Избирательное право.его ключевые принципы

Избирательное право ‑ это система законодательных актов, основанная на Конституции или равном ей по силе законе и регулирующая процедуру политических выборов. Иными словами избирательное право определяет, кто может избирать и быть избранным, каков порядок проведения выборов и иных, сопряженных с выборами мероприятий.

Принято различать активное и пассивное избирательное право.

Активное избирательное право - это право избирать, то есть лично участвовать в выборах. Оно может быть прямым (граждане голосуют непосредственно за избираемое лицо или лиц) и косвенным (граждане голосуют за выборщиков (народных представителей), осуществляющих окончательный выбор).

Пассивное избирательное право - это право быть избранным, то есть выдвигаться кандидатом на выборную должность и занимать ее при победе на выборах.Ключевые принципы избирательного права:

1) Выборы всеобщие: все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, религии, места жительства и т.д. имеют право участвовать в выборах.

Однако на деле всеобщее избирательное право ограничивается участием в выборах только граждан, обладающих правом голоса.Существует множество форм и методов ограничения числа избирателей и потенциальных избранников. Как правило, для этого используются «избирательные цензы» ‑то есть установленные законом условия (требования), которым должен соответствовать избиратель или избранник.

2) Выборы прямые, граждане выбирают должностных лиц напрямую, т.е. отдают свои голоса непосредственно за конкретного кандидата или список кандидатов.

3) Выборы тайные–. Голосование осуществляется тайно.

4) Выборы равные - то есть каждый избиратель иметь одинаковое количество голосов (как правило, «один голос на одних выборах»), все избиратели голосуют на равных условиях;

26. Абсентеизм -безразличное отношение людей к собственным общественно-политических прав. Типичный проявление абсентеизма - сознательное уклонение избирателей от участия в голосовании.

I-е сведения о абсентеизм возникают еще в III в. до н. н.э. Сейчас значительная часть римских граждан, которые, в отличие от афинян, не получили никакого вознаграждения за участие в политическом процессе, не имели возможность позволить себе длительной и частой участия в собраниях.

Сейчас во массы странах мира считается нормальным, когда на избирательные участки приходит от трети до 1/2 избирателей, а кое-где голосует чуть 1/10 электората. В большей части либеральных государств считается, что не идти на выборы - такое же право свободного человека, как и иные, которые гарантирует лицу культурное общество. В Украине участие в голосовании добровольное, а в мире есть примеры, когда законодательно установлены ею. Так, неучастие в выборах в Италии приводит к моральных санкций (выговор от мэра), в Мексике - к штрафу или лишению свободы, в Греции и Австрии - к тюремному заключению на срок от мес. до одного г..

Есть 2 наиболее важных типа причин абсентеизма:

1) связанные с особенностями конкретной избирательной кампании, когда в силу конкретных причин выборы неинтересны: выдвинутые неяркие кандидаты, отсутствует настоящая состязательность на выборах и т.д.;

2) связанные с общей политической, экономической и социальной ситуацией в держави.О. В. Лазоренко и А. Лазоренко думают, что абсентеизм как тип политического поведения личности являются: 1) чертой его характера, жизненной позицией, что проявляется в отсутствии потребности, привычки, желания политического действия, 2) мировоззрением, ориентированным, к примеру, на внутреннее; совершенствования. Из причин абсентеизма отметим невысокий уровень политической культуры, инфантильность или осознания своего политического бессилия, неспособности оказывать влияние на принятие политических решений, отчуждение собственных политических ценностей и потребностей от возможностей их удовлетворить, высокий уровень недоверия избирателей политическим институтам и др..

Абсентеизм с отражением стремления людей отстраниться от политики, в которой часть из них видит тщеславное и амбициозная соревнования групповых и эгоистических интересов. По заключению Рокара, в сегодняшнем обществе, в коем влияние веры очень ослабел, все священное и трагическое связывают с политикой. Когда же она не оправдывает их ожиданий, в ней разочаровываются, и как одно из последствий - абсентеизм.

Е. Головаха, И. Бекешкина, В. Небоженко объясняют абсентеизм избирателей менталитетом равнодушия, характерным для народов бывшего СССР, и "психологией конформизма", господство которой в обществе вывело на политическую арену некомпетентных деятелей, что снизило авторитет законодательных органов и власти вообще.

Наши рекомендации