Гуманитарные науки и методика ее организации

Введение

Самостоятельная работа студентов – это неотъемлемый элемент учебного процесса. Лекции дают главную ориентацию в учебно-теоретическом и научно-исследовательском аспектах при рассмотрении основных тем и проблем учебной дисциплины. Они призваны раскрыть предмет науки как учебной дисциплины, ее структуру и логику содержания. Семинары и другие плановые аудиторные занятия нацелены на проработку изученного материала, на совместное с преподавателем выяснение непонятных вопросов и трудных проблем. Но окончательное закрепление знаний, полученных на лекциях и семинарах, происходит в процессе самостоятельной работы обучаемых.

I. Общие методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов

Самостоятельное изучение источников по учебной дисциплине – это главный путь и основной способ индивидуально-личностного освоения учебной программы. В ходе самостоятельной работы переосмысливается, упорядочивается, углубляется и обогащается ранее изложенный преподавателем лекционный материал. При заочной форме обучения, когда лекции по учебной дисциплине носят только установочный или обзорный характер, самостоятельное освоение материала студентом становится еще более значимым и актуальным.

Современный уровень и методология подготовки специалистов в ВУЗах ориентируются, прежде всего, на индивидуально-личностное самостоятельное познание и формирование как общекультурных, так и специально-профессиональных знаний. Такой подход обусловлен, в первую очередь, существенным обновлением и расширением диапазона получаемых знаний, субъективностью их интерпретации профессорско-преподавательским составом на аудиторных занятиях, развитием материально-информационной базы учебного процесса.

Самостоятельная работа студентов имеет два важных и взаимосвязанных аспекта: общеобразовательный и внутридисциплинарный.

Общеобразовательный аспект самостоятельной работы в основном одинаков для всех форм учебно-образователъной деятельности. Он определен Федеральным законом «Об образовании», который действует с января 1996 года.

Согласно этому закону, содержание всякого образования должно обеспечивать:

• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

• формирование у обучающихся картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программ;

• интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

• формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

• эффективное воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества[1].

Поэтому самостоятельная работа студентов – это одна из форм образовательной деятельности. В соответствии с этим требования закона «Об образовании» к содержанию образования и планируемым его результатам полностью относятся и к самостоятельной работе. Каждый студент, осваивая ту или иную учебную дисциплину, а также весь учебный план ВУЗа, обязан знать эти требования и стремиться к воплощению их на практике. Поэтому всякая аттестация студента по результатам его успеваемости и овладения учебными программами основывается на общих требованиях к содержанию аудиторного и внеаудиторного, в том числе и самостоятельного, образования.

Внутридисциплинарный аспект самостоятельной работы студентов определяется конкретными учебными программами ВУЗа, логикой их преподавания и освоения, объемом часов и видами аттестации.

Всякий ВУЗ в Российской Федерации самостоятельно выбирает и определяет систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации обучающихся[2].

В Московской государственной академии водного транспорта учебные программы по гуманитарным наукам разработаны таким образом, что значительная часть учебного материала отведена на самостоятельную работу студентов. Однако это не означает, что студенты исключительно сами осваивают программный материал. Учебной программой предусмотрено необходимое количество лекционных, семинарских и других форм аудиторных занятий. Самостоятельная же работа студентов спланирована как важное дополнение к аудиторным занятиям по тем же разделам и темам, по которым читаются лекции и проводятся практические занятия. Такой подход способствует демократизации и индивидуализации обучения в МГАВТ, повышению эффективности аудиторно-учебного времени, актуализирует дополнительный поиск новых знаний обучающимися, развивает творческий характер образования и повышает качество усвоения предлагаемых учебных программ.

К общим методическим рекомендациям, использование которых повысит эффективность самостоятельной работы студентов над общегуманитарной проблематикой, можно отнести: а) предложения по доработке лекций; б) рекомендации по изучению основной и дополнительной литературы; в) советы по подготовке к семинарам и другим практическим аудиторным занятиям.

