Политические элиты как субъекты общественной политики.

Политическая практика даже развитых и стабильных демократических обществ показывает, что процесс распределения и реализации власти вовсе не предполагает равноправного участия в нем всех граждан. Всегда и везде к власти причастен узкий круг лиц — правящее меньшинство. Его главное назначение состоит в принятии важнейших политических решений, которое обязаны признавать и исполнять массы (большинство). Политическое неравноправие в любом обществе признавалось как неизбежная реальность, а демократия оставалась иллюзией, поскольку не была достижима. Следовательно, кроме экономического, социального, духовного существует и политическое неравенство, обусловленное мерой участия в реализации власти. Порядок, при котором политическое неравенство с большой вероятностью передается от одного поколения к другому, формируя различные политические страны, называется политической стратификацией. Что же лежит в основе политического неравенства, что определяет политическое господство одних групп, индивидов, организаций над другими? Обоснование неизбежности деления общества на властвующее меньшинство и управляемое большинство является предметом самостоятельного раздела теории политики — элитологии, содержание которой составляет совокупность концепций элиты, которые отличаются различным толкованием природы политического неравенства.

Политическая элита — относительно немногочисленный слой людей (своего рода управляющий класс), занимающий руководящие посты в органах государственной власти, политических партиях, общественных организациях и т. п. и влияющий на выработку и осуществление политики в стране.

В основном это профессиональные политики высокого ранга, высшие государственные служащие, авторитетные члены общества, способные влиять на решение политических проблем. Политическая элита разделяется на правящую (которая непосредственно обладает государственной властью), оппозиционную (т. е. контрэлиту), высшую (которая принимает значимые для всего общества решения) и т. д.

Существование политической элиты обусловлено следующими факторами:

1) психологическими и социальными особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике;

2) законом разделения труда, который требует профессионального занятия управлением, определенной специализации;

3) высокой социальной значимостью управленческого труда и его соответствующим стимулированием;

4) широкими возможностями использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий (ибо она прямо связана с распределением ценностей);

5) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

6) политической пассивностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне политики.

Политическая элита неслучайно оказалась наделена властью: это социальная группа, которая состоит из личностей, обладающих определенными способностями, профессиональными знаниями, навыками, умениями, наиболее приложимыми в политической деятельности. Так что политическая элита является центральным звеном государственного управления, от деятельности которого зависят направление и ход политического развития общества, функционирование политической системы.

Функции политической элиты:

1) стратегическая (определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев и т. п.);

2) организаторская (осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь);

3) интегративная (укрепление стабильности и единства общества).

Теория политической элиты

Для политологии характерно признание элитарности существующего общества. Реальная политическая власть сосредоточена в руках меньшинства — элиты, формирующей цели развития общества и принимающей важные политические решения.

В настоящее время существует большое количество различных концепций, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Идеи о неизбежности такого деления общества высказывались еще в глубокой древности. В связи с этим можно назвать Конфуция, Платона, Макиавелли, хотя в то время не было сделано никакого серьезного социологического обоснования.

Первые научно разработанные концепции элит были предложены в конце ХIХ — начале ХХ вв. Г. Моска, В. Парето, Р. Михельсом. В их исследованиях охарактеризованы основные качества элиты, критерии и формы отбора, взаимоотношения внутри элиты и отношения элиты с массами, роль элиты в обществе. Они подчеркивали элитарность любого общества, его неизбежное деление на управляющее меньшинство и управляемое большинство. Власть принадлежит элите потому, что она отличается особыми качествами.

В настоящее время существуют различные направления элитарных теорий: ценностные теории элиты, теории демократического элитизма, концепции плюрализма элит, леволиберальные теории. Они отражают те или иные аспекты реальной действительности.

В обобщенном виде политическая элита — это привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших для общества решений. Составной частью политической элиты является правящая элита. Ее обычно подразделяют на: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; низшую, административную, представленную служащими-управленцами.

Структура и социальная представительность политической элиты непостоянны. Изменения, происходящие в обществе, оказывают большое влияние на состав элиты.

В подготовке политической элиты огромная роль принадлежит партиям, которые выдвигают из своей среды политических лидеров, способных отстаивать интересы тех или иных социальных групп.

10.Политические лидеры как субъекты общественной политики.

Политическое лидерство появляется в обществе с рыночной экономикой и основано: 1) на добровольном признании власти того или иного политического деятеля, что возможно только в условиях относительной политической свободы и конкуренции за власть; 2) на ограничении власти лидера: а) необходимостью удержания и закрепления своего авторитета в глазах граждан; б) законом; в) демократическими механизмами; 3) на том, что деятельность лидера является открытой, доступной для критики, ответственной и подконтрольной гражданскому обществу, которое требует от лидера экономической рациональности в использовании национальных ресурсов, роста доходов и уровня реализации прав человека.

