Тема: предмет и назначение политологии

Кафедра 602

Тема: предмет и назначение политологии

1. история развития политической науки

2. объект, предмет, функции и методы политологии

3. политика как предмет политологии

4. подходы в понимании политики

История развития политической науки

Политология – наука о политике и ее закономерностях

Этапы развития политологии.

1) 2,5 тыс лет назад – 16в.

-религиозно-мифологическая форма

-политика трактовалась в русле философии

-отдельные систематизированные учении (др. Восток, др греция, др рим) – сер 1 тыс

-13в – в европейских университетах новая дисциплина – политическое искусство (ars politica), политическая наука (scienta politica)

2)16в – н 20в

-политика – сфера человеческой деятельности (Бодиен, Альтузий и др)

-н 17в – кафедры политической науки в Нидерландии, Швеции, Гемании

-к 19 – н 20вв – появление политических теорий (Г. Моска, В. Парето, М. Вебер и др)

-1903г – американская ассоциация политических наук

3)н чт 20в – до наших дней

-становление политологии в качестве самостоятельной учебной дисциплины

-1948г – регламентация направлений развития политологии (комиссия ООН)

-1949г – международная ассоциация политических наук

Гарольд Лассуэлл (1902 – 1978) ввел термин «политические науки» (1951г)

Политология:

1.академическая наука – исследует историю политической мысли, изучает полит теорию и практику, проводит исследования, прогнозирует и дает рекомендации политикам. (в РБ – 1990г – ассоциация политических наук)

2.учебная дисциплина – формирует мировоззрение и политическую культуру граждан, координирует политическое поведении (в РБ – 1991г – кафедра политологии БГУ)

Тема: «политическая власть»

1.понятие, основные признаки, свойства и функции политической власти

2.структура и типы политической власти

3.легитимность и легальность власти

дополнения:

элементы политики:

1.форма – polity – политическое устройство государства и общества в целом. Условно совпадает с понятие «политическая система». Подсистемы: система правления, система представительства интересов (партийная, избирательная системы и система групп интересов). Политическое устройство является формой организации политики. Это своеобразные институциональные рамки политического поведения

2.содержанеие – policy = политический курс, т е политические цели, стратегии, концепции, интересы, проблемы, которые необходимо решать, и способы их решения (например: политика в области образования. Здравоохранения внутренняя и внешняя политика). Воплощением являются политические программы

3.процесс – polities= процесс борьбы между различными курсами за то, чтобы один из них стал государственным

Критерии политики

1.общественные проблемы

2.разные подходы к ее пониманию и способы решения

3.за этими подходами должны быть разные интересы

4.требование единого правила, единой курса движения в решении проблемы

Границы политического вмешательства:

1.конституционные права и свободы человека (в том числе и частная жизнь).

2.право на собственность

3.должная останавливаться перед границами рыночной экономики, нарушение которых может подорвать фундаментальные основы общества. в автократии границы между частной и публичной жизнью являются случайными, непостоянными, поскольку они меняются властвующей группой в зависимости от политической целесообразности

Тема: политическая система

Понятие политической системы

Системных подход к анализу политики

Структура и типы политической системы

Политическая система РБ

Понятие политической системы

Политическая система – совокупность политической организации институтов, идей, взглядов, представлений, норм, традиций и других элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается влияние на нее

Особенности политической системы:

-охватывает своим влиянием все общество

-через нее осуществляется власть, принимается решение, обязательное для всех

-обладает относительной самостоятельностью

-претендует на контроль над применением физического и иного принуждения

-мобилизует ресурсы для достижения целей, которые стоят перед обществом

Политическая система РБ

Дополнение

социальная система – система взаимодействия людей

первым обратился к анализу социальных систем был Толкотт Парсонс. Общество по Парсонсу делится на 4 подсистемы, которые являются выражением 4 функций общества:

Тема: предмет и назначение политологии - student2.ru

Все социальные системы делятся на искусственные и естественные. Искусственные являются продуктом человеческого разума, реализацией заранее продуманного проекта; создаются сверху, являются централизованными и принудительными, трудно поддаются коррекции и самонастройки. Естественные системы возникают спонтанно, произвольно, во многом бессознательно, снизу; децентрализованные, добровольные и более адаптивные, способны к самонастройке и саморегулированию.

Политическая система – целостная совокупность политических институтов, социальных групп и индивидов, взаимодействующих на основе доминирующей политической культуры в целях формирования и воплощения в жизнь определенного политического курса общества или составляющих его групп.

4 подхода понимания политической системы:

1.институциональный: полит система – совокупность политических институтов

2.ролевой: совокупность политических ролей

3.субъектный: обращает внимание не на безликие институты, роли, а на живых субъектов политики, например, активные и пассивные избиратели (по степени активности). Полит система – совокупность взаимодействий субъектов в политике

4.деятельностный: обращает внимание на принятие решений. Полит система- механизм принятия политических решений

Структура и функции полит системы:

Все функции можно разделить на функции процесса, политического курса и самой системы.

Переписать

Системные функции проявляются во всех стадиях политического процесса и курса:

10.политическая социализация –

11.политическое рекрутирование – отбор людей на те или иные политические роли

12.политическая коммуникация – обмен информацией между всеми субъектами

Функции политической системы беларуси 80-91г

Структура/ функции Соц институты Группы интересов Независимые партии компартия СМИ парламент бюрократия 1йПредседатель ЦК КПБ
Полит социализация
Рекрутирование
коммуникации
артикуляция
агрегация
Определение курса
Осуществление курса
Контроль над курсом

После 96г.