Лекция остается одной из главных форм образовательного процесса в ВУЗе. Поэтому важно не только внимательно прослушать ее и записать максимально возможный объем предложенного лектором информативного материала. Как бы хорошо ни читалась лекция, она не охватывает весь программный материал. Поэтому необходима самостоятельная доработка лекции. Она состоит, во-первых, в «расшифровке» тех сокращений и фрагментов текста, которые были быстро зафиксированы в тетради в процессе конспектирования. Эти пояснения необходимо сделать «по свежей памяти», сразу после лекции при самостоятельной доработке конспекта.

Во-вторых, нужно найти и подчеркнуть (выделить) те места в конспекте лекции, которые непонятны или записаны неполностью. Выделенные места можно прояснить при новой встрече с лектором или найти ответы на них в рекомендуемых преподавателем учебниках, а также сформулировать вопросы для обсуждения на семинаре, если он предусмотрен тематическим планом.

В-третьих, при доработке лекции важно дополнить ее новым материалом из первоисточников, а также своими замечаниями и оценками. Дополнения можно делать на полях, на специально оставленных при составлении конспекта местах или вклеивать новые страницы. В результате конспект лекции станет полным, адекватно отразит программный материал и облегчит усвоение конкретной учебной темы.

В-четвертых, конспект лекции станет более актуальным, если удастся найти, обдумать и записать два-три примера к узловым положениям лекции. Содержание лекционного материала при этом будет усваиваться более предметно, образно и относительно просто.

Конспекты лекций составляют один из основных источников усвоения учебной программы по изучаемой дисциплине. Они, как правило, высоко оцениваются студентами идолго хранятся. Поэтому важна своевременная и полная доработка конспектов лекций как результата индивидуально-личностного, авторского, самостоятельного учебно-образовательного труда.

Значительно больше усилий и времени затрачивается на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы. Основная литература – это первоисточники (документы, авторские произведения и т.п.), а также другие работы по проблемам или письменным источникам. Например, у античного философа Аристотеля есть работы по «первой» и «второй» философии, о государстве, этике, эстетике, логике и др. Все они – первоисточники. Иногда к основной литературе относят и труды, в которых дается анализ авторских работ.

Но существует и иная точка зрения, согласно которой работы, в которых описываются первоисточники, не относятся к основной литературе. Они составляют дополнительную источниковую базу вместе с монографиями, учебниками, учебно-методическими пособиями, другими учебными и методическими материалами.

Однако не столь важно, к какой группе источников относятся те или иные работы. Для обучаемых важно их изучить и знать, ориентироваться в них. Такую ориентацию позволяют осуществить, прежде всего, учебные программы. В МГАВТ учебные программы по гуманитарным наукам разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами, и после каждой темы обязательно следует список литературы. Он включает как первоисточники, так и дополнительную литературу – хрестоматии и прочие учебные и учебно-методические материалы, монографии, сборники и т.п. Значительная часть рекомендованной литературы имеется в библиотеке академии. Разобраться в источниках помогут и планы семинарских занятий, где литература также представлена по конкретным темам. Представление об источниковой базе дают также учебники и учебные пособия. Литература в них обычно подбирается по темам и следует непосредственно за ними. Иногда дается общий список литературы по разделам.

Время самостоятельной работы с первоисточниками и дополнительной литературой определяется содержанием учебной программы, актуальностью рекомендуемых источников, а также объемом текста, который можно прочитать и первично осмыслить в единицу времени. Считается, что чтение со скоростью до 300 слов в минуту является обычным, нормальным. Свыше 300 слов в минуту – ускоренным, а сплошное (полное) чтение текста со скоростью 700-800 слов в минуту – быстрым чтением или скорочтением. Каждый студент может достаточно быстро и точно установить свою скорость чтения. Нужно прочитать 3-5 страниц, определить общее затраченное время и время на одну страницу. Повторив несколько раз эту операцию с различными текстами, можно точно определить личную скорость чтения.

Тексты по гуманитарным наукам, как правило, являются достаточно сложными, поэтому часто требуют повторных прочтений и продолжительных обдумываний. Поэтому обычное или нормальное чтение таких текстов – наиболее оптимальный вариант самостоятельной работы с источниками. При такой скорости вербального воспроизведения текста на одну страницу может быть затрачено 1,5–3 минуты, а на особенно сложный текст – до 10 минут.

