Объект и предмет политологии, структура научного знания о политике.

Объект и предмет политологии, структура научного знания о политике.

Объектом политологии является политика во всем ее многообразии.

Определяя предмет политологии, можно сказать, что политология — это наука о свойствах политической реальности, о тенденциях ее развития и изменения, о представлениях; мотивах, действиях людей, создающих, воспроизводящих и преобразующих политическую реальность.

Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:

1. Теорию политики, представляющую собой введение, философско-методологические основы политики и политических отношений;

2. Теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения);

3. Теорию международных отношений (система международных отношений, внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной безопасности);

4. Теорию управления социально-политическими процессами (формы и методы политического руководства и управления, повышение эффективности функционирования политических институтов, проблемы элиты, лидерства);

5. Политическую идеологию и историю политических учений (изучение генезиса политических наук, роль и функции идеологии в системе политической власти);

Теория политики как отрасль политологии и ее методы.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

·анализ и синтез;

·индукция и дедукция;

·аналогия;

·моделирование;

·классификация;

·абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

·сочетание исторического и логического анализов;

·мысленный эксперимент.

Прикладная политология

Прикладная политология – это составная часть политической науки, которая занимается исследованием частных политических проблем, анализирует конкретную политическую ситуацию и формирующиеся тенденции её дальнейшего развития.

Важнейшими функциями прикладной политологии являются:

- политический маркетинг (изучение политического рынка и информационное воздействие на его формирование);

- политический менеджмент (подготовка, принятие, реализация политических решений, отражающих интересы и требования социальных групп);

- политическое прогнозирование (анализ складывающейся политической ситуации и формирующихся тенденций политического развития, выработка практических советов и рекомендаций участникам политических событий, конфликтов и др. в целях нормализации политического положения и достижения социального консенсуса).

Политическая мысль античности-концепции Платона и Аристотеля.


Социально-политические идеи Платона:

1. государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;

2. залог стабильности государства - разделение труда по склонности души;

3. сословие стражей должно защищать государство;

4. землевладельцы и ремесленники - третье сословие - должны добросовестно трудиться на благо государства;

5. переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.

Социально-политические идеи Аристотеля:

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2.Назвал человека политическим существом.

3.Главная цель государства - достижение "лучшей жизни". Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

4. Залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан.

5. Высказывал идею верховенства закона.

Власть- сущность и основные конепции.

Концепции

(ведущие

представители)СодержаниеТеологическая

(ученые-богословы)Власть – это божественное установление, потребность в ней обусловлена «естественной греховностью» человекаБиологическая

(Ф. Ницше)Власть – это механизм обуздания биологической агрессии, заложенной в человекеБихевиоризм

(Ч. Мерриам,

Г. Лассуэль)В основе поступков человека лежит стремление к власти, это доминирующий мотив политической активностиПсихоаналитическая

(З. Фрейд, К. Хорни)Власть – это способ господства бессознательного над человеческим сознаниемСтруктурно-функциональная

(Т. Парсонс)Власть – это отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ролями (например, роль управляющих или управляемых)Социальная

конфликтология

(потенциально-волевая) (К. Маркс.)Власть – это господство и подчинение, возможность или способность политического субъекта осуществлять (навязывать) свою волюДуалистическая(М. Дюверже)Власть двойственна: 1) инструмент господства; 2) средство интеграции

Формы правления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

§абсолютная (всевластие главы государства);

§конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

§парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

§президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

LТоталитарный режим

Тоталитаризм означает, что государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. Тоталитаризм основывается на официальной идеологии, характеризуется крайнимцентризмом, волюнтаризмом, культом личности правящего вождя. Опирается только на политическую силу (чаще всего — военную), оппозиция не допускается или преследуется, насилие носит характер террора, зачастую допускается геноцид.

Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный) — это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)

единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)

организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)

монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)

централизованный контроль над экономикой (экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)

милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на фашистский, социалистический и национал-социалистический.

