Социальная мобильность: понятие и разновидности

Талантливые личности могут рождаться во всех социальных слоях и классах. Однако поскольку между ними существуют барьеры, то свободный переход индивида из одной группы в другую затруднен. Наиболее заметным препятствием является то, что социальные классы обладают субкультурами, которые их различают. Это выражается в привычках, правилах, манерах поведения, образе жизни. Часто бывает непросто представителю иной субкультуры усвоить ценности и нормы другой страты.

По определению автора теории социальной мобильности П. Сорокина, "Социальная мобильность представляет собой любой переход индивида... от одной социальной позиции к другой". Он различает два типа социаль­ной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мо­бильность - это изменение социального положения индивида или соци­ального объекта, которое не приводит к повышению или понижению их статуса (например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другу). Во всех случаях индивид не меняет соци­ального слоя, к которому он принадлежит.

Вертикальная мобильность представляет собой совокупность взаимо­действий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой. Это может быть служебное повышение, улучшение благо-j состояния, переход в более высокий социальный слой.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать положение других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность:

- переход человека к более высокому профессиональному, экономическому и политическому положению будет означать восходящую мобильность, или социальный подъем. Он может осуществляться в индивидуальна и групповой формах. Во втором случае восходящая мобильность выражается в создании новых групп индивидов с включением их в высший слой;

- нисходящая мобильность или социальное падение означает выталкиваний индивида с высоких социальных статусов на более низкие, или понижение статуса целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может быть падение престижа профессии инженера в рс списком обществе или поражение на выборах правящей партии.

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Конечно, индивидуальные способности не будут иметь особого значения, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. Напротив открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен борьбе за продвижение к высшим статусам.

Для того чтобы полностью изменить социальный статус у индивида возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом и необходимость взаимодействия с представителями не вой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьер общения существует несколько способов - каналов социальной мобильности,к которым прибегают индивиды. Наилучшим из них является брак - представителем более высокого статусного слоя. Прежде всего, он разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Кроме того, брак предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, минуя несколько уровней, подобно Золушке в известной сказке. Немалое значение и то, что брак может способствовать раскрытию талантов, подкрепленных благоприятными материальными условиями.

Другим каналом социальной мобильности может быть ораз жизни. Если даже вы получаете доход, равный представителям боле высокого социального слоя, необходимо создать новый материальньй стандарт, соответствующий более высокому статусу. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины выступают способом приобщения к более высокому статусному уровню.

Однако этого недостаточно. Более значимым является усвоение поведения высокого социального статуса. Проведение досуга, манер общения, речь, одежда должны подвергнуться пересмотру.

Наконец, важным каналом социальной мобильности является изменение социального окружения. Оно предполагает налаживание контактов с предста­вителями высокого статусного слоя, в который человек стремится попасть.

Наши рекомендации