Понятие корпоративного кодекса

По В. Далю слово «кодекс» (лат. - codex - собрание законов) означает свод законов, судебник. Это - сводный законодательный акт, в котором объединяются и систематизируются правовые нормы, регулирующие сходные между собой, однородные общественные отношения. Чаще всего он относится к какой-либо одной отрасли права, и расположение норм нем отражает ее систему. По сути, кодекс является сводом правил и норм поведения, которые разделяют все участники той или иной общности, для которой он собственно и написан.

Первым универсальным кодексом, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей и правил поведения, видимо, был свод религиозных правил «Десять заповедей Ветхого завета». В 6 веке до нашей эры Конфуций учил, что в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место, чтобы наилучшим образом исполнять свои обязанности - «правитель должен быть правителем, отец-отцом, сын-сыном».

Одним из старейших кодексов этики является "Афинская клятва":

- мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде;

- мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности;

- мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается;

- мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга;

- таким образом, всеми этими способами мы оставим потомкам город лучше и прекраснее, чем он был передан нам.

Позже появились кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Наглядный тому пример можно найти в истории Японии – «Кодекс самурая «Бусидо».

В дальнейшем потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий и пр.) возникала в связи с тем, что для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях универсальных норм было недостаточно. Частные случаи конкретизировали общие принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.

В результате до начала XX в. существовало 2 варианта норм поведения – общечеловеческие религиозные нормы и нерелигиозные кодексы отдельных профессий.

В 1912 году в России был создан Кодекс «Семь принципов ведения дел в России»:

· уважай власть;

· будь честен и правдив;

· уважай право частной собственности;

· люби и уважай человека;

· будь верен своему слову;

· живи по средствам;

· будь целеустремлен.

Это был первый национальный кодекс.

В США «Принципы ведения бизнеса», разработанные специальным комитетом при Торговой палате, появились на 12 лет позже. В них отмечено, что в его основе лежит доверие, проистекающее из справедливых взаимоотношений, эффективного оказания услуг и взаимной выгоды.

Таким образом, уже в начале века предприниматели разных стран по собственной инициативе делали шаги к наведению порядка в деловой сфере, не прибегая при этом к помощи государства. России создание подобных документов было надолго прервано, и лишь к началу XXI века отечественные компании стали писать внутрикорпоративные кодексы и заявлять о социальной ответственности (национальный рекомендательный вариант для АО, разработанный Федеральной комиссией по ценным бумагам, был опубликован в 2004 г.).

Впервые, как считается, корпоративный кодекс появился в Японии в 1930-е гг., когда компания «Мицусито Электрик» составила для своих сотрудников трактат «Семь духов», объединивший в себе правила самурайской этики Кодекса Бусидо и современные взгляды. Позже на этот трактат обратили внимание американцы, изучавшие феномен японского экономического чуда.

В настоящее время наиболее распространены два вида кодексов – профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп. Корпоративный кодекс - свод норм и правил, описывающий те модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности, которые существуют в компании. Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри соответствующего сообщества и предназначены в основном для лиц «свободных профессий».

Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения.

Наиболее известны кодексы тех профессий, где значимые дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, врачи, журналисты и т.д.). Они регламентируют поведение специалиста в сложных ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус соответствующего сообщества в социуме, формируют доверие к его представителям. Также кодекс повышает значимость принадлежности к профессии, а его принятие косвенно может являться обрядом, оформляющим принадлежность к ней - воинская присяга, клятва Гиппократа (Hippocrates) - великого древнегреческого врача, естествоиспытателя, философа, реформатора античной медицины, и т.п.

Клятва Гиппократа (клятва асклепиадов - потомков бога врачевания Асклепия) - этическое обязательство, которое давал врач в Древней Греции по окончании обучения. Ее текст формулирует моральные нормы поведения врача:

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Они "вышли" из упомянутых кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, их содержание в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных этических ситуациях. Дополнение такого кодекса главами о миссии и ценностях компании способствует развитию корпоративной культуры. Подобные кодексы могут иметь значительный объем, сложное е содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.

В банковской деятельности, например, кодексами регулируется доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости банка, задаются правила обращения с ней, запрещается использовать ее в целях личного обогащения.

Корпоративные кодексы регулируют отношения внутри организации (обычно – акционерного общества) и ее взаимодействие с окружением. Для наиболее эффективного управления ею современный менеджер должен учитывать не только интересы ее владельцев, но и так называемых стейкхолдеров (клиентов, наемных работников, поставщиков, конкурентов, местных и центральных властей), которые часто бывают весьма противоречивыми.

Разработка подобных документов позволяет компании разобраться, в чем состоит ее миссия и стратегические цели, сформировать систему управления, наиболее эффективно распределить обязанности и полномочия между различными его уровнями, сделать компанию эффективно управляемой и понятной и «изнутри» и «снаружи».

В России на сегодняшний можно говорить о двух вариантах корпоративного кодекса: кодексе корпоративной этики (или – этическом) и кодексе корпоративного управления, который в упомянутом документе ФКЦБ назван кодексом корпоративного поведения.

Нужно иметь в виду, что сами корпоративные кодексы на сегодняшний день составляются в достаточно свободной форме, поэтому, несмотря на условно разное предназначение, включают те и другие моменты.

Наши рекомендации