Политический режим: понятие.

Политический режим – это совокупность средств и методов реализации политической власти, определяющая степень свободы и правовое положение личности.

В зависимости от соотношения принципов организации общественной жизни, которое определяет степень социальной свободы личности, выделяют три типа режимов – тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм– это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции подавляет основные гражданские права.

Демократия - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Характерные черты демократического режима:Суверенитет народа, Периодическая выборность основных органов государства, Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Равенство прав граждан на участие в управлении государством.

Тоталитаризм.

Тоталитаризм это полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в 20 веке – режим правления одного лица или группы лиц во главе с лидером без какого либо контроля со стороны управляемых.

Признаки тоталитаризма 1.Единственная массовая партия 2. Монопольно существующая признанная всеми идеология 3. Монополия на средства массовой информации 4.террористический контроль со стороны политической полиции 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Абсолютная концентрация власти в руках вождя, операющегося на властвующую партию.

Признаки тоталитаризма:

— тотальный государственный контроль над обществом;

— всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;

—система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;

— политизация (в плане пропаганды) всей жизни;

— господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством.

— идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;

— унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;

— ставка на обновление общества на основе глобальных идей;

— ставка на свою рассу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Авторитаризм.

Авторитаризм - занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Значимым при определении авторитаризма является характер отношений государства и личности – они построены больше на принуждении чем на убеждении. При этом авторитарный режим не стремится навязывать обществу четко разработанной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении и действиях, мирится с существованием оппозиции. Автократия от греч. (autokrateia) – самодержавие самовластие т.е. неограниченная власть одного лица, не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения к принятию решений по важнейшим вопросам жизни общества. Авторитаризм подавляет основные гражданские права.

Демократия.

Демократия – самый сложный тип политического режима. Demos – народ и kratos – власть. С гр. - власть народа. Современные демократии, а они существуют примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик. К ним относят 1. Общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. 2. Конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция / соревновательные выборы / и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение; 3. Политические партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство; 4. Гражданские, политические и социальные права. Демократия как сложная форма взаимоотношений власти и граждан представляется уязвимой в изменяющихся условиях, но достаточно эффективной в высокоорганизованных: плюралистических обществах.

Политические элиты.

Политическая элита -это привилегированная группа, слой общества, который концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в разработке и реализации полит программ, в выработке стратегии общественного развития.

По объему властных функций различают: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; и низшую, административную, представленную служащими - управленцами.

Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты.

Стратегическая - разработка стратегии и тактики развития общества, определение программы действий.

Коммуникативная - предусматривает эффективное выражение в полит программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская - необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Интегративная состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.

Для современной политической науки характерно признание элитарности существующего общества. В настоящее время существует большое количество различных теорий, обосновывающих правомерность деления общества на управляющее меньшинство и управляемое большинство.

Макевиалистская школа (Г.Моска, В.Парето)- любому обществу присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей: физических, психологических, умственных, моральных. Элита характеризуется особыми полит и организаторскими качествами. Массы признают право элиты на власть..

Теория элитной демократии (Р.Даль, С.Липсет) - элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного согласия, посредством свободных выборов.

Ценностные теории (В.Ропке). Элита - это слой общества, наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и способностями.

Концепции плюрализма элит(С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть распределена между различными группами элит, которые оказывают влияние на принятие решений, отстаивая свои интересы. Леволиберальные концепции (Р.Миллс). общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Возможности демократических институтов (выборы, референдумы) незначительны.

Теория лидерства.

Политическое лидерство – это постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу.

Феномен лидерства встречается на любом уровне социальной организации общества. Оно существует везде, где есть коллективная деятельность и организация.

1. Теория личностных черт.Согласно ей природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей.

2. Факторно-аналитическая теория является разновидностью теории черт. Ее сторонники различают чисто индивидуальные качества лидера и его черты, связанные с достижением определенных политических целей.

3. Ситуативная теория отстаивает идею зависимости лидерства от определенных социальных условий и ситуаций.

4. Психологическая теория акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное бессознательное влечение, оно проявляется в стремлении к власти. Личностьстремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям.

5. Интегративная теорияучитывает основные стороны лидерства: анализ личности лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения; задачи, которые он должен выполнять; характеристики его последователей; конкретные условия и обстоятельства лидерства и т.п.

Функции лидера – это главные направления его деятельности. Обычно выделяют 6 общих функции:

1. Программная функция - разработка лидером программы деятельности

2. Диагностическая (аналитическая)

3. Мобилизационная привлечение широких слоев населения для достижения своей личной или общей цели.

4. Коммуникативная направлена на упрочение каналов политической связи с целью убеждения в правильности курса и предотвращения отчуждения граждан от власти

5. Функция социального арбитража и патронажа связана с защитой прав и свобод граждан, обеспечением законности и порядка.

6. Функция легитимацииполитического режима - обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета лидера.

Типы лидеров

По Веберу. В зависимости от способа легитимации власти:

1. Традиционное.Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.

3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Интересна классификация политических лидеров, предложенная Маргарет Херманн. Она выделила четыре собирательных образа лидера:

1. Знаменосец характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.

2. Служитель является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.

3. Торговец характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.

4. Пожарный отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.

Группы интересов.

Наряду с явными формальными политическими субъектами такими, как государственный аппарат, партии, политические элиты, политические лидеры в политическом процессе участвуют и скрытые, косвенные неформальные субъекты. Эти субъекты получили название «группы давления». Группы давления — это добровольные общественные объединения людей, формирующиеся с целью выражения и отстаивания своих интересов с помощью целенаправленного воздействия на институты публичной власти.

Группы давления известны на протяжении всей политической истории, однако, наибольшего распространения они достигают в условиях рынка и зрелого гражданского общества. Детальная стратификация дает множество заинтересованных групп со своими экономическими, профессиональными и иными запросами, политическим обеспечением которых и занимается каждая группа давления.

Наиболее яркой формой проявления деятельности групп давления является лоббизм,иначе говоря, — кулуары парламента. Политическое значение этот термин приобрел в США, где он означал покупку за деньги голосов, деятельность лиц, оказывающих давление на членов парламента в пользу того или иного политического решения, имеющего важные экономичес­кие последствия. Практика лоббизма нередко выражалась в прямом или скрытом подкупе представителей властных структур. В современном мире группы давления имеют самое широкое распространение и оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни. В политической сфере наиболее сильно ощущается влияние групп давления, объединяющих различные категории и социальные слои населения: союзы предпринимателей, торговцев, фермеров, молодежи, национальных меньшинств, женщин, наемных работников и т. д. Как и массовые партии, массовые группы давления пытаются объединить максимально возможное число членов, так как сила группы принципиально определяется ее численностью. Численность группы в тысячи или даже миллионы людей требует наличия сильной иерархической организации.

Группы давления действуют на двух различных уровнях. С одной стороны, они оказывают прямое давление на правительственные органы — Кабинет министров, членов парламента и высокопоставленных чиновников. С другой стороны, они оказывают непрямое давление на общественность с целью создания общественного мнения.

Наши рекомендации