По направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Недели Виды учебных занятий (лекции/семинары) Посещение учебных занятий Письменные работы   Устные выступления Компенсирующие задания (сверх расчетных 100 баллов) Промежуточная аттестация Итого (максимально-расчетное количество баллов)
Тестирование Контрольная работа Устный опрос Решение кейсов Деловые игры Доклад (с презентацией / без презентации)
Кол-во баллов за 1 вид мероприятия   0,5 0-10 0-5 0-10     1-10 0-20    
Лекция                  
Семинар 0,5 0-10   0-10            
Лекция 0,5                  
Семинар 0,5   0-5       1-10     Σ за 4 недели=23.5
Лекция 0,5                  
Семинар 0,5 0-10   0-10            
Лекция 0,5                  
Семинар 0,5   0-5       1-10     Σ за 8 недель=47
Семинар 0,5     0-10     1-10 0-10    
  Текущий контроль 1*                  
Лекция 0,5                  
Семинар 0,5           1-10      
Лекция 0,5   0-5             Σ за 12недель=70,5
Семинар 0,5     0-10            
Лекция 0,5                  
Семинар 0,5                  
Семинар 0,5     0-10     1-10     Σ за 16 недель=95
Семинар 0,5   0-5         0-10    
  Текущий контроль 2   0-10              
Всего за семестр (баллов)   0-20       1-10 0-20 20-40

*Количество баллов, достаточное для аттестации текущего контроля

**Количество баллов, достаточное для возможного освобождения от промежуточной аттестации

Методические материалы

Содержаться в разделе 4 п. 4.2 и п.4.3

5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины представляют собой инструкции и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины. При разработке рекомендаций необходимо исходить из того, что значительная часть дисциплины может изучаться самостоятельно.

Содержание методических рекомендаций, как правило, может включать:

– рекомендации по подготовке к различным видам занятий (лекционным, семинарским, практическим и др.);

– требования, предъявляемые к студентам при проведении различных форм контроля (например, разъяснения по организации устного опроса, выполнению тестовых заданий и др.);

– советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины;

– рекомендации по использованию материалов рабочей программы дисциплины;

– рекомендации по работе с печатными и электронными источниками научной библиотеки СЗИУ - с русскоязычными подписными электронными ресурсами СЗИУ: словари, справочники, энциклопедии, (Рубрикон), электронные

правовые базы данных, электронные полнотекстовые базы статей из
периодических изданий, статистические и аналитические исследования и обзоры

(Ист-Вью, Электронная библиотека Гребенникова), электронная библиотека

диссертаций РГБ, электронные учебники по различным дисциплинам из
электронно – библиотечных систем Айбукс и Лань, а также с англоязычными
ресурсами института - EbscoPublishing, Emerald. Доступ к перечисленным

ресурсам осуществляется через научную библиотеку СЗИУ РАНХиГС. Комплексное изучение студентами основного содержания дисциплины

предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, творческую работу в ходе проведения практических занятий, а также

целенаправленную, систематическую деятельность по самостоятельному
закреплению, углублению и расширению знаний данной дисциплины.
В процессе лекции студент должен усвоить и законспектировать название
темы, учебных вопросов и основные блоки теоретического материала, то есть,

сделанные преподавателем теоретические посылки (гипотезы), их аргументацию и выводы. В случае, если какое-либо положение не совсем понятно студенту или представляется недостаточно убедительным, целесообразно задавать преподавателю уточняющие вопросы. Материалы лекции являются основой для подготовки к практическим занятиям.

Основной целью практических занятий является комплексный контроль усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, заслушиваются на практических занятиях в форме подготовленных студентами выступлений (7 – 10 минут) с последующей их оценкой всеми студентами группы.

Самостоятельная работа преследует цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные студентами в ходе аудиторных занятий, а также сформировать навыки работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развивать творческое, продуктивное мышление обучаемых, их креативные качества, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Изучение основной и дополнительной литературы является наиболее распространённой формой самостоятельной работы студентов и в процессе изучения настоящей дисциплины применяется при рассмотрении всех тем. Результаты анализа основной и дополнительной литературы в виде короткого

конспекта основных положений той или иной работы фиксируются в рабочей

тетради, наличие которой у студента обязательно.
Одной из форм самостоятельной работы студента при изучении
дисциплины является подготовка устных выступлений. Целями устных

выступлений являются:

- формирование умения грамотно осуществлять выбор литературы и первоисточников по теме сообщения и доклада;

- анализ наиболее важных результатов концептуальных научных исследований по выбранной теме;

- структурированная и логичная подача / презентация материала;

- осуществление взаимодействия с НПР и студентами при последующем

обсуждении сообщения или доклада.

