Порядок лицензирования в сфере ВТ товарами РФ

Во исполнении ФЗ «Об основах государственного регулирования ВТД» правительство РФ утвердило своим постановлением от 9 июня 2009 года «Положение о лицензировании в сфере ВТ товарами» (в редакции постановления правительства РФ от 14.02.2009 г.). На правительство РФ возложены координация и регулирование ВТД, являющийся единственным органом государственной власти выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту. Согласно данному постановлению под лицензированием понимается административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа разрешающего экспорт и импорт отдельного вида товаров. Лицензирование осуществляется в следующих случаях:

1. Введением временных количественных ограничений на экспорт или импорт отдельных видов товаров

2. Реализация разрешительного порядка экспорта или импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятные воздействия на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений

3. Предоставление исключительного права на экспорт или импорт отдельных видов товаров

4. Выполнение РФ международных обязательств

Министерство промышленности и торговли РФ (МинПромТорг РФ) и его территориальные органы выдают участникам ВТД следующие виды лицензий:

1. Разовая лицензия – документ, выдаваемый заявителю на основании договора или контракта, оформившего внешнеторговую сделку, предметом который является экспорт или импорт отдельного вида товара в определенном количестве. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 год со дня ее выдачи.

2. Генеральная лицензия – выдаваемая заявителю на основании решения правительства РФ документ, разрешающая экспорт и импорт отдельного вида товара в определенном количестве.

Лицензия оформляется на бланках, форма которых выдается Минпромторгом России.

3. Проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот

Ограничение импорта или экспорта товаров в отношении его количества и стоимости правительство в РФ может устанавливать: временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются важными для внутреннего рынка РФ; ограничение импорта с/х товаров или водных биологических ресурсов ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо: сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения, который может быть заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, ограничить производство животного происхождения, производства которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

В соответствии с постановлением правительства РФ от 31.10.1996 г. № 1299 (в редакции постановления правительства РФ от 14.02.2009 г. № 108) утверждено положение «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении правительством РФ количественных ограничений». Данное постановление определяет порядок проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных или импортных квот в пределах общей квоты, введенной в установленном порядке правительством РФ.

Конкурсы.

Инструкция по проведению конкурсов предусматривает порядок подготовки и приема конкурсных предложений, их оценки, получение конкурсных документаций, вскрытие конвертов, объявление результатов конкурса и проведение переговоров с победителями конкурса. Техническая часть конкурса документации представляет собой спецификацию товара, квота на которую предлагается участникам конкурса. Коммерческая часть конкурса документации включает сведения в отношении:

1. Цен товаров и порядка их определения

2. Условий платежа и графика платежей

3. источников финансирования

4. расчетов эффективности поставленных товаров

5. размеров отчислений в федеральный бюджет

По итогам рассмотрения представленных предложений предпочтение отдается участникам ВТД, способным реализовать квоту на наиболее выгодных для страны экономических условиях. В результате оценки, комиссия расставляет претендентов по степени соответствия конкурсных предложений к критериям, содержащимся в конкурсной документации и определяет победителя конкурса, после чего решение комиссии оформляется в виде протокола. Основными критериями отбора в рассмотрении конкурсных предложений являются:

1. сроки внесения и размеров поступлений и платежей в федеральный бюджет

2. отсутствие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом

3. гарантии выполнения условий конкурса

4. опыт работы участников конкурса с данным товаром во ВТД

Аукционы.

