Объект,предмет политологии.Ф-ции полит.

Методы исследования политологии.

Любая наука имеет свои методы исследования. Научный метод – это система приемов, способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности. Методы исследования политики можно поделить на три группы: общетеоретические методы, общелогические методы, методы эмпирических исследований.

К общетеоретическим методам (подходам) относят следующие методы:

Институциональный метод ориентирован на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.

Нормативно-ценностный подход исследует политику с позиции должного, с точки зрения общего блага, справедливости, свободы, ориентирует на разработку политического идеала и наилучшей формы правления. Нормативно-ценностный подход для анализа форм правления применяли еще в античности Платон и Аристотель.

Институциональный и нормативно-ценностный методыгосподствовали в политической науке до середины ХХ века.

Системный метод рассматривает политику как целостный, сложноорганизованный, саморегулирующийся механизм, который находится в непрерывном взаимодействии со средой. Системный подход был разработан и применен при анализе политики в 50–60-е гг. ХХ века американскими учеными Т. Парсонсом и Д. Истоном.

Структурно-функциональный метод предполагает рассмотрение политики как целостной системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение, выполняет определенную функцию. Функциональный подход к изучению политики широко ввел американский политолог Г. Алмонд.

Психологический подход ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций в политике. Психологический метод широко использовали в своих исследованиях политики Г. Лебон, Н. Михайловский, С. Московичи, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Канетти, Х. Ортега-иГассет, А. Адлер, Т. Адорно, Ж. Блондель.

Социологический подход предполагает выяснение социальной обусловленности политики, влияния на политическую систему социальной структуры и экономических отношений. Широко применяли социологические подходы в политологии такие крупнейшие политологи и социологи как К. Маркс, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер, П. Сорокин, Р. Михельс.

Общелогические методы присущи человеческому познанию в целом. Это анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, сравнение.

К эмпирическим методам относятся использование статистики, прежде всего электоральной; анализ документов; анкетирование, опрос; теория игр, которая широко применяется при принятии решений; наблюдение; контент-анализ – это метод количественного изучения содержания политической информации.

Политическая наука использует разнообразные методы исследования – теоретические, общелогические и эмпирические. Многообразие методологических подходов позволяет глубже исследовать и понять политику как сложное социальное явление. Появление и применение новых методов – это всегда исследовательский прорыв в получении нового знания о политике.

Ресурсы основания власти

Ресурсы власти-все те средства,использование кот-ых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.Субъекты пол.власти обладают уникальной системой ресурсов.В их руках наход-ся гос-во с его аппаратом,армией,правоохранительными органами,органами внутр.дел,денежн.и налоговой сис-мой и т.д.Госуд.власть имеет право издавать законы,обязательные для всего насел-я.Она может легально использовать силу,опираясь на спец.аппарат принуждения.По мимо этих рес-ов госуд-во обладает также эконом.,соц.,культурно-информацион.рес-сами.Рес-ом власти явл-ся язык как элемент пол.культуры(язык явл-ся своеобразным пропуском к власти).Языковая пол-ка играет далеко не последн.роль в реальн-х пол.процессах,избират-ых кампаниях.К рес-ам власти относят знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах.Выв:различ.рес-сы использ-ся субъектами власти в комплексе,хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации,наиболее удобные объекты,время действия.Так,для убеждения наиболее предрасположена молодежь.Также следует помнить,что что средства власти имеют предел,выход за рамки кот-го становится бессмысленным.Так,гонка вооружений не только опасна,но и бессмысленна,ибо применение многих военных средств означает уничтожение самой жизни.Поэтому след-ет стремиться к тому,чтобы основой власти были порядок,высок.уров-нь культуры,благосост-е людей и законность.

Вопрос 22. Современные концепции политической элиты. Определения, функции, структура политической элиты. Контрэлита и ее роль в политическом процессе.

Политическая элита- это ..

· Меньшинство общества, являющееся относительно привилегированно группой, обладающей выдающимися психологическими, социальными и политическими качествами(формирует цели развития общества и принимает важные полит.решения)

· Большая социальная группа, обладающая определённым уровнем полит.влияния и являющаяся основным источником руководящих кадров для институтов власти того или иного государства или общества.

· «правящая верхушка», «правящий слой», «правящие круги»

Основные задачи(цели):

Элита охватывает наиболее влиятельные круги политически и экономически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках большие материалы и ресурсы, технико-организационные средства , СМИ. Это профессиональные служащие, политики, идеологи и т.д.

