Функционирование политической системы в обществе

В современной науке анализ функционирования политической системы общества осуществляется на основе модели (Д. Истон, Г. Алмонд и др.), представленной на рис.8.1.

Среда требования   решения и Среда
«вход» Функционирование политической системы в обществе - student2.ru Функционирование политической системы в обществе - student2.ru Политическая система Функционирование политической системы в обществе - student2.ru «выход»
Функционирование политической системы в обществе - student2.ru Среда поддержка   действия Среда
  Обратная связь  

Рис. 8.1. Политическая система: модель Д. Истона

Политическая система – саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы. У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивного и деструктивного характера) и поддержки.

Требованиябывают:

- распределительными (заработная плата, рабочее время, условия получения образования, услуги и т.п.);

- регулировочными (обеспечение внутренней и внешней безопасности, контроль над рынком и т.п.);

- коммуникативными (предоставление политической информации, демонстрация политической силы и т.п.).

Требования могут возникать и формулироваться как в окружающей среде, так и внутри самой системы. Вопросы, поступающие от правящей элиты, имеют мало общего с интересами и желаниями граждан (например, применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны и т.п.).

Поддержкаможет выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти и ее символам.

Г. Алмонд разработал одну из самых известных классификаций функций политической системы.

Функции политической системы на «входе»:

· политическая социализация – приобщение членов общества к политической деятельности;

· политическое рекрутирование – отбор людей для заполнения различных структур власти;

· артикуляция (выражение) интересов, т.е. выдвижение требований к тем, кто вырабатывает решения;

· агрегирование интересов – согласование и обобщение требований, превращение их в некую позицию, придание ей вида политической платформы;

· политическая коммуникация;

· различные виды взаимодействий, в том числе информационные.

Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны ею учитываться. Результатом функционирования политической системы является выход информации. Он осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия оказывают воздействие на окружающую среду.

Функции политической системы на «выходе»:

· нормотворчество, т.е. разработка правил и законов, регулирующих поведение;

· применение правил и процедур введения их в действие;

· контроль за соблюдением правил;

· истолкование законов и пресечение акций, направленных на их нарушение.

Поддержка со стороны окружающей среды будет усиливаться, если решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многих слоев и групп населения. Усилятся и стабилизационные процессы в обществе. Если же политические решения полностью или частично не соответствуют ожиданиям граждан, они будут порождать новые требования и могут привести к негативным процессам (при определенных условиях к полному кризису политической системы), что дестабилизирует всю общественную жизнь.

Политическая система является открытой: она подвержена многочисленным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие будет слабым, тогда политическая система не имеет достаточной информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-либо одного слоя, что также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, в результате чего принимаются ошибочные решения.

Функционирование политической системы предполагает тщательное изучение политической ситуации и максимальный учет ее особенностей. Только на этой основе возможна выработка адекватного политического решения проблем. Основное внимание должно быть уделено множественности общественных интересов, их столкновению и объединению, учету этих интересов системой.

Вопросы и задания

1.В чем состоит значимость системного подхода к анализу человеческого социума и его политического бытия?

2.Каково соотношение понятий «политика» и «политическая система»?

3.Как функционирует политическая система общества?

4.Какова значимость гражданского общества в свете современных представлений о политической системе?

5.Объясните значение каждой подсистемы для нормального функционирования политической системы.

6.Что общего между общественными политическими системами, и какие особенности придают им индивидуальные отличия?

7.Представьте модель политической системы, в которой поступающие требования не агрегируются. Определите, к каким результатам может привести отсутствие функции агрегирования интересов.

8.Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:

а) политическая коммуникация;

б) агрегирование интересов;

в) требования;

г) структурная дифференциация;

д) «выход» политической системы;

е) функции;

ж) роль;

з) «вход» в политическую систему;

и) политическая стабильность;

к) политический риск;

л) политическая система;

м) поддержка;

н) артикуляция интересов;

о) эффективность политической системы;

п) политический институт;

р) адаптация;

1) устойчивое состояние общества, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внутренних и внешних воздействий, сохраняя при этом свою структуру и способность контролировать процесс общественных перемен;

2) внешние по отношению к системе явления, прямо или косвенно воздействующие на нее;

3) «наблюдаемые воздействия, имеющие целью адаптацию или регулирование данной системы» (Р. Мертон), «доступная наблюдению деятельность, которая формирует политическую систему» (Г. Алмонд);

4) относительно высокая степень разделения между структурами по функциональному признаку;

5) совокупность реакций политической системы, проявляющаяся в принятии формально-правовых норм, решений и их реализации;

6) смоделированное поведение;

7) «выражение мнения о том, что уполномоченные на то лица осуществляли распределение в отношении какого-то указанного объекта» (Д. Истон);

8) «совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе» (Д. Истон), «система взаимо-действия, которая выполняет функции интеграции и адаптации посредством применения или угрозы применения легитимного насилия» (Г. Алмонд);

9) процесс преобразования настроений, эмоций, чувств в рационально сформулированные требования;

10) вероятность нежелательных политических событий, учет которых необходим в политике и экономике;

11) лояльность по отношению к политическому сообществу в целом, режиму и органам власти;

12) приспособление политической системы к требованиям, исходящим от окружающей среды, выражающееся в изменении функций, постановке новых целей и выработке новых подходов к решению проблем;

13) распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой;

14) общая способность политической системы результативно реагировать на требования, создавать и размещать ценности;

15) систематизированные и практически используемые формы политической деятельности и политических отношений на основе определенных норм и процедур.

Прокомментируйте следующие высказывания:

«Именно структура представляет системный характер. Она состоит из таких элементов, что изменение любого из них влечет за собой изменение всех остальных» (К. Леви-Стросс, французский этнограф, антрополог и социолог ХХ в.).

«Политическая система может быть определена как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитетным способом привносятся в общество; это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем» (Д. Истон, американский политолог ХХ в.).

«Лучше тот строй, который прежде всего отвечает человеческому характеру в его обычной амбивалентности: дурным наклонностям людей ставит необходимые ограничения, но в то же время оказывает максимально возможный простор для права и воли людей осуществлять саморазвитие, для их способности к добру» (Б. Сутор, немецкий политолог ХХ в.).

Наши рекомендации