Специфика право- и политогенеза на Западе и Востоке

Описанный выше процессполитогенеза (возникновения госу­дарственности) типичен длязападной цивилизации. Ее истоки вос­ходят к Древней Греции. Для развития античной государственности, которая начала складываться в I тысячелетии до Р. X., характерен переход от общинной собственности к частной собственности на землю и орудия производства, включая рабов. Таким образом, древ­ние античные государства возникали как государстваклассовые,если под классами понимать группы людей, отличающиеся друг от друга отношениями к средствам производства.5 Наличие частной

5 Такой критерий для выделения классов используется в марксистской социо­логии. Например, В. И. Ленин определял классы как «такие группы людей, из ко­торых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Глава III. Правогепез

собственности явилось необходимым условием для постепенного формирования индивидуалистического (гражданского) общества, политической доминантой которого служит идея индивидуальной свободы и естественных неотчуждаемых прав человека-собственника.

Иным путем формировалась государственностьвосточных цивилизаций. Первые государства на территории Древнего Востока возникают значительно раньше античных, в IV тысячелетии до Р. X., и имеют специфические черты: сохранение земельной общины и слабое развитие индивидуальной собственности на землю. Значи­тельную роль играет коллективная собственность, в частности кол­лективная собственность на рабов, которые принадлежали в основном государству. Таким образом, для первой формы государственности, возникшей, например, в Древнем Египте, характерно появление го­сударства приотсутствии частной собственности на землю и при отсутствииклассов в понимании их как групп людей, различаю­щихся по признаку наличия или отсутствия собственности на ос­новные средства производства. Первые государства на Древнем Во­стоке в этом смысле были внеклассовыми. В научной литературе они получили названиевосточных деспотий.

Сам термин «деспотизм» происходит от древнегреческого «дес-потес», что означает «хозяин», «глава дома», т. е. тот, кто руководит общим семейным хозяйством, распределяет обязанности. Деспотия характеризуется неограниченностью и бесконтрольностью власти, опирающейся непосредственно на авторитет и силу. Необходимой предпосылкой для этого является господство государственной и общественной собственности и зависимое (в экономическом и духов­ном смысле) положение индивида. В таком обществе, «связанном» государством, отсутствуют условия для формирования индивидуа­листических начал, лежащих в основе «западной» концепции пра­вового государства и гражданского общества. Религиозные, мораль­ные и правовые нормы в деспотическом государстве существовали слитно, а религиозный идеал в одинаковой мере диктовал правила личной, общественной и государственной жизни, отражая магиче­ские представления о некоем высшем надчеловеческом порядке, ко­торому должны были следовать все, включая самого деспота. Де­спотическая власть освящалась не только «сверху», но и «снизу». Деспот воплощал творческую мощь народа, его сокровенные чаяния,

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

и страх перед ним зачастую сочетался с безграничной верой и любо­вью. От древневосточных деспотий ведет свое началогосударствен­ный патернализм как такая форма политической коммуникации, которая предполагает отношение к подданным как к членам единой семьи, нуждающимся в постоянной отеческой опеке.

Указанные особенности политогенеза на Западе и Востоке на­ложили неизгладимый отпечаток на все цивилизации, которые позд­нее возникали в этих регионах. И сегодня, несмотря на внешнюю схожесть государственных форм, политические и правовые системы Запада и Востока сохраняют немало черт, которые разделили их много веков назад.

Дополнительная литература

Ковлер А. И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002.

Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трак­товки и новые подходы: Учебное пособие. М., 1999.

Мальцев Г. В. Пять лекций о происхождении и ранних формах права и го­сударства. М.,2000.

Мачин И. Ф. К вопросу о происхождении права // Проблемы теории госу­дарства и права / Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2001.

Разин В. М. Генезис права. М., 2001.

Рулан Н. Юридическая антропология: Учебник для вузов. М., 1999.


Наши рекомендации