Это группа людей, которая не только концентрирует в своих руках власть путём монополизации права на принятие решения на определение людей, но так же и особая социальная группа, которая основана на глубоких внутренних связях, входящих в неё политиков, идеологов. Их объединяют общие интересы, которые связаны с обладание рычагами реальной власти, стремлением сохранить на них свою монополию, не допустить к ним другой группы, стабилизовать, сохранить и укрепить позиции элиты как таковой.

Функции:

· Изучение, анализ, отражение в политич. программах интересы различных социальных групп

· Выработка политической идеологии, доктрин, законов, программ, конституции

· Создание механизма реализации полит решений

· Осуществление управления и принятия полит решений

· Формирование аппарата органов полит управления страной

Концепции.

Концепция элит появилась ещё в древности. Они достаточно разнообразны. Первые современные концепции элит возникли в конце 19-нач.20 в.

Г.Моска попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. Он считал, что важнейшим критерием формирования полит класса является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность. Существует 2 тенденции в его развитии:

1. Аристократическая(проявляется в стремлении полит класса стать наследственным, если не юридически, то фактически)

2. Демократическая(выражается в обновлении полит класса за счёт наиболее способных к управлению низших слоёв).

В.Парето исходил из того, что лидером во все времена должно править избранное меньшинство. Оно делится на

1. правящую элиту, прямо или опосредованно участвующую в управлении

2. неправящую-контрэлиту. Контрэлиту представляют люди, обладающие характерными психологическими качествами, но не имеющих доступа к руководящим функциям в силу своего соц. Статуса и различного рода барьеров.

Типы элит:

1. «лисы»- гибкие руководители, использующие методы переговоров, уступок ,лести, убеждения.

2. «львы»- жёсткие, опирающиеся на силу руководителя.

Авторитарный режим.

Главная особенность авторитарного режима заключается в том, что при внешнем сохранении контроль власти над обществом пе-рестает быть тотальным. Мера вмешательства власти в общественную жизнь меньше, чем при тоталитаризме. Между властью и обществом в авторитарном режиме возводится глухая стена. Власть по-прежнему жестко контролирует свою собственную безопасность, но может отказаться от прямого вмешательства в экономику, культуру или личную жизнь граждан. В такой ситуации меняется и отношение людей к власти. Она представляется чуждой, грозной и даже враждебной силой. Прежнее слияние с властью и ее безоговорочная поддержка уступают место недоверию и отчуждению. Заметную роль в этих условиях играет политический руководитель. Авторитаризму, как правило, сопутствует установление сильной личной власти. Такой лидер не избирается народом, а выдвигается элитой в результате так называемых аппаратных игр. Внешние признаки культа личности могут сохраняться, но истинной любви, восхищения, преклонения лидер в народе не находит.

Как и в предыдущем случае, органы власти формируются через назначение на посты людей, преданных режиму. Взаимоотношения органов власти строятся по принципу подчинения: центральные главенствуют над местными, исполнительные над законодательными. Появление альтернативных политических институтов явно затруднено. Однако власть не препятствует объединению людей по интересам. Она лишь заботится о том, чтобы эти объединения не носили политического характера, т. е. не посягали бы на саму власть.

Формы государства

Для того чтобы описать форму государства, необходимо определить форму правления и форму территориального устройства. Форма правления – это состав и соотношение высших органов власти в государстве. Различают две основные формы правления в демократических странах – парламентскую и президентскую республику. Можно назвать четыре отличительных признака парламентской республики:

 парламент избирается гражданами страны и является единствен-ным высшим выборным органом в государстве;

 парламент формирует правительство. Он подбирает и назначает министров для ведения дел в государстве;

 правительство сохраняет свою исполнительную власть до тех пор, пока оно пользуется доверием парламента, т. е. опирается на большинство голосов парламентариев;

 глава правительства в парламентской системе фактически яв-ляется и главой государства.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Можно назвать четыре основных признака президентской республики:

 президент является главой государства;

 и президент, и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга;

 президент самостоятельно формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет его заседания и при этом обладает решающим голосом;

 отдельные ветви власти – законодательная (парламент) и исполнительная (президент) – обладают значительной самостоятельностью. Они могут отменять или приостанавливать решения друг друга.

Для того чтобы описать форму, необходимо определить, на какие части (административно-территориальные единицы) разделено государство, и как эти части соотносятся между собой. Различают три основных формы территориального устройства: унитарные государства, федерации и конфедерации.