Подготовка устного выступления включает в себя следующие этапы:

1. Определение темы и примерного плана выступления.

2. Работа с рекомендуемой литературой по теме выступления.

3. Выделение наиболее важных и проблемных аспектов исследуемого

вопроса.

4. Предложение возможных путей интерпретации проблем, затронутых в

сообщении или докладе.

5. Выработка целостного текста устного выступления.

Кроме того, при выступлении возможно использование наглядных материалов, например, таблиц, иллюстраций, схем. Оптимальным методом завершения устного сообщения или доклада была бы дискуссия с аудиторией по теме выступления.

При устном выступлении студенту следует придерживаться регламента, т.е. соблюдать указанное преподавателем время выступления. Как правило, продолжительность выступления с докладом на занятии не превышает 10 – 15 минут. Далее, целесообразно перед началом презентации материала уточнить форму и порядок ответов на вопросы аудитории, т.е. предусмотреть такую возможность по ходу выступления либо по его окончании.

Основные формы самостоятельной работы:

поиск необходимой литературы и электронных источников информации по изучаемой теме;

изучение рекомендуемой литературы и лекционного материала (заполнение рабочей тетради);

выполнение задания по теме практического занятия;

самостоятельная подготовка выступления на предложенную тему;

выполнение практических заданий по выбору;

выполнение тестов; подготовка к практическим занятиям;

подготовка к защите курсовой работы и к экзамену.

6.Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Основная литература

1. Система государственного и муниципального управления : учебник для бакалавров,[обучающихся по эконом. направлениям и специальностям] / [Ю.Б. Миндлин и др.] ; под ред. Ю.Н. Шедько ; Финанс. ун-т при Правительстве РФ. - М. :Юрайт, 2013. - 570 c.

2. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления : [учебник для вузов по специальностям "Гос. и муницип. упр." (080504), "Юриспруденция" (030501) и "Политология" (030201)] / Р. Т. Мухаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2013. - 687 c

3. Орешин, Валерий Петрович. Система государственного и муниципального управления : учеб.пособие. [для студентов вузов, обучающихся по специальности "Гос. и муниципальное упр."]: cоответствуетФедер. гос. образовательному стандарту 3-го поколения / В. П. Орешин. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 320 c.

4. Халиков, Марат Ильич. Система государственного и муниципального управления [Электронный ресурс] : учеб.пособие [по специальности "Гос. и муницип. упр.] / М. И. Халиков. - 3-е изд., стер. - Электрон.дан. - М. : Флинта, 2014. - 447 c.

5. Басов С.Л. Правовые основы публичной службы в Российской Федерации: уч. пособ. / С.Л. Басов, И.С. Поляшова. – СПб: Санкт-Петербургский Юридический институт Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2012. – 247с.

6. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [для студентов вузов по направлению 081100 "Гос. и муницип. упр." : в 2 т.] / Е. В. Охотский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - (Серия: "Бакалавр и магистр. Академический курс"). - ISBN 978-5-9916-7157-6. Т. 1 . - 479 c.

6.2. Дополнительная литература

1. Манько, Александр Васильевич. Коррупция в России : особенности национальной болезни / Александр Манько. - М. : Аграф, 2012. - 249 c

2. Государственное и муниципальное управление : учебник [для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки 081100.62 "Гос. и муницип. упр." (квалификация (степень) бакалавр)] : соответствует Федер. гос. образоват. стандарту 3-го поколения / [Н. И. Захаров и др.] ; под ред. Н. И. Захарова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 288 c.

3. Государственное и муниципальное управление : учеб.пособие / С. Ю. Наумов [и др.]. - М. : Дашков и К, 2014. - 553 c.

4. Шейн, Эдгар Х. Организационная культура и лидерство. – СПб.[и др.]:Питер, 2012. – 330с.

