Сущность политической партии, цели и структура

Политическая партия (от лат. "партио" - часть, дело) - добровольный союз граждан, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.

Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

Структуру политических партий составляют:

– партийный аппарат – организованная группа людей, для которых партийная, политическая деятельность является профессией;

– рядовые члены (партийная масса).

Социальную базу партии составляют ее сторонники, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые поддерживают ее на протяжении длительного времени. Избиратели, регулярно отдающие данной партии свои голоса на выборах, составляют ее электорат.

Функция и типология политических партий

Так как политические партии призваны выражать различные интересы разных категорий людей, слоев, групп, классов общества, в процессе исторического развития сформировались различные виды партий.

Более конкретно назначение партии проявляется в ее функциях:

Социальные функции партии: -представительство, т.е. выражение определенных социальных интересов; -обеспечение социальной интеграции, т.е. включение в политическую систему различных групп; -смягчение, примирение конфликтных интересов; -коммуникация между социальными группами и государством.

Теоретические функции партии: -разработка стратегии и тактики;

-выявление, обоснование и формирование интересов различных социальных слоев и групп; -анализ состояния и теоретическая оценка перспектив общества; -уточнение и коррекция политической доктрины.

Идеологические функции партии: -распространение в массах и отстаивание своего мировоззрения; -пропаганда своих программных целей и политики; -привлечение граждан на свою сторону и в ряды партии;

-социально-политическое просвещение.

Политические функции партии: -борьба за власть; -прямое или посредованное участие в определении внутри- и внешнеполитического курса государства; подготовка альтернативных предложений (теневой кабинет);

-Выполнение предвыборной программы; разработка и выполнение принципов отношений с другими партиями.

Организационные функции партии: -реализация программных установок и решений; -проведение избирательных кампаний; -подбор кандидатов на выборные должности; -подготовка кадров для правящей элиты; -формирование правительства, руководства центральных и местных ведомств;

-формирование в парламенте партийной фракции или партийной оппозиции (для партии, проигравшей борьбу).

Партии можно классифицировать по следующим основаниям:

По социальной среде деятельности: моносредные; промежуточные;

всеобщие (универсальные).

По отношению к социальной действительности : революционные; реформистские; реакционные; консервативные.

По идеологической направленности доктрин: социал-демократические;

коммунистические; либеральные; консервативные; конфессионные; монархические; националистические; фашистские (неофашистские).

По отношению к власти : правящие; оппозиционные (легальные, полулегальные, нелегальные).

По политическому темпераменту : ультраправые; правые; правоцентристские; центристские; левоцентристские; левые; ультралевые.

По внутренней организации : с формальными принципами членства;

со свободным членством; с сильной структурой; со слабой структурой.

По политическому статусу : мажоритарные; доминирующие; миноритарные.

Типы партийных систем

Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.

В современный период в разных странах действует большое количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть.

Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.

Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.

Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

– демократические — широкие гражданские права и свободы человека;

– авторитарные — непререкаемое подчинение власти;

– тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

– многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

– «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются:

– восприимчивость к запросам и нуждам общества;

– способность трансформировать их во властные решения;

– возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.

Выборы типы и функции

Выборы — это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации. Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими.

Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом. Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.

Объективное избирательное право — это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.

Субъективное избирательное право — одно из основных политических прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право — это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (т. е. право избирать).

Пассивное избирательное право — это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

В современной России выборы стали естественным процессом политической жизни демократического общества. Выборы, наряду с референдумом являются высшей формой народовластия. Они обеспечивают непосредственное участие народа в формировании органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, выборы выполняют важные функции в обществе. Выделим основные функции выборов: выражение интересов различных групп общества; институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы; легитимация и стабилизация политической системы; легитимное воспроизводство политической элиты; контроль за политическими элитами; политическая социализация личности.

Выделяют следующие типы выборов в органы власти:

по уровням: федеральные (выборы в Государственную Думу); региональные (выборы губернаторов, краевых, областных дум); местные (выборы в муниципальные представительные органы власти, в городскую думу);

по ветвям власти: выборы в законодательные органы власти (парламенты); исполнительные органы власти (президента, губернаторов; префектов во Франции), судебные органы власти (выборы судей в США).

Избирательная система

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система представляет собой порядок формирования выборных, представительных органов власти и распределения мест в них после определения результатов голосования. Избирательная система как порядок формирования выборных органов власти основывается на избирательном праве. Последнее обычно закреплено в общем виде в конституции и избирательных законах.

При мажоритарной (от франц. majorite – большинство) системе представительства избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов. Различаются мажоритарные системы абсолютного большинства (Франция) и относительного большинства (США, Великобритания, Мексика). Абсолютное большинство – 50 % + 1 голос; относительное – превышение числа голосов одного кандидата над числом голосов каждого из его соперников по отдельности.

Квалифицированное большинство – три четвертых от общего числа избирателей. На места кандидатов, не получивших большинства, назначаются перевыборы, как правило, уже на основе относительного большинства, в списке остаются только два первых кандидата.

Система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов, применяется, например, на парламентских выборах в США, Великобритании, Индии, частично в Германии и России. Часто она применяется при местных выборах. Чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двадцати, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 % голосов.

При мажоритарной системе абсолютного большинства кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными. После того как 50 % + 1 голос преодолены, получившему абсолютное большинство кандидату никакие дополнительные голоса уже не нужны. При данной системе чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов.

Избирательные системы формально основываются на общепринятых принципах всеобщности и равенства, однако при конкретном применении в них вводятся различного рода ограничения (цензы). В современный период действуют в основномвозрастной ценз и ценз гражданства. Кроме того, в избирательных законах ряда стран прямо указывается на некоторые группы, которые в силу специфических условий не имеют избирательного права.

При пропорциональной системе представительства распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список политической партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата. Внутри списка мандаты распределяются по порядку кандидатов (например, в Италии, России). Большинство стран используют избирательные системы либо комбинированно (для второго тура), либо параллельно: выборы одних органов, например парламента, проходят по одной системе, а местных органов власти – по другой. В России, например, 50 % депутатов Государственной Думы (225 человек) избираются по пропорциональной системе, а другие 50 % депутатов (225) – по мажоритарной системе.

Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель должен выбирать не между отдельными кандидатами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосовать за целый список кандидатов, из которого ему известны лишь лидеры.

Распределение мандатов при пропорциональной системе осуществляется при помощи так называемой избирательной квоты – того числа голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, которое собрала каждая из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии.

Наши рекомендации