Унитарное государство отличается тем, что его отдельные части – административно-территориальные единицы (департаменты, провинции, штаты) – не имеют статуса самостоятельных государственных образований. Они располагают определенными правами в решении своих местных вопросов, но в остальном напрямую подчиняются центральной власти. Унитарное государство имеет одну для всей страны конституцию, один представительный орган, одно правительство, единые вооруженные силы, единую бюрократическую систему.

Федерация [< лат. federatio – союз, объединение] – это форма территориального устройства, при котором отдельные государственные образования объединяются в одно союзное государство. Обычно они заключают при этом союзный договор, в котором оговаривается, какие полномочия передаются центральным (федеративным) органам, а какие остаются у членов (субъектов) федерации. Права федерации и составляющих ее членов разграничены. В федеративных государствах наряду с общей, союзной конституцией существуют и конституции входящих в федерацию государственных образований.

Конфедерация– это политическое объединение государств для координации действий в той или иной сфере, при полном сохранении их независимости. Конфедерацию нельзя назвать отдельным государством. В ней нет общего законодательства, гражданства, общей судебной системы. Обычно такие объединения возникают в кризисных, экстремальных ситуациях, когда государства видят в конфедерации средство для защиты от внешней опасности или выхода из кризиса.

Государства различаются формой правления и формой территориального устройства. Выбор формы правления определяется потребностями общественного развития, историческими традициями и опытом отдельных стран.

Типы партийных систем

В процессе своей деятельности по­литические партии вступают в определенные отношения друг с дру­гом, а также с государством и другими политическими институтами. Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Этим понятием охватывается со­вокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.

Характер и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов — расста­новкой социально-классовых сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным со­ставом, религиозной ситуаций и др. Существенное воз­действие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего избиратель­ное право.

В соответствии с этим формируются различные типы партийных систем. Наибольшее распространение в научной литературе получило деление партийных систем на многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.

Как показывает опыт политического развития, опти­мальной формой и условием демократического развития общества выступают многопартийные (двухпартийные) системы. Их отличительной особенностью является отсут­ствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции.

Многопартийная система

Многопартийная система характе­ризуется наличием встране не­скольких политических партий, со­ревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обес­печивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодиче­скому обновлению политической элиты общества.

Историческая практика демонстрирует несколько раз­новидностей многопартийной системы, или партийных укладов. Партийный уклад – это исторически сложившаяся устойчивая модель взаимоотношений партий по поводу участия во власти.

Классическая многопартийная система (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. По­этому данную разновидность многопартийности часто опре­деляют как уклад многопартийной раздробленности. В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, ис­кать союзников и партнеров с целью создания коалици­оного парламентского большинства и формирования правительства на межпартийной основе.

Партийная коалиция — это объединение, союз полити­ческих партий для достижения общих политических це­лей на основе консенсуса, компромисса и баланса инте­ресов. Коалиция представляет собой соглашение нескольких политических партий о совместных действиях. Традиционно выделяют такие разновидности ­партийных коалиций, как электоральные (образуются на период избирательной кампании), парламентские и пра­вительственные. Различают также легислатурные коалиции, в которые партии вступают при подготовке к выборам и срок действия которых рассчитан на всю легислатуру, т.е. срок полномочий выборного органа, и конъюнктурные коалиции, формирующиеся уже после выборов и нося­щие зачастую временный характер.

Ввиду нестабильности исполнительной власти при сис­теме многопартийной раздробленности в политической практике наблюдается тенденция перехода к другим пар­тийным укладам, гарантирующим большую стабильность и эффективность политической власти.

Можно выделить в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартий­ность. Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в политические блоки. Притягивая к себе различ­ные партии, блоки способствуют консолидации полити­ческих сил, преодолению дробности политического про­цесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованно­стью действий внутри блока. Так, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемый Социалистической партией, и блок правых партий во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).

Многопартийная система с доминирующей партией(уклад доминации) характеризуется длительным пребыва­нием у власти одной партии при наличии малоэффектив­ной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распы­ленности своих противников, противоречия в рядах ко­торых не позволяют им образовать прочный оппозицион­ный союз. К примеру, в Швеции в качестве доминирующей партии выступает Социал-демократическая рабочая партия; в Японии долгое время у власти на­ходилась Либерально-демократическая партия. Уклад доминации позволяет сфор­мировать стабильное однопартийное правительство, но несет в себе опасность косности, застоя для правящей партии.

