Раскройте на основе сравнительного анализа сходство существенных черт и имеющиеся различия между тоталитарным и авторитарным политическими режимами.

Различия:

1. Связано с пониманием цели, которую преследует режим. Тоталитарный связан, как правило, с утопической идеей. Например, «третий рейх» намеревался существовать тысячу лет. Советская полит система полагала, что она вечна. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель – выполнить конкретную задачу, обычно это вывести страну из тупика. Например, после 20 летнего авторитарного правления Пиночета, он не сопротивлялся проведению всеобщих выборов главы государства и парламента, после того, как ввёл страну в глубокий кризис.

2. Если в тоталитарном обществе устанавливается всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, свободных от государственного контроля. Принцип тоталитарного общества – «разрешено то, что приказано властью», а авторитарного – «разрешено то, что не имеет отношений к политике.

3. В тоталитарном обществе осуществляется систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции.

4. В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от народа – послушание и скромность. При авторитаризме от власти требуется компетентность, а от общества – послушание и профессионализм.

Сходства:

1. Существование обоих режимов опирается на силу.

2. Формирование политической элиты фактически не путём её избрания народом, а путём её назначения сверху.

3. Отсутствие оппозиции.

4. Отсутствие политического либерализма и политической демократии.

Раскройте вопрос о взаимодействии между гражданским обществом и государством в условиях демократического политического режима. Какой из указанных терминов наиболее точно характеризует указанное взаимодействие: «согласие», «противоборство», «взаимодополняемость»?

Данный вопрос – один из важнейших в политологии. Он возник вместе с появлением гражданского общества. Г.о. и г. постоянно идут навстречу друг другу. Г.о. обращается к г. со своими инициативам, требующими государственной поддержки, интересами, просьбами, требованиями и т.д. Г. идёт навстречу г.о. в разных формах: изучение г. инициатив, выделение материальных средств для развития активности многих общ. объединений, организаций, фондов.

Практически во всех современных демократических государствах организованы и функционируют специальные органы для связи с организациями г.о. (регистрация данных организаций, оказание им помощи, создание благоприятных условий для их функционирования.

Кроме специализированных органов есть ещё одна форма контактов г. с г.о. Представители организаций г.о. входят в различные государственные органы, в различные специальные советы и комиссии.

Среди других форм взаимо-я г.о.и г.- во многих странах служба парламентского уполномоченного, контролирующего выполнение прав и свобод граждан. Он получает жалобы от граждан, рассматривает их и выступает с докладом и рекомендациями перед парламентом.

Выводы:

Г.о. явл-ся одним из важных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению политической власти к абсолютному господству: участие в избирательных процессах и референдумах, формирование общ. мнения, возможность организации кампаний сопротивления некоторым действиям правительства (напр. реформам)

Г.о. нуждается в государ. поддержке.

Г. в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с г.о.

Специфика г.о. не исключает его непредсказуемость. Поэтому г. создаёт различные системы контроля.

Поэтому это одновременно и противоборство и взаимодополняемость на фоне общего согласия.

111. Понятие «общественно – политическое движение», его характерные черты и отличия от политических партий. Приведите примеры общественно-политических движений.

Общественно – политическое движение – это солидарная политическая активность большой группы граждан, направленная на достижение какой-либо цели. Их большое количество и их социальная база очень пёстрая. Сюда вовлекаются широкие общественные слои. Могут входить люди разных социальных, этнических, конфессиональных и других слоёв. В центре движения могут быть партии или партийный блок. Как правило возникают спонтанно, выдвигая определённую политическую задачу. После её выполнения они, как правило, распадаются.

Отличия от политических партий:

1. движения в целях достижения поставленных задач стремятся воздействовать на власть, но не добиваются её

2. ОПД чаще не имеют сильных центров

3. В ОПД широко распространено коллективное членство. В партиях это обычно не допускается.

4. Идейно – политическая ориентация ОПД гораздо шире и более расплывчата, чем у политических партий. При этом конкретная поставленная цель уже , чем у партий, что делает ОПД привлекательными для широких масс.

Широко известны движения за запрещение ядерного оружия, за охрану окружающей среды, за гос. независимость отдельных стран и т.д. Большую роль в России в 1990 – 1991 годах сыграло движение «Демократическая Россия», которое объединило всех, кто не поддерживал КПСС.

Нередко задачи, выдвигаемые движениями, оказываются очень сложными, встречают бурное сопротивление. В этих случаях такие движения вынуждены создавать мощный центр, строгую дисциплину и таким образом перерастают в политические партии. Например превратились в партии Народный фронт Румынии и «Саюдис» в Литве, завоевавшие власть в этих странах.