Аукционная продажа квот производится российскими товарными биржами на основании соглашении о взаимодействии между этими биржами Минпромторгом РФ. При организации и проведения аукциона биржам запрещается осуществлять координацию деятельности между участниками аукциона, которые могут иметь своим результатом ограничения конкуренции. Все участники аукциона должны быть ознакомлены с правилами аукциона в приемлемый срок до начала его проведения. Ни одному из участников аукциона не могут быть созданы преимущественные условия, в том числе по доступу к конфиденциальной информации. В аукционах должны участвовать не менее 3 лиц или групп лиц. Одно лицо не может в ходе более одного аукциона приобрести более 35% объемов квот, выставляемой на продажу. На основании поступивших заявок и оценке эффективности ранее проведенных биржевых аукционов комиссия определяет объемы квот для аукционной продажи на биржах, устанавливает стартовую цену каждого лота, информирует заинтересованные биржи о выданном им продажи лота и одновременно доводит эти сведения до уполномоченных Минпромторга РФ. Победитель аукциона и руководство биржи подписывают в день проведения аукциона протокол о его результатах, который имеет силу договора. Победителю аукционной продажи квот Минпромторг РФ через своего уполномоченного в соответствующем регионе выдает сертификат на основании банковского подтверждения об оплате аукционной стоимости лота в срок не более 10 банковских дней со дня проведения торгов. Выдача лицензии победителю аукциона осуществляется министерством на основании полученного им сертификата и заявления экспортера или импортера на один вид товаров в соответствии с ТН ВЭД. В целях совершенствования контроля соблюдения законодательства РФ о ТД в части применения мер экономической политики (мер нетарифного регулирования ВЭД) и повышение эффективности взаимодействия между таможенными органами при осуществлении указанных контрольных функций утверждена инструкция об оперативном и централизованном контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров. Инструкция устанавливает единый порядок регистрации и учета лицензий в ТО РФ и таможенного контроля ввозимых и вывозимых в РФ товаров, в отношении которых законодательством установлено лицензирование. Лицензии оформляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с установленным порядком.

«Добровольные» ограничения экспорта

Одним из основных направлений в практике использования количественных ограничений стали, так называемые, добровольные ограничения экспорта. С начала 70-х гг. широкое распространение получила особая форма количественного ограничения импорта, когда не страна импортеров устанавливает квоту, а страны экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. Мировая практика показывает, когда экспортеры и импортеры заключали подобные соглашения, ограничивающих экспорт автомобилей, телевизоров, текстильных изделий, стали и т.д. на деле такие экспортные ограничения являются не добровольными, а вынужденные. Они вводятся в виде результата политических давлений страны импортера, либо под влиянием применения больших протекционистских мер.

Впервые добровольные ограничения экспорта появились в начале 60-х гг. в Японии и в странах Западной Европы в форме контингентов на экспорт в США текстильных изделий и проката черных металлов. Их появление было вызвано резким обострением конкурентной борьбы между монополиями США и крупнейших стран на мировом рынке. Добровольные ограничения экспорта представляют собой соглашения между экспортируемыми и импортируемыми странами, заключенные по инициативе импортирующей страны, на основе которого экспортирующая страна берет на себя обязательства ограничить вывоз определенных товаров. Одна из главных особенностей добровольных ограничений экспорта это их избирательный дискриминационный характер. Другая не менее характерная их черта – отсутствие каких-либо многосторонних принципов и положений, регулирующих их применение. Оба эти обстоятельства превратили добровольные ограничения экспорта в исключительно острое и гибкое средство сдерживания торговли и вызвали быстрое расширение их использования. Поскольку данная мера отнюдь не всегда носила добровольный характер и касалась импорта отдельных стран, она не совместима с правилами ГАТТ/ВТО о не дискриминационном применении импортных ограничений и не должна практиковаться странами членами этой международной организации.

Технические барьеры торговли.

Современный механизм государственного регулирования ВЭС показывает, что по мере усилившейся глобализации мира хозяйственных связей в сфере регулирования МЭО вытекают все новые средства и инструменты. Это обусловлено тем, что такие приоритетные направления как нормы здравоохранения, защита окружающей среды от загрязнения имеют непосредственную связь с международными торговыми отношениями. С учетом этих обстоятельств в рамках ВТО функционирует соглашение о технических барьерах в торговле, призванное воспрепятствовать использованию инструментов технической и административной политики стран в качестве средств затрудняющих развитие МТ. Основной целью данного документа является не допустить искусственно созданные технические условия и стандарты, процедуры испытаний и сертификации, которые создавали бы препятствия для перемещения товаропотоков между странами развития МТ. В то же время соглашение признает, что многие товары являются потенциально опасными для жизни и здоровья людей, животных и растений или окружающей среды на национальном уровне. Поэтому каждая страна вправе принимать меры защиты от потенциальных рисков, связанных с такими товарами. С этой целью государство разрабатывает технические требования для данной продукции. Под техническим барьером следует понимать такие меры, которые основаны на соблюдении национальных требований к техническим характеристикам товаров. Специальных требований к качеству товаров, их соответствию санитарным, фитосанитарным и ветеринарным требованиям и др.

Наши рекомендации