Функции государства. Государственный механизм и его структура.

Государство есть основное звено политической системы общества. Возникло в результате общественного разделения труда, образования классов, а также многих иных факторов

Главная генеральная функция гос-ва – реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования.

Внутренние функции:

- поддержка и защита конституционного строя;

- эконом., соц., полит., дух. развитие страны;

- регулирование хоз. деятельности;

- поддержание общественного порядка и стабильности;

- регулирование отношений между соц. группами;

-культурно-воспитательная;

Внешние функции:

- обеспечение безопасности и государственного суверенитета;

- установление связей и взаимного сотрудничества с другими государствами;

- регулирование экономической деятельности в межгосударственных делах;

- участие в делах мирового сообщества.

Механизм государства:

1.Представителные органы государственной власти: на высшие (парламент) и местные.

2.Исполнительно-распорядительные органы:

- высший орган – правительство;

- центральные – министерства;

- местные.

3.Органы судебной власти:

-конституционный;

-гражданский;

-хозяйственный;

-уголовный;

-административный.

4.Органы прокуратуры – надзирающие органы.

5.Органы гос.контроля.

6.Органы охраны общественного порядка.

7.Органы государственной безопасности

8. Армия.

Монархия как форма государственного правления. Парламентская республика: понятие, основные черты, достоинства и недостатки.

В зависимости от истории власти, т.е. формы правления, государства делятся на монархии и республики. В настоящее время в мире насчитывается 30 монархий.

Монархия характеризуется концепцией власти в руках единоличного главы государства и передачей ее по наследству. Сегодня существует абсолютная и конституционная монархия.

Глава государства занимает свой пост на неограниченный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Бруней, Катар, Ватикан).

Конституционная монархия характеризуется ограничениями главы государства парламентом.

В зависимости от степени ограничения различают:

-дуалистическую монархию;

-парламентскую монархию;

- теократическую монархию (Ватикан).

В дуалистическоймонархии исполнительная власть принадлежит монарху, законодательная - парламенту (Марокко, Кувейт, Иордания и др.).

В парламентской монархии (Англия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Япония и др.) власть монарха практически не обладает реальными полномочиями, они носят представительный характер. В реальной жизни парламентская монархия мало отличается от республики.

В настоящее время более распространены республиканские формы правления, при которых законодательная власть осуществляет выборный парламент, а исполнительную утвержденное им правительство.

По форме гос. власти республика делится на: парламентскую; президентскую; смешанную.

Признаки парламентской республики :

1. парламент явл. Высшим органом государства и избирается гражданами всей страны;

2. правительство формируется из лидеров победившей на выборах в парламент партии;

3. правительство ответственно перед парламентом и может быть им отозвано;

4. члены правительства являются одновременно депутатами парламента;

5. глава правительства—это лидер победившей партии;

6. глава правительства является первым лицом государства, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы;

7. президент, является формальной главой государства, осуществляет церемониальные функции, избирается парламентским путем. Президент такой республики осуществляет свою деятельность только с согласия парламента. Такое положение президента закреплено в конституции (Италия и Индия).

Достоинства:

- основной объем власти сосредоточен в одном органе (парламенте);

- видны пределы ответственности за проводимую политику;

- повышение доли выборов в политической жизни;

- парламентское правление защищает страну от возникновения диктатуры;

Недостатки:

- нестабильность правительства;

- нечеткое разделение властей.

Наши рекомендации