Б. Общественные организации

221. Причины обращения к ним. Правосудие в судах осущес­твляется в соответствии с правом и от имени Советского государства. Однако и государство, и право должны исчезнуть при будущей вы­сшей общественной организации — коммунизме. В коммунистичес­ком обществе конфликты полностью не исчезнут, но они не будут но-

|рить антагонистического характера, который делает необходимым | использование для их разрешения права и принуждения.

В социалистическом обществе осторожно и в ограниченных пре­делах проводились опыты по использованию таких социальных форм, которые должны развиться в будущем новом обществе.

В этой связи много интересного можно увидеть во внутренней | жизни колхозов, где целый ряд вопросов разрешается суверенно об-, щим собранием колхозников и не является объектом рассмотрения судов. В области трудовых отношений расширена роль профсоюзов. Этим массовым организациям предоставлена широкая возможность играть первостепенную роль в коммунистическом обществе; им пере­даются многие функции государственных органов. Естественно, что Профсоюзам отведена важная роль в сфере разрешения трудовых спо­ров. На них возложена прежде всего задача примирительного харак­тера. На каждом предприятии действуют комиссии по рассмотрению трудовых споров, которые состоят из равного числа представителей администрации и профсоюзного комитета. Если эта комиссия не при-| ходит к общему решению, профсоюзный орган данного района дела­ет еще одну попытку согласования вопроса с администрацией и лишь после этого вступает в действие народный суд.

Порядок разрешения споров вне судебных рамок не кажется нам странным, ибо и в буржуазных странах имеется сходная примири­тельная процедура. В данной связи достаточно подчеркнуть лишь специфику условий, в которых она призвана действовать и быть эф­фективной. Иначе обстоит дело с некоторыми другими формами, не имеющими никаких параллелей в буржуазных странах. Речь идет прежде всего о товарищеских судах.

222.Товарищеские суды. Традиция образования судов из не­профессионалов идет из дореволюционной эпохи. Товарищеские же суды появились в декабре 1917 года. С тех пор их статус многократ­но менялся, а число возрастало. В 70-е годы оно превысило 300 тысяч. Последний закон, регламентирующий их деятельность, был издан в 1977 году. Товарищеские суды призваны рассматривать неко­торые незначительные антиобщественные действия, которые не требуют вмешательства правосудия. Их важная задача — предупреж­дение проступков, причиняющих вред обществу, и воспитание чело­века путем общественного воздействия. Товарищеские суды избира­лись на собраниях рабочих и служащих, колхозников, студентов. В них мог войти каждый, за кем числились достаточно высокие про­фессиональные и моральные качества. Компетенция этих судов была достаточно широкой: трудовые правонарушения (опоздания на рабо­ту, нарушение техники безопасности и др.), пьянство, мелкие кражи, оскорбления, драки, нарушения правил поведения в общественных 1 местах и по месту жительства. Санкции были столь же многообраз­ны, как и предметы рассмотрения: штраф, порицание, выговор, ли­шение премии, публичное извинение. Возможно было и обжалование

в комиссию местного совета или в местный комитет профсоюзов в семидневный срок'.

§ 3. Роль судебной практики2

223. Советская концепция. После того как поняты общий подход к праву в СССР, организация судебной системы и других органов раз­решения споров, становится ясной та роль, которая отводится в СССР судебной практике. Очевидно, что в условиях, где право теснейшим образом связано с государственной политикой и где так стремятся сде­лать действенным суверенитет народа, представленный его парламен­том, для судебной практики исключается возможность выступать в роли создателя норм права и она строго ограничена ролью интерпре". татора права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреп­ляется и отсутствием в стране судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Такой касты никогда не было в России, где до 1864 года судьи рассматривались как простые чиновники, а в период с 1864 по 1917 год судейский корпус хотя и почувствовал необходимость автономии, но не успел сложиться в качестве такового.

«Судьи независимы и подчиняются только закону», — гласит ст, • 155 Конституции СССР. Речь идет о независимости суда по отноше-' нию к Советам, органам управления и прокуратуре. Судьи не могут получить от них каких-либо указаний, они не обязаны никоим обра­зом приводить свои решения в соответствие с мнениями прокурату­ры. Вместе с тем судья подчинен закону и ему не разрешено быть^ индифферентным в отношении государственной политики. Суд — это инструмент в руках господствующего класса; он обеспечивает господство этого класса и охраняет его интересы. Таковы доктрина и практика. Независимость судей в стране, где провозглашен прин-' цип концентрации всей государственной власти в Верховном Совете, не имеет ничего общего с поисками равновесия, когда судебная власть стремится как бы контрбалансировать власть законодатель­ную.

224. Верховенство закона. Было бы трудно найти в СССР что-либо подобное контролю за конституционностью законов. Право та­кого контроля не предоставлено судам. Он не может осуществляться и прокуратурой, функция которой сводится к надзору лишь за соблю­дением закона. Единственное правило относительно контроля за кон­ституционностью закона — это ст. 74 Конституции 1977 года, кото­рая устанавливает, что в случае расхождения закона союзной республики с общесоюзным законом действует общесоюзный закон.

' Подробнее см. Hazard I. Communists and their law. 1969. P. 117—126. 2 Братусь С.Н. Судебная практика в советской правовой системе. М., 1975.


Б. Общественные организации - student2.ru

Вообще говоря, суды могли бы, не нарушая никаких принципов, проверять законность актов государственного управления, например министерств. Но они не использовали эту возможность. Считается, что только прокуратура должна внушать управленческим органам и местным Советам уважение к законности.

