Определение политического развития

2. Закономерности политического развития

Важный параметр политического развития

Политическое развитие - это переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной. К факторам, определяющим процессы политического развития, относится прежде всего уровень экономического развития страны. Высокий уровень экономического развития совпадает с политическим либерализмом. Для Латинской Америки, Азии, Африки, то есть для регионов со средним и низким уровнем развития, более характерен авторитаризм.

Закономерности политического развития прямо связаны с уровнем экономического благосостояния. Многие политологи подразделяют общества на следующие основные типы в соответствии с уровнем экономического и политического развития:

• традиционные, примитивные общества (56 долл. ВНП на душу населения);

• традиционные цивилизации (87 долл.);

• переходные общества (173 долл.);

• общества, совершившие "промышленные революции" (445 долл.);

• общества высокого потребления (1330 долл.).

Важным параметром политического развития является тенденция к достижению равноправия,которая характеризуется следующими чертами:

- непосредственное участие людей в политической деятельности либо через демократические институты;

- универсализация законов, которые становятся общими, применимыми ко всем членам общества без всяких различий и изъятий.

Кризисы политического

Развития

Создание нового политического порядка сопряжено с переходом на иные принципы и механизмы социальной эволюции. Этот переход характеризуется кризисными явлениями, порожденными различными противоречиями, что обусловлено следующими причинами:

Первое. Процессы рационализации общественных отношений, утверждения универсальных принципов эффективности, целесообразности и индивидуализма, формирования и закрепления демократических институтов наталкиваются на коллективистские ценности, на господствовавшую картину мира, на самобытные традиции и обычаи, передававшиеся из поколения в поколение.

Второе. Рыночные отношения дифференцируют общество по видам деятельности, уровню жизни, социальному статусу, ожиданиям иустремлениям. Потребности и появление новых видов разделения труда вступают в противоречие с прежними политическими институтами, ориентирующимися на политическое единство общества и ценности социального равенства и коллективизма.

Типология кризисов

Кризис легитимности

Институциональный кризис

Кризис участия

Кризис легитимности. Возник в конце 80-х годов XX века в связи с переходом от тоталитаризма к демократии.

Преодоление кризиса легитимности, повышение доверия к институтам власти предполагает решение двух задач:

1) задачи реального улучшения материального положения основных социальных групп, что возможно благодаря поэтапному внедрению рыночных механизмов при обеспечении высокой степени социальной защищенности основных групп населения;

2) создание механизма преодоления социокультурных противоречий.

Необходимо определить те социальные группы, которые ориентируются на ценности рационализма и эффективности, которые поддерживают ценности социального равенства и социальной справедливости. Также необходимо создать относительно равные экономические возможности для представителей разных социокультурных ориентации через свободу выбора форм собственности.

Институциональный кризис в настоящее время переживает Россия в процессе формирования современной политической системы.

Процесс формирования нового политического порядка столкнулся с тем, что динамично растущее многообразие социальных интересов не нашло адекватных механизмов и структур их представительства в институтах власти. Целостность, нерасчлененноапь политических структур стала препятствием для выработки эффективного политического курса, интеграции нарастающего разнообразия социальных, экономических и политических интересов.

До конца преодолеть институциональный кризис путем формального разделения властей и закрепления их функций в новой Конституции страны не удалось - институциональный кризис связан с тем, что при формировании современной политической системы акцент сделан на достижение четкого разграничения властей, а механизмы их взаимодействия до сих пор работают крайне неэффективно.

Другим важным обстоятельством институционального кризиса является рыхлость, несформированность социальной структуры. В России процесс возникновения политических партий и общественных движений заметно обгоняет становление зрелой структуры интересов социальных групп. Преобладание маргинальных слоев в российском обществе осложняет процесс структурной дифференциации, лежащий в основе фор­мирования его социальной структуры.

Партии и движения (кроме их руководящего аппарата) реально никого не представляют, потому вес их в политической жизни России крайне ограничен.

Все это позволяет сделать выводы: создание автономных политических институтов, реально представляющих социальные интересы групп и общностей, не может быть слишком быстрым; его нельзя подхлестывать, он должен проходить в естественном темпе.

Кризис участия. Переход к современной политической системе требует преодоления и кризиса участия. Политический процесс предполагает взаимодействие всех политических сил, а также взаимодействие власти и общества.

Разрешение кризиса участия предполагает последовательную интеграцию включающихся в политическую жизнь новых групп интересов посредством создания развитой системы социального представительства и политической коммуникации. Новые группы интересов должны иметь возможность заявлять власти о своих требованиях легально и организо­ванно, что позволит правящей элите своевременно реагировать на них.

Политический процесс

1. Определение политического процесса

2. Термин "процесс"

Наши рекомендации