Система международных отношений, ее особенности и уровни

Теоретическое исследование современной системы международных отношений необходимо для выявления (понимания) главных, исторически сложившихся общих закономерностей и процессов.

В.И.Ленин отмечал: «Люди живут в государстве, а каждое государство живет в системе государств, которые относительно друг друга находятся в системе известного политического равновесия». (Полн, собр. соч. Т.42. С.59). Изучение данной системы, ее развития и функционирования имеет огромное значение для анализа политики, политической власти, политических отношений и т.д.

Методологическим ориентиром для исследования международных проблем неизменно остается вывод В.И.Ленина: «Кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться слепо на них в каждом частном случае, значит обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность». (Полн. собр. соч. Т. 15. С.368). Современная политология исходит из того, что международные отношения отражают базисные и надстроечные отношения внутри государств (как субъектов таких отношений), т.е. это вторичные и третичные отношения, зависящие от производственных отношений.

Международные отношения — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

1) Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.

2) Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.

3) Охват всех сфер жизнедеятельности общества и включение в них самых разных субъектов политики.

4) Отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений.

5) Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

Международные отношения развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали — масштабные уровни:

I. Глобальные международные отношения — это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

2. Региональные (субрегиональные) отношения — это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

3. Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

По горизонтали — групповые уровни:

1. Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

2. Двухсторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Для каждого из этих уровней в системе международных отношений характерно наличие общих черт и специфических различий, которые подчиняются общим и частным закономерностям. Здесь целесообразно выделять отношения внутри одного уровня и отношения между различными уровнями по вертикали и по горизонтали накладывая, их друг на друга.

Для уяснения сущности системы международных отношений огромное значение имеет определение субъектов международных отношений, к которым относятся:

< классы и другие социальные группы,

< государства и государственные объединения,

< политические партии, неправительственные международные организации.

Главное значение имеет государство как определяющее все остальные элементы системы, т.к. оно обладает полнотой и универсальностью политической власти и материальных возможностей и в его руках сосредоточен экономический и научно-технический потенциал, военная сила и другие рычаги воздействия.

Другие субъекты системы международных отношений имеют меньшую значимость для изменения сущности этой системы. Они скорее играют второстепенную (вспомогательную) роль. Но при определенных условиях могут оказывать и решающее значение на всю систему.

И, наконец, для полного представления о системе международных отношений необходимо выделить виды международных отношений. Международные отношения носят объективный характер. В соответствии с этим выделяют следующие виды международных отношений, каждый из которых имеет свою структуру, функции, свой процесс развития:

1) Политические — играют главенствующую роль, т.к. преломляют, синтезируют, детерминируют все другие виды отношений. Политические отношения находят свое выражение в реальной политической деятельности элементов политической системы, прежде всего, государства. Они гарантируют безопасность и создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение.

2) Экономические и научно-технические. В современных условиях эти два вида международных отношений практически неотделимы, и, кроме этого, не могут существовать в отрыве от политических отношений. Внешняя политика направлена, как правило, на защиту экономических отношений, которые влияют на формирование мирового рынка, международного разделения труда. Состояние экономических отношений во многом определяется уровнем развития производства и производительных сил государств, различными моделями экономики, наличием природных ресурсов и другими факторами.

3) Идеологические отношения — относительно самостоятельная часть политических отношений. Роль и значение идеологических отношений изменяется в зависимости от изменения роли идеологии в обществе. Но характерна общая тенденция — к возрастанию роли идеологии, а, следовательно, и идеологических отношений.

4) Международно-правовые отношения предполагают регулирование взаимоотношений участников международного общения правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились. Международно-правовой механизм позволяет участникам защитить свои интересы, развивать взаимоотношения, предотвращать конфликты, решать спорные вопросы, поддерживать мир и безопасность в интересах всех народов.

5) Военно-стратегические отношения, к которым относится обширная сфера специфических общественных, международных отношений, так или иначе связанных с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы.

Создание ядерного оружия радикально изменило характер, масштабы и интенсивность военно-политических отношений государств: союзнические, конфронтационные, кооперационно-конфронтационные.

6) Культурные отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации. В большинстве своем основное значение в их развитии имеют неправительственные организации.

Все виды международных отношений могут существовать в различных формах, которые весьма разнообразны:

— политические: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;

— экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.;

— идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;

— международно-правовые: система общепризнанных принципов и специфических норм, которые регулируют их специальные направления (дипломатическое право, морское торговое право, международный арбитраж, суд и т.д.)

— военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.;

— культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т.д.

Важнейшим регулятором международных отношений является международное право, которое представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами. Главными субъектами международного права являются государства, международные организации, нации и народы. Современное международное право существенно отличается от того, которое применялось в прошлом. Его нормы создаются в процессе согласования воли государств, из него исключены такие положения как право победителя, право аннексии, право на контрибуцию и т. п. Устав ООН нормативно закрепил идею сотрудничества государств, что стало основой создания разветвленной системы договорных и иных документов нового поколения.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН. К их числу относятся принципы суверенного равенства государств, неприменения силы, нерушимости государственных границ, добрососедского выполнения международных обязательств и др.

Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании, появляются новые виды, уровни отношений, их формы наполняются новым содержанием. Международные отношения находят свое реальное воплощение во внешнеполитической деятельности государств, партий и т.д.