LАвторитарный режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — характеристика особых типов режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских и духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Существует два определения авторитаризма:

·социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам;

·социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени. Авторитарные режимы очень разнообразны. К ним относятся:

·Корпоративный авторитаризм

Корпоративный авторитаризм устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где корпоративное представительство интересов становится альтернативой слишком идеологизированной массовой партии и дополнением к однопартийному правлению. Образцы корпоративного режима — правление Антониу ди Салазара в Португалии (1932—1968), режим Франсиско Франко в Испании. В Латинской Америке отсутствие широкой политической мобилизации масс не раз позволяло внедрять корпоративное представительство интересов;

·Дототалитарный авторитаризм

Дототалитарный авторитаризм — режим, устанавливаемый на определенной стадии развития политических систем некоторых стран. К порядкам такого типа Х.Линиц относит фашистские мобилизационные режимы, которые — по сравнению с военно-бюрократическим и корпоративным авторитаризмом с их единственной, слабой партией, — являются менее плюралистическими и либеральными, более партиципаторными и демократическими. Речь идет о государствах, где ранее существовала демократия, но после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характер режима обуславливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов, среди которых:

·довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему;

·такие институты, как армия, церковь, группы интересов, сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу;

·ситуация социальной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса.

·Постколониальный авторитаризм

Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизация антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей;

·Расовая, или этническая, квазидемократия

Это тип авторитаризма, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида;

·Султанистский режим

Султанистский режим можно рассматривать как предельную форму автократии. Признаками персонифицированных этих режимов является отсутствие идеологии, политической мобилизации, каких-либо ограничителей власти султана, плюрализма. Примерами султанизма являлись Гаити при Франсуа Дювалье и его сыне Жане-Клоде, Доминиканская республика при Рафаэле Трухильо, Филиппины при Фердинанде Маркосе, Ирак при Саддаме Хусейне и т. д.

Политическая партия.

Политическая партия — это непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и на местном уровнях, нацеленная на получение и отправление власти и стремящаяся с этой целью к широкой массовой поддержке.

Партии объединяют наиболее активных представителей социальных групп, имеющих схожие идейно-политические взгляды и стремящихся к государственной власти.

Признаками партии являются:

§функционирование на долговременной основе, организованность, наличие формальных норм и правил внутрипартийной жизни, отраженных в уставе;

§наличие местных отделений (первичных организаций), поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

§направленность на завоевание политической власти и распоряжение ею (группы, которые не ставят такой цели, называют группами давления);

§наличие народной поддержки, добровольность членства;

§наличие общей идеологии, цели и стратегий, выраженных в политической программе.

В современном обществе партии выполняют ряд специфических внутренних и внешних функций.

Внутренние функции касаются набора новых членов, обеспечения финансирования партии, налаживания эффективного взаимодействия между руководством и местными отделениями и т.д.

Внешние функции являются определяющими для партийной деятельности:

§выражение, отстаивание и защита интересов больших социальных групп и слоев; о интеграция людей внутри социальных групп на основе общих целей, мобилизация масс для решения важных социальных задач;

§разработка идеологии, формирование общественного мнения,распространение политической культуры;

§создание возможностей для политической социализации личности;

§подготовка кадров для политических институтов, участие в формировании политической элиты;

§организация избирательных кампаний и участие в них;

§борьба за государственную власть и участие в политическом управлении.

Предложено несколько типологий политических партий:

§поидеологической ориентации выделяют партии либеральные,консервативные, коммунистические и проч.;

§потерриториальному признаку - федеральные, региональные и т.д.;

§посоциальной базе — рабочие, крестьянские, предпринимательские и др.;

§по отношению ксоциальным преобразованиям - радикальные и умеренные, революционные и реформистские, прогрессивные и реакционные;

§поучастию во власти - правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, парламентские и непарламентские.

Наиболее известна классификация партий поорганизационному строению, согласно которой выделяются кадровые и массовые партии.