6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы студента
при изучении дисциплины

Наименование темы или раздела дисциплины (модуля) Трудоемкость, час. Вопросы для самопроверки  
 
  2/4/7 1. Цель и задачи изучения курса.   2. Содержание понятий «государство», «государственное управление», «местное самоуправление», «муниципальное управление ».   3. Государственная власть: понятие, ветви и уровни.   4. Основные российские научные школы, изучающие систему государственного и муниципального управления.   5. Общая структура государственного и муниципального управления в Российской Федерации.   6. Эволюция местного самоуправления в современной России:   1. Принципы и основы МСУ.   2. Теории и модели МСУ.   3. Переход к менеджерской модели    
Тема 2. Развитие системы знаний о государственном и муниципальном управлении 2/6/7 1. Проблема определения понятия «государственное управление ».   2. Система государственного управления как реальный объект.   3. Система государственного управления как объект и предмет исследования.    
Тема 3. Государство, государственная власть и государственное управление 4/6/7 Основные элементы организационной структуры государственного управления. Общие принципы организации современного государственного управления. Организация структурных подразделений аппарата исполнительной власти в РФ. Система исполнительной власти в РФ на федеральном уровне: Правительство Российской Федерации: порядок формирования компетенция, организационное устройство, Механизмы взаимодействия с Федеральным Собранием и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Аппарат Правительства Российской Федерации. Структура и функциифедеральных органов исполнительной власти. Административная реформа: Основные идеи, реализация и последствия. Федеральные министерства, службы и агентства. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти РФ. Федеральное Собрание РФ – порядок формирования, правой статус и полномочия: Становление парламентаризма в постсоветской России. Порядок формирования Совета Федерации ФС РФ.   Порядок формирования Государственной думы ФС РФ.   Организационное устройство палат Федерального Собрания РФ.   Аппарат Совета Федерации ФС. РФ Аппарат Государственной Думы ФС РФ.   Стадии законодательного процесса.   Статус члена Совета Федерации ФС РФ и депутата Государственной Думы ФС РФ.      
Тема 4. Политический механизм и технологии государственного управления: теория, методология и содержательные аспекты 4/6/7 Органы государственной власти субъекта Российской Федерации: высшее должностное лицо, законодательные (представительные) органы власти, исполнительные органы власти. Структура органов власти субъектов РФ.   Административно-территориальное деление РФ.   Формирование современного российского федерализма.   Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами федерации.   Появление новых субъектов РФ.   Государственная региональная политика.    
Тема 5. Система государственной власти в Российской Федерации на федеральном уровне: центральный уровень государственного управления. 2/4/7 Конституционные основы местного самоуправления в России.   Федеральное и региональное законодательство в области местного самоуправления.   3. Понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление ».   Типология муниципальных образований.   Территория и инфраструктура муниципальных образований.   Финансово-экономические основы местного самоуправления.   Представительные органы местного самоуправления.   Выборные должностные лица местного самоуправления.   Администрация муниципального образования.   Институт непосредственного народовластия в местном самоуправлении.    
Тема 6. Теоретические основы функциональной и организационной системы государственного управления 2/6/7 Эволюция института президентства в России.   Порядок избрания Президента РФ.   Конституционно-правовой статус главы государства.   Полномочия и деятельность Президента РФ.   Роль Президента РФ в управлении государством.   Администрация Президента РФ.    
Тема 7. Структура и компетенция органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации 2/4/7    
Тема 8. Система государственной власти субъектов Российской Федерации 2/4/8 Регион как субъект Федерации. Структура и состав субъектов РФ.Регион как система и объект управления. Принцип федерализма в организации государственного управления в РФ: эволюция, источники и причины федерализации. Проблемы развития федеративных отношений. Деконцентрация и децентрализация государственной власти.Соотношение понятий: регион, суверенитет, автономия. Причины и принципы регионализации государственного управления. Принцип федерализма в организации государственного управления в РФ: эволюция, источники и причины федерализации (регионализации). Регион как субъект федерации. Структура и состав субъектов РФ. Специфика городов Москва, Санкт-Петербург и Севастополь как субъектов федерации. Система и структура управления регионом. Цели и функции регионального управления. Уровни организацииуправленияврегионе. Политический уровень организацииуправления:состав институтов, их структура, порядок формирования.    
Тема 9. Местное самоуправление в Российской Федерации 2/4/8 Конституционные основы местного самоуправления. Конституционно-правовые основы местного самоуправления, егосущностные признаки. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий. Федеральное и региональное законодательство в области основ местного самоуправления. Типология муниципальных образований. Территория и инфраструктура муниципальных образований. Финансово-экономические основы местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления. Администрация муниципального образования. Институт непосредственного народовластия в местном самоуправлении. Местное управление и самоуправление. Местное самоуправление (МСУ) как система. Основные положения Европейской Хартии местного самоуправления. Опыт становления местного самоуправления в России. Сравнительный анализ зарубежного опыта.    