Внешняя политика

Международные отношения есть продолжение в условиях межнационального общения тех общественных отношений, которые уже существуют на национальной основе. Ни в коем случае нельзя выделять «внешнюю политику» из политики вообще или тем более противополагать внешнюю политику внутренней, т.к. это противоречит всему объективному развитию.

Внешняя политика — это политика, призванная регулировать взаимоотношения между государствами и, народами, курс того или иного государства, его представителей на международной арене, направленный на достижение целей, выражающих совокупные интересы господствующих классов.

Для определения сущности внешнеполитического курса любой страны крайне необходим учет господствующих внутренних социальных отношений. Будучи «перенесенными» на международную арену господствующим классом в лице государства, они становятся государственной внешней политикой, направленной на сохранение и упрочение данной структуры общественных отношений и форм собственности. Любое государство стремится к тому, чтобы превратить свою международную политику в важный инструмент укрепления своих позиций и достижения своих классовых целей. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Внешняя политика тем самым выражает национальные интересы на международной арене, избирает адекватные средства и методы их реализации.

Основными субъектами внешней политики являются:

1) Государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств, Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

2) Неправительственные организации, так называемая «народная, дипломатия», которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов, а также от адекватно выработанных средств и методов реализации этих интересов и достижения поставленных целей.

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств:

< социально-политического устройства государства,

< формы правления,

< политического режима,

< уровня социально-экономического развития,

< участия в международных организациях и, прежде всего, военно-политических блоках,

< политической динамики государства,

< уровня политической культуры и т.д.

Основными целями внешней политики государства можно назвать:

— повышение материального и духовного уровня жизни населения;

— повышение экономического и политического могущества государства;

— обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности;

— недопустимость вмешательства во внутренние дела извне;

— повышение престижа и роли государства в международных отношениях;

—защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире.

Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных.

Практическая значимость внешней политики выражается через реализацию ее функций.

1) Охранительная функция связана с охраной прав и интересов государства и его граждан на международной арене, защитой от возможной опасности вторжения извне, стремлением к мирному решению спорных проблем.

2) Представительно-информационная функция заключается в деятельности по изучению внешнеполитических процессов, накоплению, обработке и анализу достоверной информации, доведению ее до своего правительства с выдачей рекомендаций и предложений для успешной реализации целей внешней политики. Успешная реализация этой функции уменьшает вероятность ошибок и негативных последствий внешнеполитической деятельности государства. Практическая значимость данной функции состоит в том, что посредством представительства интересов, обмена информацией, личных контактов основных субъектов политики в желаемом направлении формируется международное общественное мнение, оказывается определенное влияние на политические круги других стран.

3) Организаторская функция раскрывает взаимосвязь внутренней и внешней политики и состоит в инициативных действиях, направленных на поиск взаимовыгодных контактов с другими странами.

4) Идеологическая функция состоит в пропаганде социальных преимуществ своей системы, своего образа жизни на международной арене, т.е. идеологическое обоснование существующего строя. Соперничество непримиримых идеологий может привести к неразрешимым политическим конфликтам. Недопустимо, чтобы идеологический спор между различными государствами (или системами) разрешался военными, экономическими или политическими средствами. Он должен быть решен только путем открытой демонстрации очевидных преимуществ или только на основе идейно-политических споров и достижения соглашений. Идеологическая функция по мере укрепления доверия и сотрудничества между народами должна изменить свое содержание.

5) Координация усилий государств по решению глобальных проблем. Эта функция проявилась во внешней политике сравнительно недавно, начиная с конца 70-х годов нашего столетия. Но по своей значимости она не уступает всем предыдущим. Проблемы, затрагивающие будущее всего человечества, могут быть разрешимы только совместными усилиями всех государств и народов.

Функции внешней политики, несмотря на различные их проявления, имеют универсальный характер, т.е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Основными органами, способствующими реализации функций внешней политики, являются МИД, посольства, консульства, представительства, культурные и научные центры. Специфические функции возложены на органы разведки, контрразведки и КГБ.

Практическая реализация внешней политики достигается с помощью разнообразных средств, к которым относятся:

— информационно-пропагандистские или идеологические, в первую очередь средства массовой информации, пропаганды и агитации, которые играют важную роль в укреплении позиций государства, способствуют обеспечению доверия, развитию контактов, формируют международное общественное мнение, а в отдельных случаях способствуют сокрытию истинных интересов и целей государств;

— политические, которые используются, прежде всего, в сфере дипломатических отношений и выступают в форме переговоров, визитов, конференций, совещаний, встреч, заключения договоров, участия в международных организациях и движениях. Сама по себе дипломатия — это официальная деятельность государств и правительств, служб министерств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом;

— экономические средства представляют использование экономического потенциала страны для достижения внешнеэкономических целей и оказания влияния на другие государства. Экономический потенциал во многом определяет место данной страны и ее политические позиции в системе международных отношений. Основными экономическими средствами являются: внешняя торговля, энергетическая и сырьевая база, импорт, экспорт, эмбарго или режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление лицензий, займов, кредитов, инвестиций, процентное налогообложение и т.д.;

— военные средства связаны с тем, что обеспечивает военную мощь государства. Это наличие армии с учетом ее численности, видов вооружения и вооруженных сил, ее боеготовности и морального состояния, наличия военных баз и их расположения. Они могут быть использованы как для прямого давления (война, блокада, интервенция), так и для косвенного (учения, испытания нового оружия, маневры).

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Наши рекомендации