Кадровые партии ориентированы на участие профессиональных политиков, парламентариев и объединены вокруг группы лидеров — политического комитета. Такие партии обычно немногочисленны и элитарны, получают финансирование из частных источников. Их деятельность активизируется во время выборов.

Массовые партии многочисленны, финансируются из членских взносов. Они представляют собой централизованные организации с уставным членством, отличаются организованностью и дисциплинированностью, проводят широкую пропагандистскую работу на местах, так как заинтересованы в увеличении численности своих членов (и, следовательно, суммы членских взносов). Если кадровые партии стремятся к мобилизации элит, то массовые — к мобилизации широких народных масс.

К групповым субъектам политической деятельности относят также массовые движения, общественные организации, группы давления и т.д.

·Концепции политической партии

Политическая партия — это добровольное некоммерческое общественное объединение по идейным соображениям и политическим принципам, стремящееся к достижению политических целей и использующее политические средства.

Политическая партия — это политическая организация наиболее активной части общества; объединение (политическое или классовое), которое непосредственно выражает интересы класса или общества и состоит из наиболее активных его представителей, осознающих его интересы, борющихся за их осуществление и владение государственной властью (или ее удержание).

В марксистской традиции партии рассматриваются как высшая форма организации того или иного класса или его слоя, охватывающая его наиболее активную часть, отражающая его коренные политические интересы и преследующая долгосрочные классовые цели. Партии как политические организации непосредственно участвуют в общественно-политической жизни, выражают свое отношение к существующей власти, создаются во имя сохранения и упрочения данной власти или ее изменения.

В либерально-демократической традиции партии трактуются как организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической традиции и служащие для завоевания или участия во власти с целью реализации целей своих приверженцев. Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, партии отражают общегрупповые интересы и цели разнородных слоев населения (социальных, национальных, религиозных и т.д.). Через этот институт люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него обращения за поддержкой в решении тех или иных политических вопросов.

Обязательные элементы политической партии:

§всякая партия суть носитель определенной идеологии или, по крайней мере, выражает конкретную ориентацию видения мира и человека.

§это относительно продолжительное по времени объединение, т.е. организация с определенной структурой и территориальным измерением (национальным, региональным, местным, а иногда интернациональным).

§цель всякой партии — завоевание власти или участие в ней наряду с другими партиями.

§каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа — от включения в состав своих членов до формирования широкого круга сочувствующих.

Признаки политической партии:

§наличие организационной структуры;

§программа и устав;

§уплата членских взносов;

§партийная дисциплина;

§организационная связь между членами партии;

§формирование общественного мнения;

§участие в формировании парламентских и правительственных учреждений.

Роль политической партии в жизни общества:

§связующее звено народных масс и государства;

§регулятор социально-политической жизни общества;

§руководитель классовой борьбы в обществе.

Главная задача политической партии — захват и участие во власти.

Типологии партий.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

Типология (классификация) партийПо социальной

направленности

программы

и деятельностиСоциал-демократические;

либерально-де­мократические;

коммунистические;

классовые;

националистические;

ра­совые;

фашистские;

религиозные;

государственно-патриотические;

народныеПо идейным основаниям

деятельностиДоктринальные (защита своей идеологии);

прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий);

харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)По методам выполнения

программыРеволюционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);

реформатор­ские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких струк­турных изменений)По характеру

политических действийРеакционные;

консервативные;

умеренные;

радикальные;

экстремистскиеПо представительству

в высших органах

государственной власти и отношению

к официальной политикеПравящие;

оппозиционные (ле­гальные,

полулегальные и нелегальные)По месту

в политическом спектреЛевые;

центристские;

правыеПо стилю общения

между партийными

лидерами и рядовыми члена­миДемократические;

антиде­мократическиеПо организационной структуреПарламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);

лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допуска­ющих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов);

аван­гардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)По характеру членстваКадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью);

массовые (стре­мящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упро­чить связи, укрепить структуру)По виду партийного

руководстваКоллективного руководства;

руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;

личностного руководства;

консенсусного руководства

Партии РФ

Название фракцииСокр.ИдеологияЛидерДепутатыЕдиная РоссияЕР«российский консерватизм», прагматизм, центризмДмитрий Медведев, Владимир Путин238Коммунистическая партия Российской ФедерацииКПРФкоммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизмГеннадий Зюганов92Справедливая РоссияСРсоциал-демократия, демократический социализмНиколай Левичев, Сергей Миронов64Политическая партия ЛДПРЛДПРрусский национализм, панславизм, неоимпериализмВладимир Жириновский56

Партийная система.