Политические элиты как субъекты общественной политики. - student2.ru

Лидер – это субъект, выражающий интересы какой-либо группы и ответственный за их реализацию посредством использования политической и государственной власти.  
   
Функции лидера:
  1. Интеграция своих сторонников в единую группу общества, снятие внутренних противоречий в группе сторонников;
  2. Разработка конкретной формы подачи политической цели общности и средств ее реализации;
  3. Убеждение, агитация, привлечение граждан к реализации политических целей;
  4. Контроль над функционированием институтов власти;
  5. Осуществление координации, взаимодействия политического и правового сознания граждан, институтов власти и средств массовой информации.

11.СМИ и их влияние на процесс принятия решений в сфере публичной политики.

Средства массовой информации– учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального ритмического и инструментария различным лицам.

Отличительные черты СМИ:

- публичность (неограниченный круг потребителей)

- наличие специальных технических приборов

- взаимодействие коммуникационных партнёров

- однонаправленность взаимодействий от коммуникатора к зрителю/читателю

- непостоянных характер аудитории

К СМИ относятся:

- пресса (радио, телевидение)

- различные массовые справочники

- кино- и звукозапись

- интернет

Функции СМИ:

- функция политической информации

- образовательная функция (проявляется в сообщении гражданам знаний в различных областях, есть даже целые образовательные каналы, газеты и т.д.)

- функция социализации (читаем газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, и усваиваем определённые требования и нормы, образцы поведения)

- функция критики и контроля(правительство зачастую огрызается на критику в его сторону, СМИ могут диктовать различные стороны жизни. В демократическом обществе опирается, во-первых, на закон, и во-вторых, на общественное мнение. Эта критики связана с журналистскими расследованиями. Некоторые публикации становятся основой или поводом для расследования уголовных дел, по ряду политических материалов могут создаваться парламентские комиссии и приниматься соответствующие политические решения)

- функция артикуляции (выражения) политических интересов и интеграция политических субъектов

- мобилизационная функция (связана с предыдущей, выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечении в политику)

Реальная демократия невозможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную зависимость. В любом случае, любое СМИ выражает чьи-то интересы. СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.

Роль СМИ в современном обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов в сфере власти. Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сигнализируют обществу о социальных и политических конфликтах, предупреждают людей о необходимости выработать соответствующие формы защиты от угроз, обращения за помощью к власти. Кроме этого, при помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики. СМИ являются важнейшим инструментом целенаправленного конструирования политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с народом. Они влияют на стиль и процедуры формирования государственных органов, отбор правящей элиты, проведение основных политических кампаний в государстве.

Вместе с ростом значения СМИ в современном мире для политической элиты и официальных институтов власти они стали и весьма привлекательным механизмом политического участия для рядовых граждан. СМИ являются ведущим инструментом в системе социального представительства интересов людей, поскольку обладают определенной открытостью, оперативностью в формулировании оценок и позиций, возможностью отображать желания и стремления самых разных слоев населения. Средства массовой информации существенно влияют на правила политической игры и часто ее модифицируют, формируя новые отношения между «верхами» и «низами». Таким образом, СМИ сегодня – это авторитетный политический институт, который способствует формированию сознания людей, побуждает их к политическим действиям, обеспечивает постоянное общение субъектов политики, а также власти и народа.

С политической точки зрения средства массовой информации условно можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые. Такая структура СМИ указывает на наличие разных задач, которые присутствуют на информационном рынке, а также на то, что общественное мнение сталкивается не с однонаправленными, а с разнонаправленными потоками информации, вырабатывает свои оценки и подходы в идейно конкурентной среде. Кроме выше обозначенных можно выделить также СМИ коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума. Выделение такого рода средств массовой информации указывает на наличие ряда проблем, которые присущи различным государствам на информационно-политическом рынке.

Иногда средства массовой информации используются с целью политического манипулирования, т.е. скрытого управления политическим сознанием и поведением граждан для того, чтобы принудить их действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Политическое манипулирование представляет большую опасность для общества и его структурных компонентов. Способы манипулирования могут быть различны. Это и подтасовка фактов, и замалчивание неугодной информации, и распространение клеветы. Также используются и более тонкие приемы, к примеру, полуправда, когда освещаются малозначительные детали событий, но умалчивается основное их содержание; наклеивание ярлыков («националист», «фашист» и т.д.); лингвистическое, языковое манипулирование; применение «спирали умалчивания».

Наши рекомендации