ОПД не являются ни альтернативой политическим п. партиям, ни этапом их становления. Они выполняют свои задачи и функции. Они отражают настроения, интересы и чувства широких масс, образуют крупную политическую силу, направленную на достижение определённой цели.

112. Раскройте взаимосвязь между избирательной системой, в той или иной стране, и типом партийной системы. Приведите конкретные примеры функционирующей избирательной системы.

Эту взаимосвязь наиболее глубоко исследовал известный французский политолог Морис Дюверже. Итогом его исследований стала концепция взаимосвязи партийных (пар.с.) и избирательных (и.с.) систем. По его мнению, содержание этой взаимосвязи проявляется в действии трёх сформулированных им законов.

Первый закон. Мажоритарная и.с. с голосованием в один тур с неизбежностью приводит к формированию и утверждению в той или иной стране пар. с-мы, состоящей из двух соперничающих партий. В основе действия этого закона лежат две причины. Первая заключается в том, что в данной ситуации третья партия и все последующие оказываются слабо представленными в парламенте. Создаётся эффект «недопредствавленности». Вторая причина имеет психологический характер: избиратель, как правило, предпочитает голосовать за того кандидата, который имеет больший шанс победить на выборах.

Второй закон. Становление в той или иной стране мажоритарной избирательной системы с голосованием в два тура свидетельствует о том, что утвердилась пар. с., включающая несколько партий. При этом данные партии занимают достаточно гибкие позиции, стремясь к компромиссу. В основе действия закона лежит тот факт, что данная избирательная система создаёт возможность участия в первом туре выборов для всех партий. Это и ведёт к многопартийности. Мажоритарная система: США, Франция.

Третий закон. Пропорциональная и.с. способствует становлению многопартийной с. При этом партии отличаются жёсткой внутренней структурой и независимой по отношению к друг другу позицией. Данная система способствует широко развитой многопартийности. Это очевидно. Каждая партия при этой системе получает реальную возможность иметь своих членов в парламенте, не вступая в союзы, в блоки и не прибегая к компромиссам. Пропорциональная: Англия, Германия.

Вообще говоря, этот закон не всегда выполнятся. Взгляните например на Англию и Германию (здесь, кстати выборы проходят по округам). И так же стоит отметить, что пропорциональная система функционирует там, где сложилась классическая двухпартийная система.

113. Роль и значение политической культуры в избирательном процессе, включая предвыборную кампанию. Приведите конкретные примеры из политической практики современной России.

Пол культ. и избирательные кампании

Выборные кампании, будучи самым массовым и важным институтом политического участия, позволяют с достаточной степенью достоверности выявлять содержание, элементы и основные тенденции изменений политической культуры общества. С другой стороны, организация любых выборов требует учета уровня политической культуры избирателей. Для примера - итоги избирательных кампаний, прошедших в России в последние годы. Политическая культура различных социальных групп российского общества имеет существенные различия . Высокий уровень п. К. определяется совокупностью факторов, которые обусловливают его выбор. Важнейшими из этих факторов явл. уровень осознания общественных потребностей (в условиях России речь идет о понимании характера и необходимости общественных перемен) и зависимость политического выбора от уровня ознакомления избирателя с программами, биографиями и личностными качествами кандидатов. В РФ - наличие большого количества избирателей с низкой политической культурой, делающих свой выбор на основе иррациональных критериев (эмоциональность, идеологическая, духовная, национальная нетерпимость, незнание основных программных положений кандидатов), представляет собой опасность, так как российское общество в определенном смысле становится политически непредсказуемым. кризисный характер его развития. В России сформировался слой избирателей, уровень политической культуры которых позволяет им компетентно сделать свой выбор Пол культ российского электората формируется и повышается от выборов к выборам: постепенно выкристаллизовываются политические ориентации избирателей. Избирательная кампания 1989 года характеризовалась тем, что экономическая и политическая ситуации в стране не позволяли избирателю проявить свой политико-культурный потенциал компетентности далее при его наличии. (выбор избирателя зависел больше от оценки личности кандидата, его политического имиджа, нежели от его программы). Выборы 1990 года выявили наличие прогрессивных тенденций в развитии пол к. Большинство избирателей сделали свой выбор в пользу тех кандидатов, которые знали нужды избирателей и отразили их в своих программах. Но самое главное: многие избиратели связывали свои выбор с принадлежностью кандидата к тому или иному политическому блоку (напомним, что основными политическими силами тогда были КПСС и "Демократическая Россия"). Выборы в Государственную думу 1993 и 1995 годов и президентские выборы 1996 года свидетельствовали, что указанная

тенденция развития политической культуры усилилась.

Наши рекомендации