Партийная система - это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

§однопартийные;

§двухпартийные;

§многопартийные.

·Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

·Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

·Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

§многопартийную систему без доминирующей партии. В такой системе ни одна из партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и, следовательно, вынуждена при формировании правительства заключать союзы и соглашения с другими представленными в парламенте партиями;

§многопартийную систему с доминирующей партией, которая характеризуется тем, что одна из партий лидирует на политической арене, располагая самостоятельно или в тесном союзе с другой партией абсолютным большинством мест в парламенте;

§«блоковую» многопартийную систему, которая принимает форму резкой поляризации политических сил, группирующихся в периоды проведения избирательных компаний на два противостоящих друг другу блока. Функционирование этой системы во многом напоминает функционирование бипартизма.

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Российская партия власти.

Начало формирования партийной системы России относится к концу XIX — началу XX в. В 1898 г. была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), в 1902 г. — партия эсеров, в 1905 г. — партия октябристов («Союз 17 октября»), партия кадетов (конституционно-демократическая партия), и др.

Однако после победы революции большевики уничтожили все партии, кроме РСДРП (б), и в стране более чем на 70 лет установилось господство одной — коммунистической партии. По сути это была тоталитарная партия-государство, не допускавшая никакой критики и никакой оппозиции. Руководитель партии одновременно являлся руководителем государства.

Возрождение многопартийности в российской партийной системе началось в начале 90-х гг. XX в. Одними из первых (май 1990 г.) были образованы Демократическая партия России (ДПР) — лидер Н. Травкин и Социал-демократическая партия России (СДПР) — лидеры-создатели О. Румянцев, П. Курдюкин и др.

В апреле 1990 г. была образована Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) — лидер В. Жириновский. В том же году возник блок ЯБЛ (Явлинский, Болдырев, Лукин), который впоследствии трансформировался в партию «Яблоко» — лидер Г. Явлинский. В феврале 1993 г. из разрозненных групп бывшей КПСС была образована Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) — лидер Г. Зюганов.

В течение 90-х гг. XX в. в России создавались и распадались десятки партий и партийных блоков. Среди них были даже такие, как «Партия любителей пива». Большинство из возникавших партий были партиями-«однодневками». Они создавались амбициозными политиками для участия в очередной выборной кампании, а затем прекращали свое существование.

12 декабря 1993 г. в России впервые после 1917 г. состоялись многопартийные парламентские выборы. О своем желании участвовать в выборах заявили 35 избирательных объединений, но лишь восемь из них смогли преодолеть 5%-ный барьер и сформировать фракции в Государственной Думе.

В думской выборной кампании 7 декабря 2003 г. приняли участие 22 избирательных объединения. Большинство из них также являлись партиями-«однодневками». Только трем партиям («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР) и одному партийному блоку — «Родина» удалось преодолеть 5%-ный барьер. Неожиданное поражение потерпели такие известные партии, как «Яблоко», СПС (Союз правых сил) и Аграрная партия.

В декабре 2004 г. в Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» были внесены существенные изменения. В частности, минимальная численность членов партии была увеличена с 10 до 50 тыс. Кроме того, теперь партия должна иметь свои региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ с численностью не менее 500 человек в каждом (раньше допускалось иметь 100 членов). Начиная с 1 января 2007 г. партии, не отвечающие требованиям закона, подлежали ликвидации по суду. Был также повышен порог прохождения в Государственную Думу с 5 до 7 %, отменены графа «Против всех» и минимальный порог явки.