Ориентировочный расчет времени, как правило, дополняется «неучтенным» временем: источник изучается до тех пор, пока не будут прочно усвоены и зафиксированы в конспекте его основные идее. Это, конечно, довольно трудоемкий, но в то же время и творческий процесс, поскольку затраченное время не играет решающей роли в качестве усвоения материала. Но в процессе самостоятельной работы рекомендуется отбирать такое количество материала из источников, в котором была бы отражена тема лекции или конкретные проблемы, а его прочтение согласовывалось бы с нормой спланированного времени в тематическом плане.

II. Планирование самостоятельной работы

Четкое планирование является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить типовые и рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (которые имеются на кафедре гуманитарных наук), выписку из учебного плана (выдается старосте) и расписание занятий. Поэтому необходимо тщательно ознакомиться с этими документами и изучить их.

Ежедневно учебной работе следует уделять 9–10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий, самостоятельной работе необходимо отводить 3–4 часа.

Конкретный план студенту рекомендуется составлять на неделю и на каждый рабочий день, а с вечера всегда надо уточнять работу на завтра.

В конце каждого дня нужно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, то проанализировать, по какой причине они были. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной работы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Рекомендуется вести дневник. Это приучает студента аккуратности, анализу, раздумью, правильному изложению мыслей, повышает грамотность и способствует саморазвитию. Кроме этого, необходимо завести ежедневник, куда следует заносить всю полученную информацию организационного плана, которая будет от курса к курсу расти.

III. Как организовать самостоятельную работу

Наукой и практикой установлено, что лишь самостоятельная работа позволяет студенту эффективно усвоить систему знаний, глубоко вникнуть в сущность изучаемых наук, прочно овладеть необходимыми навыками, творчески развить свои способности и дарования. Без хорошо организованной и планомерно осуществляемой самостоятельной работы нет и не может быть настоящего высшего образования и научного познания.

Самостоятельная работа, являясь важнейшим средством образования, должна строиться на основе научной организации умственного труда, которая требует соблюдения следующих основных положений:

1. Определить свои возможности, знать свои положительные стороны и недостатки, особенности своей памяти, внимания, мышления, воли и др.

2. Найти наиболее пригодные для себя методы самостоятельной работы и заботиться об их улучшении.

3. Начиная работу, установить ее цель (зачем я работаю и что должен достичь в итоге).

4. Наметить план работы и трудиться, придерживаясь этого плана (что и в какой срок необходимо выполнить).

5. Осуществлять самоконтроль, самопроверку в процессе работы.

6. Уметь создать благоприятную обстановку для своей работы и постоянно совершенствовать ее.

7. Выполнять требования гигиены труда, создавать благоприятные условия для труда.

8. Работать ежедневно, систематически, а не от случая к случаю.

Для овладения навыками научной организации умственного труда рекомендуются следующие правила работы:

1. Работайте ежедневно в одно и то же время (в одни часы) дня.

2. Принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления. Некоторые студенты затрачивают довольно много времени на «раскачивание», втягивание в работу. Поставьте своим девизом – быть готовым начать работу без промедления.

3. Не ждите благоприятного настроения, а создавайте его усилиями воли. Нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и даже при отсутствии настроения и вдохновения.

4. В начале работы всегда посмотрите, что было сделано по изучаемому предмету в предыдущий раз. Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то новый материал будет более доступным, будет лучше пониматься и усваиваться.

5. Работайте сосредоточенно, внимательно, думая только о работе, не отвлекайтесь от нее.

6. Стремитесь выработать интерес даже к неинтересной, но нужной работе. Ошибку делают те студенты, которые работают хорошо, с желанием только по любимому предмету, а по другим предметам – кое-как.

7. Работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить и развить в себе уверенность, что вы можете и должны это сделать.

8. Уделяйте больше времени трудному материалу, не обходите трудности, старайтесь преодолевать их самостоятельно.

9. Творчески пользуйтесь различными приемами, чтобы заставить себя глубоко и основательно понять изучаемый материал: записывайте, составляйте схемы, таблицы, зарисовывайте и рассказывайте материал себе и своим товарищам.

Стремитесь видеть практический смысл в усвоенных знаниях, старайтесь понять, как эти знания помогут вам в будущей профессиональной деятельности. Не стесняйтесь об этом спрашивать у преподавателей.

Наши рекомендации