Таким образом, контроль за конституционностью и законностью находится вне пределов той роли, которую призваны играть суды. Их задача — это применение законов, а также указов, постановлений, распоряжений, инструкций, изданных во исполнение действующих законов, это толкование законов в связи с их применением. Суды не призваны ни создавать право, ни развивать его, приспосабливая к об­стоятельствам. Советский закон может, если того пожелает законо­датель, в известных случаях предоставить судье право выбора пози­ции. Но за исключением этих случаев, судья не может отойти от предписания закона, ссылаясь на требования справедливости или какие-либо иные принципы. Мы, на Западе, восхищаемся правотвор-ческой ролью нашей судебной практики, поисками социальной спра­ведливости, которые ведут наши судьи. В Советском Союзе от судей требуется лишь применение права, но не правотворчество. Им отве­дено только это. Aequitas legislator! jus judici magis convenit.

В силу сказанного выше складывается впечатление, что роль су­дебной практики в Советском Союзе меньше той, которую она игра­ет во многих буржуазных государствах. Это впечатление еще больше подтверждается, если посмотреть, какое место занимает освещение судебной практики в советской юридической литературе. В течение длительного времени издавался единственный сборник «Судебная практика», который в 1957 году был заменен «Бюллетенем Верхов­ного суда СССР». Верховные суды союзных республик также публи­куют сборники своей практики. Однако до сих пор не существует ме­тодических сборников судебной практики, научные работы до недавнего времени содержали мало отсылок к судебным решениям.

225. Действительное значение судебной практики. Вывод, кото­рый можно было бы сделать из изложенного выше, нуждается, однако, в оговорке. В действительности роль судебной практики весьма значи­тельна, если даже не иметь в виду такую ее существенную задачу, как охрана правопорядка и восстановление мира путем разрешения спо­ров. Чтобы понять творческую и политическую роль судебной практи­ки, следует исходить из условий, существующих в Советском Союзе, а не из эталонов, к которым мы привыкли в буржуазных странах.

Требование дисциплины и забота о законности, характерные для СССР, не позволяют, чтобы создание и развитие права происходили в анархических формах по инициативе судей. Вместе с тем и здесь реалистически признают, что система законодательства неизбежно содержит пробелы. Некоторые законы неполны или недостаточны;

чтобы вскрыть такого рода несовершенства и пробелы, изучение су­дебной практики весьма полезно. Вследствие этого советская Кон-183

ституция предусматривает надзор над судебной деятельностью, кото­рый осуществляется высшей инстанцией — Верховным судом СССР. Аналогичный надзор над деятельностью органов публичного арбитра­жа осуществляет Главный арбитр СССР.

Верховный суд СССР и Главный арбитр не ограничиваются про­веркой конкретных дел, разрешенных нижестоящими инстанциями. Одна из их функций состоит в издании корректив и инструкций, име­ющих целью направлять органы суда и прокуратуры в их практике применения законов. Могут сказать, что, осуществляя деятель­ность такого рода. Верховный суд и Главный арбитр из органов пра­восудия превращаются в органы управления. Но советский автор от­ветит на это, что равным образом английский или французский судья, создавая нормы права, отходит от своей прямой роли и превра­щается в законодателя. То, что действительно важно отметить, так это тот факт, что в Советском Союзе не пренебрегают опытом судов. Правда, для того, чтобы сказать, каково же действующее право, не ссылаются на отдельные решения и приговоры; но, издавая на основе обобщения этих решений и приговоров директивы и инструкции по применению права, судебная власть, несомненно, способствует раз­витию советского права. Разумеется, как и в тех случаях, когда речь идет об органах управления, директивы и инструкции должны изда­ваться во исполнение и в рамках действующих законов. Практически это означает лишь, что они не должны противоречить закону. Их роль сводится к тому, чтобы или уточнить, как следует понимать кон­кретный закон при его применении, или к тому, чтобы восполнить пробел в законодательстве'.

В Советском Союзе понимают также, что ссылки на судебные ре­шения помогают более живо и конкретно разъяснить предписания за­кона. Научные работы все в большей и большей мере стремятся про­иллюстрировать нормы, о которых они говорят, примерами, взятыми из судебной практики. Эти судебные решения или одобряются, или, наоборот, критикуются авторами за то истолкование, которое они дают закону. В последние годы опубликованы работы, специально изучающие судебную практику в конкретных областях права. Рубри­ка, посвященная судебной практике, в последние годы довольно ре­гулярно появляется в журналах. Судебная практика, разумеется, не игнорируется и законодателем. Основы гражданского законодатель­ства 1961 года содержат ряд положений, выработанных до этого су­дебной практикой.

226. Воспитательная роль судебной практики. Роль, которую советская концепция отводит судебной практике, не ограничивается сказанным выше. Исходя из посылки о том, что право — это форма

' Роль судебной практики в развитии права обсуждалась на девятой франко-советской юридической встрече 15—20 июня 1986 г. (Revue inter-nationale de droit compare, 1986. P. 1194).

Б. Общественные организации - student2.ru

политики, советская концепция акцентирует политическую роль су­дебной деятельности. Советские суды должны не только толковать и применять законы, но и обеспечивать успех политики правительства, активно участвовать в воспитании населения, подготавливать своей деятельностью отмирание права. Решение дела судом должно быть таким, чтобы оно убеждало и сторону, проигравшую процесс, и осуж­денного подсудимого, и все общественное мнение в справедливости и разумности как самого решения, так и закона, на котором оно ос­новано. Советский суд должен быть таким, чтобы его сравнивали не с театральным спектаклем, а со школой'.

Наши рекомендации