического исследования по одномандатным избирательным округам саратовской области (28-августа – 7 сентября 2007 г.). Саратов, 2007.

9. Мелешкина Е.Ю. Политическая культура // Политический процесс:.основные способы анализа: Сборник чебных материалов. М., 2000.

10.Орлов М.О. Социальная динамика глобального мира. Саратов. 2009.

11. Пеньков В.Ф. Политический процесс и политическая культура. М., 2000.

12. Политическая культура: теория и национальные модели / Под ред. К.С.Гаджиева. М., 1994.

13.Политическая культура: Теория и национальная модель / Под ред. Гаджиев К.С., Гудименко Д.В. М. 1914.

14. Российская идентичность в социологическом измерении: Аналитический доклад рабочей группы Института социологии РАН // Полис. 2008. №№ 1,2.

15. Соловьев А.И. Политология: политическая теория и политические технологии. М., 2010.

16. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2012.

17. Ширинянц А.А. Вне власти и вне народа. Политическая культура интеллигенции России в XIX - нач. ХХ вв. М.: РОСПЭН, 2002.

18. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. М., 2003.

.

[1] См.: Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г.В. Осипова. М., 1998. С. 263.

Наши рекомендации