В декабрьских выборах 2007 г. в Государственную Думу приняли участие 14 партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, Союз правых сил, «Яблоко», «Патриоты России», «Гражданская сила», Аграрная партия, «Зеленые», «Народный союз», Демократическая партия. Партия мира и единства. Партия социальной справедливости. В ходе выборов и подсчета голосов были определены следующие результаты: «Единая Россия» — 64,3 % (315 мест в Думе), КПРФ — 11,57 % (57 мест), ЛДПР — 8,14 % (40 мест), «Справедливая Россия» — 7,74 % (38 мест).

Одна из особенностей российской партийной системы состоит в том, что партия, имеющая возможность использовать «административный ресурс» (партия власти, которую поддерживает Президент, Правительство РФ, губернаторы), неизменно пользуется успехом у избирателей. Особенно велика роль административного ресурса в небольших городах и сельских районах, где роль средств массовой информации весьма ограниченна, а межличностные связи служат каналами, по которым политическая информация достигает индивидов. В таких условиях позиция местного «начальника» играет ключевую роль в электоральном выборе.

На выборах в Государственную Думу в 1995 г. административный ресурс использовала партия «Наш дом — Россия», лидером которой являлся тогдашний Председатель Правительства РФ В. М. Черномырдин.

На выборах в Государственную Думу в 2003 и 2007 гг. безграничным административным ресурсом пользовалась партия «Единая Россия». Во-первых, потому что ядро партии составляли министры, губернаторы, мэры крупных городов и другие чиновники. Во-вторых, ее поддерживал Президент РФ. В итоге партия получила абсолютное большинство мест в Государственной Думе.

Судьба таких партий непредсказуема. Лишившись административного ресурса, они, как правило, распадаются. Например, такая участь постигла бывшую проправительственную партию «Наш дом — Россия», которая, лишившись поддержки, распалась в 2001 г. Но возможен и другой вариант: используя административный ресурс в борьбе с оппонентами и в вовлечении в свои ряды чиновников-карьеристов, партия власти может трансформироваться в партию-монополиста типа КПСС.

Современная российская партийная система является многопартийной. Однако эта многопартийность весьма аморфная, нестабильная. Наряду с известными партиями перед каждыми выборами неожиданно появляются, а после выборов исчезают десятки новых партий и партийных блоков, программы которых практически не отличаются друг от друга. Такая «многопартийность» распыляет электорат, мешает избирателям сделать правильный выбор. Однако наметившаяся в последние годы тенденция к сокращению партий и партийных блоков внушает определенный оптимизм. Например, если в выборах в Государственную Думу в 1995 г. приняли участие 43 избирательных объединения, в 1999 г. — 26, в 2003 г. — 22, то в 2007 г. — только 14 партий.

Основной помехой на пути развития российской партийной системы является административный ресурс, который использует правящий класс для сохранения своей политической монополии и ограничения демократического партийного строительства.

Объект и предмет политологии, структура научного знания о политике.

Объектом политологии является политика во всем ее многообразии.

Определяя предмет политологии, можно сказать, что политология — это наука о свойствах политической реальности, о тенденциях ее развития и изменения, о представлениях; мотивах, действиях людей, создающих, воспроизводящих и преобразующих политическую реальность.

Политология как наука имеет свою структуру, которая была определена еще в 1948 году специальной комиссией ЮНЕСКО и включает 5 основных блоков:

1. Теорию политики, представляющую собой введение, философско-методологические основы политики и политических отношений;

2. Теорию политических систем и их элементов (государства, партии, политические режимы, общественные организации и их отношения);

3. Теорию международных отношений (система международных отношений, внешней политики, проблемы войн, укрепление мира и международной безопасности);

4. Теорию управления социально-политическими процессами (формы и методы политического руководства и управления, повышение эффективности функционирования политических институтов, проблемы элиты, лидерства);

5. Политическую идеологию и историю политических учений (изучение генезиса политических наук, роль и функции идеологии в системе политической власти);

Наши рекомендации