Новые принципы обеспечения безопасности США как основа формирующегося

9

Мирового порядка

В тексте Стратегии принцип международной законности заменяется принципом

упреждающих акций в отношении террористов и государств, которые могут представить

угрозу США.

Ставка на силу становится принципом всего мирового правопорядка.

Если в прошлом Вашингтон всегда ссылался на ту или иную форму легального

обоснования своих акций, то теперь Соединенные Штаты отбрасывают этот принцип,

выдвигая вместо этого принцип приоритета собственных интересов, в соответствии с

которым интересы их собственной безопасности, как они их понимают, являются

главенствующими.

Принцип подчинения интересам своей национальной безопасности безопасности

всех остальных стран становится одним из основополагающих.

Тем самым они присваивают себе право на мировое военное господство.

В контексте этого права осуществляется своего рода попытка колонизации систем

безопасности других стран. США стремятся поставить достижения в области

национальной безопасности других стран на службу своим национальным интересам.

Это можно проследить на примере России, которой посвящен в тексте Стратегии

следующий пассаж: «Позитивные результаты перехода от конфронтации к сотрудничеству

в отношениях с Россией очевидны: преодолен ранее разделявший нас страх друг перед

другом, достигнуто историческое соглашение о сокращении ядерных арсеналов обеими

сторонами и осуществляется сотрудничество в таких областях, как борьба с терроризмом и

противоракетная оборона, о которых до последнего времени даже не могло быть и речи!»

То, что вкладывается в понятие «сотрудничество в области ПРО», можно прочитать в

уже упомянутых документах российско-американской встречи в разделе «Противоракетная

оборона, дальнейшее сокращение стратегических наступательных потенциалов, новый

консультативный механизм по стратегической безопасности». Здесь, в частности,

говорится: «Россия и США предпринимают шаги с тем, чтобы отразить в военной области

изменившийся характер стратегических отношений между ними.

Россия и США признают, что нынешняя ситуация в области безопасности коренным

образом отличается от эпохи «холодной войны».

В связи с этим Россия и США согласились осуществить ряд мер, направленных на

укрепление доверия и расширение транспарентности в области противоракетной обороны,

в числе которых – обмен информацией по противоракетным программам, испытаниям

в этой области, взаимные посещения в целях наблюдения за противоракетными

Испытаниями и ознакомительного осмотра противоракетных систем.

Россия и США также договорились изучить возможные направления сотрудничества в

области противоракетной обороны, в том числе расширение практики совместных

учений по ПРО, изучение возможных программ совместных исследований и

разработок в области технологий ПРО, учитывая важность взаимного обеспечения

сохранности конфиденциальной информации и охраны прав интеллектуальной

собственности.

Россия и США в рамках Совета Россия-НАТО изучат возможности для наращивания

практического сотрудничества по противоракетной обороне для Европы».

Роль НАТО и Россия

Относительно роли Североатлантического альянса и его отношений с Россией в

Стратегии национальной безопасности США сказано следующее: «Мы создали Совет

10

Россия-НАТО с целью углубления сотрудничества по проблемам безопасности между

Россией, нашими европейскими союзниками и непосредственно США».

В качестве комментария к этой декларации обратимся к цитатам из редакционной

статьи «Место России», опубликованного «Wall Street Journal» 13.05.02. и посвященного

вопросам создания Совета: «Однако шумиха и обстоятельства, сопровождающие событие,

подменяют его суть. На самом деле, просто вновь предпринимаются попытки сделать так,

чтобы Москва тесно сотрудничала с НАТО, а не действовала против альянса».

Относительно главного предназначения НАТО в тексте Стратегии национальной

безопасности США говорится, что этот блок должен «обрести способность разворачивать

по первому сигналу высокомобильные, специально обученные войска в любом месте, где

они потребуются для оказания противодействия угрозе любому из членов альянса.

Союз должен быть готов действовать везде, где нашим интересам угрожает опасность,

создавая коалиционную группировку сил с его собственным мандатом, а также выделять

силы для участия в других коалициях».

Россия, как известно, не является членом альянса, и, следовательно, в любой момент

может оказаться по другую сторону баррикад. Пример Югославии, которую Буш в свое

время назвал «моделью», не позволяет нам ориентироваться исключительно на

благоприятный ход событий.

Наши рекомендации