Социал-демократизм и марксизм

Социал-демократизм - это социально-политическое учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.

Характерные черты социал-демократизма:

1) материалистическая трактовка общественной жизни;

2) подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;

3) гуманистический характер текущих и конечных целей;

4) социальный коллективизм; исторический оптимизм.

Основные политические идеи:

• отрицание всякой диктатуры как формы политической власти; приверженность принципу демократического парламентаризма;

• ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;

• приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;

• государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;

• приверженность концепции социальной защищенности трудящихся масс;

• ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность.

По идейному содержанию социал-демократизм резко отличается от марксизма.После Второй Мировой войны в некоторых европейских странах (в частности, скандинавских) социал-демократы стали приходить к власти через парламентские механизмы и осуществлять программы реформ, тем самым доказывая правильность своей теории. И тот исторический спор, который развивался в течение более 100 лет между социал-демократизмом и марксизмом, можно считать решенным в пользу социал-демократизма.

Коммунизм в теории и практике

1.Определение коммунизма

Связь коммунизма и марксизма

Коммунистическое общество

Основные положения

5. Идеи коммунизма после Октябрьской
революции

Коммунизм - это революционная, экономическая и социальная теория. Основан К. Марксом (1818 - 1883) и Ф. Энгельсом (1820 - 1895) в 40-х гг. XIX в. Впоследствии развит Г.В. Плехановым (1856 - 1918), В.И. Лениным (1870 - 1924) и другими последователями.

Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком. В нем будут преодолены все виды социального отчуждения человека от власти, собственности ирезультатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, по­явившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Марксизм представлял собой радикальную идеологию, акцентировавшую внимание на революционных (насильственных) методах построения нового общества.

Коммунистическое общество характеризуется наличием нового человека, презревшего материальный расчет ивыгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду: труд на общее благо есть одновременно труд на благо собственное и потомков; в труде формируется личность; труд есть способ самовыражения, самореализации человека.

Основные положения, относящиеся к политической сфере:

1) на определенном этапе своего развития производительные силы вступают в противоречия с существующей экономикой и политической организацией общества, вследствие чего наступает эпоха социальных революций. В результате устанавливаются новые политические и экономические отношения, соответствующие достигнутому уровню раз­вития производительных сил. Отсюда - сменяющие друг друга способы

2) производства (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) означают неуклонное движение человечества по пути прогресса. Однако господствующие классы, используя свою экономическую и политическую власть, эксплуатируют большую часть населения, присваивая прибавочные продукты (прибыль) для своей выгоды. Продолжается классовая борьба, ведущаяся эксплуатируемыми массами ради справедливого распределения собственности и политической власти;

3) анализ и критика предшествующих капитализму обществ, в особенности буржуазного общества;

4) раскрытие роли производительных сил и производственных отношений как определяющих содержание политической и идеологической надстройки.

С победой Октябрьской революции (1917 г.) в России идеи коммунизма пытались реализовать русские большевики. В начале - в форме политики военного коммунизма. Переход к нэпу по существу означал отказ от теории коммунизма в пользу социал-демократизма. Затем этот отказ проявился в установлении и укреплении государственной системы (социализма) и завершился перестройкой М.С. Горбачева. В конечном итоге выявилась неэффективность коммунистической теории, в результате чего последовал ее крах.

Анархизм

Определение анархизма

2. Недостатки анархизма

Анархизм - совокупность достаточно разнородных политических течений, настроений и ориентации, оказывающих значительное влияние на политические процессы. Родоначальниками анархизма были М. Штир-нер, М. Бакунин, П. Кропоткин, Ж. Сорель. Общей чертой всех форм анархизма является представление о государстве как основном -источнике зла в обществе, а его разрушение, устранение - главное условие радикального совершенствования социальных отношений. Анархисты также негативно относятся к политическим средствам борьбы - партиям, организациям, поскольку их деятельность концентрируется вокруг проблем воздействия на государственную власть или ее завоевания.

Недостатки анархизма:

• картина будущего общественного строя, которой анархисты пытаются увлечь за собой массу, довольно неопределенна и размыта;

• следствием плохой организации и руководства оказывается неспособность анархистов изменить тактику своих действий соответственно меняющимся условиям;

• внутри анархических течений существуют острейшие противоречия и борьба как по тактическим, так и по стратегическим вопросам, буквально изнуряющая эти движения и делающая недостижимыми их политические цели.

Технократизм

1.Определение технократизма

2. Идея "революции инженеров"

3. Теория "единого индустриального общества
и конвергенции"

4. Теория" технократнного, постиндустриального общества "

Технократизм - совокупность теорий и основанных на них методов толкования и решения политических проблем, исходящих из уверенности, что именно техника и ее эволюция оказывают решающее воздействие на определение конкретного облика политических систем. При таком подходе происходит отождествление политической и технической компетенции, а людям, занятым созданием и управлением техническими системами, приписывается ведущая роль в обеспечении социальных и политических инноваций.

Как политическое направление технократизм в ходе своей эволюции прошел ряд этапов.

Первый этап связан с Т. Вебленом, американским экономистом и социологом. Он выдвинул идею "революции инженеров"- перехода к ним власти не только в производстве, но и в обществе, превращения политики в техновластие.

Теория "единого индустриального общества и конвергенции" получила широкое распространение в 60-е годы нашего столетия. Наличие сходства индустриальных технологий, систем управления производством и многих черт социальной структуры и культуры современных развитых стран доказывало нарастание сходства и в способах осуществления политической власти, то есть отсутствие принципиальных различий между социалистической и капиталистической политическими системами, направленность их эволюции в сторону формирования общих качеств.

Теория "технотронного, постиндустриального общества", возникшая в 70-е годы, акцентирует внимание на таких явлениях, как внедрение компьютерных систем и технологий, активное использование электронной техники в производстве, быту, управлении, связи и образовании.

Теория постиндустриального общества отходит от многих традиционных постулатов технократизма, ее эволюция очевидна в сторону признания роли в детерминации политических процессов таких факторов, как культура, образование, информация, право.

Наши рекомендации