Двухпартийная система

Двухпартийная система предполага­ет наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способ­на к самостоятельному завоеванию власти и ее осущест­влению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у руля власти. Бипартизм не исклю­чает существования в стране и других, менее влиятельных партий. Они также участвуют в политическом процессе, но реально претендовать на победу не в состоянии.

Классическая модель двухпартийной системы сложи­лась в США, где друг другу противостоят Демократиче­ская и Республиканская партии. В Великобритании борь­бу за власть ведут консерваторы и лейбористы.

Наряду с классической, «совершенной» двухпартийной системой вы­деляют и модифицированный вариант – «несовершенную» двухпартийность, или систему "двух партий с половиной". Здесь также конкури­руют между собой две крупные партии, но ни одна из них не имеет абсолютного большинства в парламенте и для фор­мирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта третья партия играет роль баланса, чья поддержка обеспечивает перевес одной из ведущих партий. Такой уклад сложился, например, в ФРГ.

Двухпартийная система характерна для стран с устойчивой политической системой, с центристской ориентацией ведущих партий. Формированию двухпартийности во многом способ­ствует мажоритарная избирательная система. Бипартизм обеспечивает стабильность вла­сти и, как указывает французский политолог Р.-Ж. Шварценберг, упрощает процесс артикуляции и агрегирования интересов, поскольку каждая из соперничаю­щих партий стремится к обобщению, "сокращению" тре­бований различных социальных групп с целью максималь­ного расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что она отстраняет от участия в приня­тии решений мелкие, не слишком авторитетные партии, выражающие интересы меньшинства.

Однопартийная система

Однопартийная система характе­ризуется монополией на власть со стороны одной партии. В однопар­тийной системе нет политической конкуренции. Правя­щая партия не допускает рядом с собой других претен­дентов на власть. Хотя при авторитарном режиме возмож­но легальное существование, наряду с господствующей и других политических партий, последние лишены реальной самостоятельности, имеют довольно ограниченное поле деятельности и признают руководящую роль правящей партии. Такая система сложилась после Второй мировой войны в ряде стран Восточной Европы — Болгарии, ГДР, Польше, Чехословакии, где так называемые союзниче­ские партии играли второстепенную роль в политической жизни.

Свои специфические особенности присущи однопар­тийным системам некоторых развивающихся стран с ав­торитарными режимами. Роль правящей партии здесь сводится к организации массовой поддержки политики руководства государства. Партия, будучи представлена в государственных органах, действует зачастую как бы на "вторых ролях", не участвуя непосредственно в управлении.

При тоталитарном режиме действует только одна по­литическая партия, другие распущены или запрещены. В результате сращивания партийных и государственных структур правящая партия становится над государством и осуществляет в нем доминирующую роль. Монополиза­ция властных функций одной партией неизбежно ведет к субъективизму и волюнтаризму в политике, к преоблада­нию командных методов управления и отчуждению народных масс от политики.

Опыт функционирования однопартийных систем в XX в. показал их неэффективность и антидемократичность. В настоящее время такие системы постепенно схо­дят с политической арены как дискредитировавшие себя в глазах мирового сообщества.

Наряду с количественным критерием типологии партийных систем многие исследователи используют и качественные параметры. В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах. Характер отношений между партиями., а также партиями и государством позволяет разграничивать конкурентные и неконкурентные партийные системы (М. Вайнер и Дж. Лапаломбара), а также альтернативные (неполяризованная и поляризованная многопартийность, двухпартийность) и неальтернативные (уклад доминации, однопартийность) системы.

Значительный интерес представляет типология партийных систем, разработанная Дж.Сартори. Помимо количества конкурентоспособных партий он считает необходимым учитывать при классификации партийных систем наличие политических полюсов, центров притяжения партий, а также идеологическую дистанцию между ними. Дж. Сартори выделил семь типов партийных систем:

1) однопартийная система;

2) партийная система с гегемонистской партией;

3) система с доминирующей партией;

4) двухпартийная система;

5) партийная система умеренного, или ограниченного плюрализма.

Борьбу за власть ведут от трех до пяти политических партий, ни одна из которых не в состоянии самостоятельно осуществлять власть, в результате формируется коалиционное правительство. В такой системе отсутствуют антисистемные партии и двусторонняя оппозиция, идеологические разногласия между партиями невелики, преобладают центростремительные тенденции;

6) партийная система крайнего (поляризованного) плюрализма. Для этой системы характерно наличие достаточно большого числа партий (шесть и более), поляризация сил в результате значительного идеологического размежевания, наличие антисистемных партий, существование двусторонней оппозиции, преобладание центробежных тенденций;

7) атомизированная партийная система. Ее отличительными особенностями являются: большое число партий, их изолированность от реальных властных отношений, слабая связь партий друг с другом, низкий рейтинг среди населения.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты.

