Союз либерала и консерватора

Стабильность общества, накопление им всего лучшего из пережитого опыта обеспечиваются консервативной традицией. Нет ничего противоестественного, регрессивного в стремлении видеть в социуме приверженность к проверенным временем базовым гуманитарным ценностям, в склонности к осторожности по отношению к принципиально новым или радикально отличающимся от mainstream"а социальным явлениям. Консерватизм, понимаемый таким образом, а не в качестве агрессивно-тоталитарного подавления всего нового и иного, способен быть важным фактором, консолидирующим общество, в том числе в аспекте сохранения традиций межнационального диалога. Равным образом обществу не обойтись без критического взгляда на усвоенные ценности, без постоянного поддержания процесса их обновления и адаптации к современной ситуации, без интеграции в повседневный быт достижений научно-технического и социального прогресса. Этот тренд обеспечивается либеральным направлением общественного сознания. Будучи равнозначной составляющей развития общества, он также должен быть свободен от крайних проявлений: в данном случае - от гипертрофированного понимания свободы личности, прав индивида, от неправильного соотношения частного и публичного интересов.

Таким образом, консервативная и либеральная традиции органично дополняют друг друга, не вступая в противоречия между собой. Единственное, что требуется от исповедующих то или иное направление мысли - это вменяемый, неагрессивный способ формирования и реализации своих убеждений, предполагающий в том числе отказ от готовности развешивать вокруг ярлыки без попытки разобраться в сущности оцениваемых явлений, отказ от любых форм экстремизма и вообще какого-либо деструктивного поведения, имеющего явной или скрытой целью не благо общества, а собственное самовыражение.

По определению консервативна всякая проверенная религиозная традиция. При этом консерватизм наделен значительной спецификой, которая выражается в особом способе воздействия религии на психику индивида: по мере глубокого усвоения религиозных ценностей человек не отделяет их от самого сокровенного, от собственной личности, и эта часть личности становится особенно ранимой. Безразличие, равнодушие общества и государства к религиозной составляющей мировоззрения граждан, а тем более насмешка или грубая критика способны вызвать апатию, а в худшем случае - агрессию носителя религиозных убеждений по отношению к такому государству и такому обществу (что наглядным образом продемонстрировали карикатурный скандал и неосторожные высказывания Папы Римского Бенедикта XVI).

В то же время в своих адекватных адептах (а их большинство) традиционные конфессии воспитывают законопослушание, добросердечие, сдержанность, готовность к диалогу и взаимопомощи - качества, в высшей степени востребованные для сохранения межнациональной и межконфессиональной гармонии. Глубокие различия богословских систем в догматике и обрядовой деятельности отнюдь не исключают взаимодействия конфессий в социальной деятельности, тем более что в аспекте нравственного богословия, определяющего место человека в обществе, его социальное призвание, образ его взаимодействия с окружающими, традиционные для России конфессии, в особенности авраамические религии, имеют значительное сходство. Во всяком случае, от серьезных конфликтов способны уберечь элементарный такт и корректность в оценках и высказываниях при межконфессиональном диалоге.

Как многообразие культур, так и сохранение различий между ними носят исторически обусловленный объективный характер. Поэтому вместо бесперспективного стремления к унификации ценностей цивилизаций следует постоянно обновлять и оптимизировать технику и культуру межцивилизационного диалога, базируя их на взвешенности, сдержанности, уважении чужих позиций, на нормах международного права и апробированных элементах этики.

Наши рекомендации