Исторический взгляд на происхождение воскресенья

Традиционно принятие воскресного дня вместо седьмого дня субботы относят на счет скорее церковной власти, чем библейского установления или повеления. Фома Аквинский (ум.1274), например, категорически утверждает: «В Новом Законе соблюдение дня Господня заняло место соблюдения субботы не в силу библейского предписания (четвертой заповеди), а по установлению Церкви»3. То же мнение было закреплено и три века спустя в Катехизисе Тридентского собора (1566): «Божьей Церкви угодно, чтобы религиозное празднование субботнего дня было перенесено на «день Господень»»4. В ходе богословских дебатов шестнадцатого столетия католические теологи нередко прибегали к церковному происхождению воскресенья, чтобы доказать власть их церкви вводить новые законы и обряды5. Отголоски этих дебатов можно обнаружить даже в историческом лютеранском Аугсбургском исповедании (1530): «Они (католики) ссылаются на замену субботнего дня на день Господень, произведенную якобы вопреки Десятисловию. Ни один из примеров не упоминается более, нежели это изменение субботы. Велика, по их утверждениям, власть церкви, поскольку она освободила себя (сама) от одной из Десяти Заповедей» 6.

Аугсбургское исповедание признает не библейское, церковное происхождение воскресенья, а также право церкви вводить обряды, такие, как соблюдение воскресного дня, но отвергает власть церкви превращать соблюдение того или иного святого дня в нечто «необходимое для спасения»7. Подобным же образом и Кальвин рассматривал воскресенье как человеческое, а не как Божественное установление. В своей книге Наставление в христианской вере Кальвин разъясняет: «Иудейский праздник был отменен, дабы покончить с предубеждением; и, как необходимое условие сохранения благочестия, порядка и мира в Церкви…ранние христиане заменили субботу на день, который мы называем Господним»8 . На протяжении веков, последовавших за Реформацией, существовали в основном два противоположных взгляда на происхождение и природу воскресенья, вызывавшие ожесточенные споры. Согласно одному из них соблюдение воскресенья возникло по Божьему изволению вместе с появлением христианства в памятование о воскресении Господа в первый день недели. Сторонники этого взгляда в целом отстаивают воскресенье как легитимную замену седьмого дня субботы, увязывая его с четвертой заповедью. Среди многочисленных богословов и конфессиональных документов, поддерживающих эту позицию, можно упомянуть следующие наиболее выдающиеся имена: Эразм Роттердамский (ум. 1536)9, Теодор Беза (ум.1605)10, Второе Гельветическое исповедание (1566)11, Николас Боунд (ум. 1607)12, Антониус Валеус (ум. 1639)13, Хэмон Л’Эстрэнж (1641)14, Дортский синод (1619)15, Becтминстерское исповедание (1647)16, Гисбертус Воетиус (ум. 1676)17, Джон Оуэн (ум. 1683)18, Генри Вилкинсон (ум. 1690)19, Джонатан Эдвардс (ум. 1758)20, Вильям Пейли (ум. 1805)21, Джеймс Огастес Хесси (1860)22.

Согласно другому взгляду воскресенье – это церковное установление, с четвертой заповедью никак не связанное. Одни сторонники этой точки зрения утверждают, что воскресенье появилось во времена апостолов, другие – немногим позже. Ввели его, как они полагают, в основном, из прагматических соображений, а именно, чтобы предоставить время для общественных богослужений и для отдыха работникам. Этот взгляд допускает более свободное соблюдение воскресенья, включая работу, занятия спортом и развлечения. Среди основных приверженцев этого взгляда можно упомянуть Римско-католическую церковь23, Лютера (ум. 1546)24, Кальвина в некоторой степени (ум. 1564)25, Вильяма Тиндейла (ум. 1536)26, Томаса Кранмера (ум. 1556)27, Джона Придо (ум. 1650)28, Гуго Гроция (ум. 1645)29, Франциска Гомара (ум. 1641)30, Питера Хейлина (ум. 1662)31, Иоганнеса Кокцеюса (ум. 1669)32, Джона Мильтона (ум. 1674)33, Иоганна Самуэля Штрика (ум. 1710)34, Эдварда Эвансона (ум. 1805)35, Ричарда Уотли (1830)36, С. Франке (1826)37, Вильяма Домвиля (1850) 38 и Э. В. Генгстенберга (ум. 1869)39.

Споры по поводу происхождения и природы воскресенья далеко не окончены. Недавно по обе стороны Атлантики появились серьезные исследования, излагающие два основных толкования исторического происхождения и теологического обоснования соблюдения воскресенья. Эти толкования в основном отражают два исторических взгляда, упомянутых выше. Одни исследователи, такие, как Дж. Франке, Ф. Н. Ли, С. Ч. Мосна, Пол К. Джюетт, P. Т. Беквит и У. Стотт40, утверждают, что празднование воскресного дня это библейское установление, возникшее вместе с воскресением Господним в первый день недели как легитимная замена седьмого дня субботы. Поэтому воскресенье считается христианской субботой и должно соблюдаться согласно четвертой заповеди. Вторая точка зрения отличается от первой тем, что сводит к минимуму библейское основание для соблюдения воскресенья и отрицает какую-либо связь между воскресеньем и четвертой заповедью. Согласно этой точке зрения воскресный день, в отличие от субботы, возник не как день покоя, а как краткий перерыв на богослужение до или после работы. И только в IV веке воскресенье стало днем покоя после указа императора Константина, изданного в 321 r. Сторонники этого взгляда разнятся относительно даты возникновения воскресного дня. Вилли Рордорф, например, считает, что воскресное богослужение появилось в связи с явлениями воскресшего Христа, которые, предположительно, и послужили образцом для постоянных евхаристических празднований, проводившихся каждое воскресенье41.

В фундаментальном труде, созданном под эгидой Тиндейлского общества библейских исследований в Кембридже (Англия) профессорами Д. А. Карсоном, Гарольдом Х. П. Дресслером, Ч. Роулендом, М. М. Б. Тернером, Д. P. де Лэйси, А.Т. Линкольном и P. Дж. Бокхэмом, делается вывод, что «весьма маловероятно, чтобы соблюдение первого дня… началось до Иерусалимского собора [49 г. н. э.]. Более того, мы должны констатировать, что соблюдение первого дня недели нельзя воспринимать и как явление апостольского века, подкрепленное апостольским авторитетом»42 . Немного более позднюю дату появления воскресенья предлагает Хайли Х.Уорд в книге Воскресенье космического века. Он утверждает, что воскресенье появилось не как «нечто сходное», но как «нечто противоположное субботе» где-то между первой (70г.н.э.) и второй (135г.н.э.) иудейскими войнами. Основной причиной переноса богослужений на первый день недели была «выгода», то есть практическая необходимость отмежеваться от иудеев в то время, когда Рим принимал против них репрессивные меры из-за их постоянных восстаний43.

В свете продолжающийся дискуссии это исследование представляет собой еще одну попытку прояснить вопрос времени, места и причин возникновения воскресных богослужений. Когда и где они появились — в Иерусалиме во времена апостолов и с их санкции как памятование о Христовом воскресении, совершаемое посредством празднования Вечери Господней, или же некоторое время спустя, где-нибудь в другом месте и по иным причинам? Установление происхождения воскресного дня представляет исключительную важность, поскольку оно может объяснить не только причины его появления, но и его приемлемость для современных христиан.

Наши рекомендации