Этимология понятия политики.

М. Вебер говорил, что политика может пониматься под разными углами. (политика управления в корпорации и др.)

Понятие политики имеет связь с понятием «полис» (древнегреческое государство). В полисе каждый гражданин - как объект, так и субъект политики. Государственная политика определялась всеми гражданами. Адвокатуры не существовало. Рабы за людей и граждан не считались. Политическое не отделялось от государства.

Концепции понимания политики:

1.Государство-центристские:

А) философско-этические (античность):

Платон: важно только идеальное (aidos). Идеальное государство. Представлял государство как человека (по категориям души человека должно делиться и государство). Управлять должны философы, защищать – воины, остальные – ремесленники. Философов разделял на 3 типа: политики-ткачи – «вплетают» ткань политического во все сферы; политики-врачи – реагирующие: быстро решают проблемы; политик-кормчий – ведущий человек, который видит правильное направление, ведет к светлому будущему. Необходим авторитет и легитимность. «Врачи» и «ткачи» - управленцы и бюрократы. Решают, как достичь поставленной цели.

Аристотель: человек должен быть таким, как государство. «человек – животное политическое». Человек вне полиса не существует. Он – просто недоразвитое животное. Государство – высшая форма политического общества.

Подход Платона и Аристотеля положил государство-центристскую теорию политики. Политика – воздействие государства на подданных.

Б) религиозно-мистические (Древний мир вне античности, ранние христианство и ислам):

С приходом и укреплением Христианства модель несколько изменилась. Играть роль стало Восточное наследие. В средневековье использовалась концепция 2 мечей: господь даровал их церкви. Но так как она гуманна, то 1 меч она всегда держит в ножнах (вера), а второй делегирует власти (контроль).

2. Аристократическая (или анти-этическая: Н. Макиавелли):

Изменения пошли в 16-17 веках. Выделяется Макиавелли. Условно его подход можно назвать аристократическим. Не всю политику определяет 1 правитель. Важна борьба за власть любыми средствами.

3. Социо-центристские:

А)просветительская (или общественно-договорная: Д. Локк, Б. Спиноза):

Спиноза, Декарт, Локк, Бэкон. Разум человека сильнее всего. Он всесилен. Значимость от государства отошла. В центре – человек и общество. Подданные – все просвещенные, а потому могут оценить эффективность деятельности правителя. Определяющая – способность мыслить. Намекали, что стоит прислушиваться к мнению граждан.

Б)классическая (Ж.-Ж. Руссо):

Гоббс: если государство идет против своих подданных, то граждане могут его свергнуть и найти другого. Сторонник абсолютной власти, но верховный правитель должен подчиняться закону.

Локк: важен человек, его собственность, его интересы. Личная собственность неприкосновенна. Сделать что-то своим можно только посредством себя.

Монтескье: географические, климатические, рельефные рособенности влияют на жизнь государства.

Просветительский этап стал концом государствоцентрической парадигмы.

Просвещение – критический подход к государству. Научно-рациональное понимание политики (с Ж.-Ж. Руссо). Его идея была в том, что общество не надо делить. Все граждане имеют право влиять на жизнь государства. Во время великой Французской революции все страты общества поднялись против государства.

Социо-центристский этап: государственное не равно политическое. Политическое = общественное. В современной модели общество пришло к тому, что нужно воздействовать на политику. Политика – искусство посредничества между разными группами общества.

Научно-рациональные:

а) марксистская (К. Маркс):

Первая объяснительная модель была предложена Марксом. Важнейшие взаимодействия – экономические. Из них вытекает политика, ради них она существует. Политика – борьба классов. Насилие – единственный способ борьбы. Нивелируется значение культурных аспектов.

Б) социо-культурная (М. Вебер):

Источник всех противодействий – социаьно-культурные отношения. Политика есть везде. Важно разделить уровни. Политика – особый вид деятельности человека. Когда появляется политический аппарат, можно говорить о политике в общественной жизни. Политика – специфическая деятельность. 3 разряда: политики по случаю (все граждане на выборах), политики по совместительству (бюрократы, которые в идеале только руководят государством, построением структуры, налогами и т. д.), профессиональные политики. Парадигма противоположна Марксизму.

В) структурно-функциональная (Т. Парсонс):

О. Конт, Дюркгейм. Создавали позитивизм. Общество – как организм. Если какая-то группа ведет себя девиантно, нужно отладить ее поведение. Малиновский решил проверить эти идеи: Общество имеет определенные функции. Для их выполнения оно делится и т. д. С этими идеями он поехал в Новую Гвинею. Там он увидел, что общество не всегда рационально. Он выкинул результаты и сказал, что все подтвердилось.

Т. Парсонс создал структурный функционализм. В обществе есть определенная структура. Функции не должны пересекаться. У каждой структуры свой социальный механизм. Политика – отдельная структура. Ей отведена функция целеполагания. Парсонс работал в США во время 2 Мировой Войны. Сбежавшие от нацистского режима ученые рассказали, что европейский опыт показывает, что никакой рациональности в обществе нет.

Г)системная (Д. Истон):

Ключевое понятие – черный ящик. Вход – желания населения, притязания элит, количество ресурсов. Выход – политические решения, удовлетворение интересов и т. д. Нельзя точно сказать, что происходит в «черном ящике». Бюрократия имеет там ключевую роль. Бюрократия стремится не учитывать обратную связь и исключить участие всех из принятия решений. Максимум – добавляют новые процессы.

Д) конфликтная (Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Шмитт):

Дарендорф. Взял большой кусок из марксизма, но не искал его причины. Не всегда конфликт – это плохо. Выборы, прозрачность государства – конфликты.

К. Шмидт – неоднозначный исследователь. Многое из его работ почерпнули нацисты. Политика сводится к противопоставлению «друг-враг». Эти отношения пронизывают все сферы жизни общества. У политического нет предмета. Это не взаимодействие общества с государством. Политическое – это степень. Враг должен быть именно в общественном плане (имеет противоположные взгляды). Высшее проявление политического – война и революция. Государство и политическое связаны лишь тем,что государство может объявить войну.

Е)бихевиористская (Г. Лассуэлл, Ч. Мерриам):

Рассматриваются индивиды и их отношения. Г. Лассуэлл. Политика – распределение ценностей. Выделил 5 ключевых вопросов: какие цели в плане ценностей преследуются? Какие тенденции возникают вокруг этих процессов? Какими факторами определяются эти тенденци? Каковы траектории развития? (после вмешательства) существуют ли альтернативные курсы политики?

Ж)коммуникативная (или дискурсивная: Ю. Хабермас, Н. Луман):

Власти нет. Большая часть общества думает, что кучка людей ими управляет. На самом деле эта «кучка» сама не знает, что делает. Политика – область коммуникации (Луман, Хабермас). Политика: существует только то, что сказано.

Дифференцирование концепций по группам относительно схожести дефиниций политики (этическая, субстанциональная, стратификационно-правовая и др. группы).

  • Этическая: государство-центристские (философско-этические; религиозно-мистические).
  • Субстанциональная: аристократическая или анти-этическая Макиавелли.
  • Стратификационно-правовая: просветительская (или общественно-договорная: Д. Локк, Б. Спиноза), классическая (Ж.-Ж. Руссо).
  • Социально-экономическая: марксистская (К. Маркс), социо-культурная (М. Вебер).
  • Институциональная/антропологическая: структурно-функциональная (Т. Парсонс).
  • Конфликтно-консенсусная: конфликтная (Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Шмитт)

Наши рекомендации