Тема 10. Организационные основы местного самоуправления 2/4/8 Понятие об управлении как процессе. Содержание и основные характеристикипроцессагосударственногоимуниципальногоуправления. Государственное управление государственно регулирование. Формы, методы, средства регулирующего воздействия. Основные предметы государственного регулирования. Государственная политика: основные направления, формы, методы, средства. Подготовка и принятие политических и административных решений. Основные направления деятельности в системе государственного управления: государственное регулирование экономики, управление социальной сферой, формирование государственной политики и ее реализация, управление конфликтными ситуациями. Организационные связи между субъектом и объектом управления. Особенности прямых и обратных связей. Координация в составе функций государственного управления и специфика координирующих государственных органов: формы и методы деятельности. Информационное обеспечение и обслуживание системы государственного управления. Коммуникативная подсистема государственного и муниципального управления. Контроль за законностью в сфере муниципального управления. Способы обеспечения законности в муниципальном управлении. Виды контрольной деятельности. Особенности административного надзора. Контрольные полномочия судебных органов. Общественный контроль. Основы прокурорского надзора. Право на обжалование незаконных действий органов государственного и муниципального управления и их уполномоченных лиц. Основные понятия ответственности в государственном и муниципальном управлении. Кадровое обеспечение муниципального управления. Основные виды персонала муниципального управления. Особенности целей, деятельности и статуса персонала муниципального управления.    
Тема 11. Президент Российской Федерации: конституционно-правовой статус и роль в системе государственного управления 2/4/8 Порядок избрания Президента РФ. Конституционно-правовой статус главы государства. Полномочия и деятельность Президента РФ. Роль Президента РФ в управлении государством. Администрация Президента РФ. Полномочный представитель Президента в федеральном округе: особенности функций, задач, полномочий, методов деятельности.    
Тема 12. Концептуальные основы федеративных отношений на современном этапе развития Российской Федерации 2/4/8 Основные формы и предметы взаимодействия региональных и федеральных органов управления в субъекте федерации.  
Тема 13. Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 2/4/8 Прокуратура Российской Федерации. Функции и компетенция органов прокуратуры. Система органов прокуратуры. Организационное устройство органов прокуратуры.   Следственный комитет РФ :правовые основы, структура,   полномочия.   МВД РФ: правовые основы, структура, полномочия.   ФСБ России: правовые основы, структура, полномочия.   ФСКН России: правовые основы, структура, полномочия.   Конституционный Суд РФ: порядок формирования, конституционно-правовой статус, структура, функции.   Верховный Суд РФ: порядок формирования, конституционно-правовой статус, структура, функции.   Система судов общей юрисдикции. Верховные суды субъектов РФ. Районные суды. Военные и специализированные суды.   Судебный Департамент при Верховном Суде Российской   Федерации.   Система арбитражных судов в РФ.   Конституционные (уставные суды) субъектов РФ.   Статус и полномочия федеральных судей.   Мировые судьи.   Органы судейского сообщества.   Внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность государства.    
Тема 14. Прокуратура, правоохранительные органы, органы безопасности и судебная система Российской Федерации 2/4/8 Прокуратура Российской Федерации. Функции и компетенция органов прокуратуры. Система органов прокуратуры. Организационное устройство органов прокуратуры.    
Тема 15. Современные административные реформы в Российской Федерации 2/4/8 1Сущность реформ управления и особенности их реализации в сфере государственного аппарата   Классификация реформ и методов их проведения.   Задачи и направления проведения реформ государственного управления   в РФ. 4. Ответственность и эффективность государственных и муниципальных служащих в системе государственного управления и местного самоуправления в Российской Федерации.    
Тема 16. Гарантии, ответственность и эффективность системы государственного управления и местного самоуправления 2/4/8 Критерии эффективности государственного управления и местного самоуправления. Оптимальная эффективность государственного управления. Анализ данных в государственном управлении. Интегральные показатели качества государственного управления. Способы измерения степени децентрализации. Контроль в сфере государственного и муниципального управления. Способы обеспечения эффективности в государственном и муниципальном управлении. Виды контрольной деятельности. Контрольные полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти. Особенности административного надзора. Общественный контроль. Основы прокурорского надзора. Право на обжалование незаконных действий органов государственного и муниципального управления и их уполномоченных лиц. Основные понятия ответственности в государственном и муниципальном управлении. Проблема развития систем государственного управления: устойчивость, эффективность, норма и отклонение. Изменения государственного управления в контексте социально-политических преобразований. Мониторинг общественного мнения и анализ социально-экономической ситуации. Анализ экономического положения и уровня жизни населения. Предвыборные исследования и прогнозирование результатов выборов. Методы повышения эффективности государственного управления.    
Итого по дисциплине 36/42/87    

Наши рекомендации