Президентская и парламентская система власти. Институт президентсва в России.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках именно президент выполняет эту роль, в парламентских - парламент, в смешанных — совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

В России институт президентства существует с 1991 года. Решение о введении этого института в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного.

В законе о Президенте РСФСР от 24 апреля 1991г. было всего 11 статей. Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР.

Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон о Президенте РСФСР был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий

Конституция 1993г. установила новую систему органов государственной власти. Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства. Президент - Правительство - Исполнительная власть.

40. Структура и характер законодательной власти в России

Ведущая роль законодательной власти в общей структуре государственной власти обусловлена, тем, что именно она создает ту правовую основу, в рамках которой только и могут действовать другие ветви государственной власти. Законодательная власть в субъектах Российской Федерации осуществляется их законодательными (представительными) органами, которые имеют разные названия (в силу исторических традиций, использования национального языка и др.).

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации Прочное положение Федерального Собрания, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение.Орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой. Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций, парламентская независимость не является абсолютной.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1. Совета Федерации ("верхняя" палата). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты.

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его первого заместителя и заместителей, входят в состав комитетов. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета Федерации. Состав комитета, комиссии утверждается палатой.

2. Государственной Думы ("нижняя" палата).

Дума обладает правом законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:

- законопроекты и поправки к ним;

- законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных законов

- законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации

Основные функции парламента:

1. Принятие законов. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы. Законодательное верховенство парламента существенно ограничено нормотворческой деятельностью правительства. В результате парламенты все больше превращаются в законоутверждающие органы, тогда как принимаемые ими акты разрабатываются и вносятся, главным образом, министерствами, ведомствами, департаментами и другими органами государственной власти.2. Принятие бюджета. Старейшая прерогатива парламента утверждать финансовые отчеты и предложения правительства. Однако в сфере финансов, как и в других вопросах, доминирующие позиции занимает правительство.3. Контроль за деятельностью правительства. В современной практике известны такие методы осуществления контроля за деятельностью правительства, как постановка вопроса о доверии (в парламентских республиках), резолюция порицания, интерпелляция (обращение к правительству с требованием дать объяснение по поводу какого-либо вопроса политики), устные и письменные вопросы, деятельность комитетов и комиссии, связанных с проверкой деятельности правительства в тех или иных направлениях.4. Судебные полномочия. Имеется в виду право осуществления особой судебной процедуры (импичмент) по делам определенной группы должностных лиц, включая президента.5. Внешнеполитические полномочия. Как правило, носят ограниченный характер, поскольку парламент практически не имеет возможности оказывать какое-либо решающее влияние на осуществление конкретных внешнеполитических акций. За исключением особых случаев эти полномочия являются прерогативой исполнительной власти.6. Законодательная власть принимает участие в выборах главы государства, а также может обладать правом утверждать премьер-министра и министров.

Наши рекомендации