Сущность и особенности международной политики РФ.

Международные отношения - совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.

Внешняя политика - деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, зарубежными партиями и иными общественными организациями, всемирными и региональными международными организациями.

Концепция внешней политики РФ представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления внешнеполитической деятельности России. Современные международные отношения находятся в состоянии перехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдержании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство и сотрудничество во имя мира. Однако осуществить это сложно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще сохраняются недоверие и предрассудки в отношение недавних «врагов», а теперь партнеров. Значительные средства тратятся на гонку вооружения.

После распада СССР и Варшавского договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация. Если до этого момента всеобщая безопасность была основана на принципе ядерного сдерживания и равновесия сил двух военных блоков, то после распада соотношение сил изменилось в пользу НАТО. Его границы уже достигли гос.границы России. Нынешняя ситуация требует от России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам.

Среди приоритетов внешней политики России центральное место сегодня занимают ее отношения не с США, Японией, Францией, Англией, Европой в целом, а с Германией. Между двумя странами - установились взаимовыгодные связи в экономической, научно-технической и даже в военной сферах.

Непосредственная угроза развязывания прямой агрессии против России сейчас значительно снизилась, но она все же не потеряла своей актуальности. В связи с этим можно определить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные интересы безопасности Российской Федерации. К долгосрочным интересам безопасности относятся:

а) проведение такой внешней политики, которая способствует сохранению общей стабильности в мире, чтобы не допускать локальных или межрегиональных вооруженных конфликтов;

б) предотвращение или ликвидация любых очагов напряженности вблизи территории России;

в) установление и сохранение нормальных отношений со всеми государствами, независимо от общественного строя и политического режима, царящего в них;

г) укрепление и развитие миротворческих возможностей России по линии ООН и других международных организации в целях быстрого политического урегулирования конфликтов, которые могут перерасти в вооруженные столкновения;

д) восстановление в полной мере международного престижа России как правопреемника СССР, признанного мировым сообществом.

Среди среднесрочных интересов безопасности России особое внимание заслуживают нормализация и стабилизация обстановки в ближнем зарубежье. Речь идет о том, что создание единого экономического пространства требует немедленного решения вопросов о границах, как между государствами СНГ, так и по всему периметру бывшего Советского Союза. Без этого невозможно избежать экономических диверсий, роста преступности, коррупции и т.п

К краткосрочным интересам безопасности России относятся решение проблем после гражданской войны в Чечне, а также недопущение локальных конфликтов вдоль юго-западных и южных границ бывшего СССР, где проявилось противостояние на религиозной, националистической или плановой основе.

Систему приоритетов во внешней политике России составляют ряд факторов, которые определяют реализацию ее международных интересов. Это прежде всего кардинальное изменение геополитического положения России, ставшей самостоятельным субъектом международных отношений после распада Советского Союза. Численность населения и ее экономический потенциал составляют сегодня около 60 процентов от бывшего СССР, а территория - 76 процентов. Но Россия не просто уменьшилась в размерах и по населению, а оказалась в принципиально новом внешнем окружении с запада и с юга, где расположены бывшие советские республики. Но границы с ними очень условны, прозрачны и почти не охраняются, так как для этого требуются значительные материальные и людские ресурсы. Второй фактор состоит в том, что Россия, оставаясь одной из ведущих держав мира в силу гигантских масштабов, богатых природных ресурсов и неограниченного интеллектуального потенциала, пока не в состоянии определять ход мировых событий. Являясь постоянным членом Совета безопасности ООН, Россия стремится удержать свои позиции великой мировой державы. То же самое относится к ее внешнеполитической работе и в других международных организациях.



Наши рекомендации