Дюверже были сформулированы "три социологических законам взаимосвязи избирательных и партийных систем. Их содержание сводится к следующим положениям: 1) пропорциональная избирательная система обусловливает возникновение многопартийной системы, характеризующейся существованием автономных партий с жесткой внутренней структурой; 2) абсолютная мажоритарная избирательная система порождает партийную систему, в которой партии занимают гибкие позиции и стремятся к взаимному компромиссу; 3) относительная мажоритарная избирательная система влияет на формирование двухпартийной системы. Дюверже неоднократно консультировал правительства некоторых стран по проблемам конституционного права и избирательной борьбы. Награжден орденами Франции, Мексики и Греции. Основные работы Дюверже: "Политические партии" (1951), "Идея политики. Применение власти в обществе" (1966), "Янус. Два лика Запада" (1972), "Социология политики: элементы политической науки" (1973).

Объект,предмет политологии.Ф-ции полит.

Политология – наука о политике. Объект политологии – это политическая реальность и ее различные элементы и отношения. Но политику как особую сферу социальности изучают многие науки: политическая философия, политическая история, политическая социология, правоведение, политическая антропология, политическая психология, политическая география и др. У каждой из них свой предмет исследования. Предмет науки есть воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с точки зрения этой науки закономерных связей данной реальности.

Политическая философия занимается исследованием фундаментальных основ политического бытия.

Политическая история изучает политические события в их хронологической последовательности.

Политическая социология исследует механизмы взаимодействия между обществом и политической сферой, социальной структурой и политикой.

Политическая психология изучает субъективные механизмы политического поведения.

Политическая антропология исследует генезис политики на ранних стадиях развития общества и то, как родовая природа человека проявляется в сфере политики и влияет на политику.

Политическая география изучает взаимосвязь политических процессов с территориальными, экономико-географическими, физико-климатическими и другими природными факторами.

Таким образом, науки, которые изучают политику, различаются предметом и методами исследования. У политологии свой особый предмет исследования – тенденции и закономерности формирования и развития политической власти, форм и методов ее функционирования и использования в государственно-организованном обществе. Особенностью политологии как науки является то, что все социальные явления и процессы она изучает соотносительно политической власти.

Существуют и другие точки зрения на предмет политологии. Политологию в широком смысле понимают как интегративную науку, которая включает в себя весь комплекс политических знаний. В этом случае предметом политологии становится все политическое. В узком смысле политологию рассматривают как теорию государственного управления.

функциях:

Гносеологическая (познавательная) функция. Сущность данной функции в адекватном отражении политической реальности, раскрытии закономерностей политического развития, выработке систематизированных знаний о политике. Как и любая другая наука, политология должна описать, объяснить и прогнозировать развитие явлений и процессов. В контексте политической науки речь идет о политических явлениях и процессах.

Аксиологическая (оценочная) функция – политическая наука дает оценку политическому строю, режимам, институтам, политическим решениям и политическому поведению. Эту функцию не следует подменять классовым подходом и превращать политологию в разновидность идеологии. Аксиологическая функция политологии, как и любой другой общественной науки, определяется спецификой социального познания, которое своими выводами и прогнозами задевает определенные социальные интересы. Аксиологическая функция ориентирована на признание общечеловеческих гуманистических ценностей, на человеческое измерение политики.

Функция политической социализации связана с формированием политической культуры, определенного типа человека политического. Само содержание политической науки ориентирует на развитие рационально-критического мышления, на формирование гражданина, а не подданного. Политическая наука формирует гражданственность и демократическую культуру населения.

Функция рационализации политической жизни. Выполняя эту функцию, политология выступает теоретической основой политического строительства, политических реформ, обосновывает необходимость и направленность преобразований. Политология, вырабатывая политические технологии, дает рекомендации по разрешению социально-политических конфликтов, проведению избирательных кампаний, формированию политического имиджа лидеров и т. д.

Мотивационно-регулятивная функция связана с непосредственным влиянием политического знания на политическое поведение людей. Степень научной мотивации политических действий и политического поведения – важнейший показатель уровня развития политической культуры.

Функции, которые выполняет политология, раскрывают ее роль в жизни современного общества. Политология способствует рационализации политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для рационально-критического анализа политической жизни.

Наши рекомендации