Структура/ функции Соц институты Группы интересов Независимые партии КПБ СМИ парламент бюрократия президент
Полит социализация
Рекрутирование
коммуникации
артикуляция
агрегация
Определение курса
Осуществление курса
Контроль над курсом

Дописат

Гражданская полит система: уровень полит институционализации выше, чем уровень политического участия . Для таких систем характерно: 1.высокий авторитет действующих институтов, 2.легитимность процедур, 3. согласие с правилами разрешения конфликтов, 4.ценностный консенсус

Недоговороспособность приводит к тому, что армия также политизируется и нередко становится в главного субъекта в политике. Поэтому такие системы называются преторианскими (высока вероятность насилия и военных переворотов). Преторианцы – название происходит от названия римской императорской гвардии, которая в истории Рима была участником и организатором гос. переворотов. преторианские системы:

1)Все феодальные государства были олигархическими (традиционная) политсистемами.

2) радикальная (переходная)

3)современная (массовая) (Россия 1917, германия к20х, Испания 3, современная Сомали, Афганистан, Аргентина

Гражданские политсистемы:

1)традиционная – органическая (без оппозиции)

2)(переходная) либеральная (Чили, Украина, Беларусь нач90х)

3)(современная) активистская (США, Германия, СССР, Китай)

Тема6 : политические режимы

1. понятие и типы полит режима

2. тоталитаризм

3. авторитаризм

4. демократический полит режим

1)

Полит режим – способ управления обществом, который соединяет в себе модели выборов, голосования и принятия решений со способами участия граждан в политике; совокупность средств осуществления власти; совокупность способов взаимодействия институтов политической системы

Параметры на основе которых определяются политические режимы:

1.организация власти . критерий – степень ограничения концентрации власти

2.оформление интересов. Критерий – степень экономического, социального и политического плюрализма

3.организация поддержки. Критерий – 1)роль политической идеологии; 2)модели политической мобилизации

4.организация прав человека.

В

Критерии классификации полит режимов:

-роль и функции главы государства в системе полит руководства

-способ и порядок формирования представленных органов власти

-положение, влияние и условия деятельности политических партий

-правовой статус личности

-наличие объективных источников информации, гласности

Типы полит режимов

По Хуану Линцу (ред. 1926) на основе 4х критериев:

1.полит мобилизация

2.плюрализм

3.идеологизаци

4.конституционность

Типы полит режимов:

-демократический

-авторитарный

-тоталитарный

-посттоталитарный

-султанический

2)

Тоталитаризм (от лат. Totalis – целый) – полит режим, при котором осуществляется тотальный контроль государства над обществом и каждым его человеком

Хана Арендт (1906-1975)

Условия возникновения тоталитаризма:

-наличие большого числа нейтральных, социально-пассивных, равнодушных людей

-особое психологическое состояние

-доминирование чувства страха

-замыкание на личности вождя

Карл Поплер (1902-1994)

Истоки тоталитаризма – труда Гегеля и Маркса. Они являются лжепророками, которые предопределили развитие человечества в неправильном направлении

Основными признаками тоталитарного режима (К. Фридрих и З. Бжезинский):

-наличие официальной тотальной идеологии

-государство одной партии

-доминирование лидерства харизматического типа

-осуществление идеологической пропаганды

-монополия государства на СМИ

-тотальный полицейский контроль

-отсутствие правовой государственности и гражданского общества

-контроль над экономикой

Разновидности тоталитаризма:

1.тоталитаризм с левыми уклоном:

-режим Ленина и Сталина в СССР

-ражим Мао Цзедуна в Китае

-режим Пол Пота в Камбодже

2.тоталитаризм с правым уклоном:

-режим Муссолини в Италии

-режим Гитлера в Германии

-режим Франко в Италии

3)

Авторитаризм (лат auctoritas - власть) – власть, не признающая свободы. (Дж.. Сартори род1924). Авторитарный режим – государственно-политический устройство общества, в котором власть осуществляется конкретным лицом или группой лиц при минимальном участии народа

Основные черты авторитаризма:

-ограниченный плюрализм

-командно-административные методы управления

-централизация власти

-отсутствие четкой идеологии

-отказ от полного тотального контроля

-права и свободы нарушаются

-наличие единственной партии

-роль лидера высока

Типы авторитарного режима:

-военно-бюрократический (правление Пиночета в Чили)

-корпоративный (правление Салазара в Португалии)

-дототалитарный (Германия в 20х – нач 30х гг 20в)

-постколониальный (правление Патриса Лумумба в Конго)

-расовая демократии (ЮАР)

Посттоталитарный режим приходит на смену тоталитарному, после смерти харизматического лидера (режим Хрущева в СССР)

Султанический режим – одна их форм наследственно-родового господства, для которой характерна неограниченная власть правления (режим Бокасса)

4)

Демократический режим – форма организации жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения определенного варианта социального развития

Основные принципы демократии:

-суверенитет народа

-полит равноправие граждан

-преимущество большинства при уважения прав меньшинства

-выборность и сменяемость органов власти

-политический плюрализм

-разделение властей

-Независимость суда

-правовое государство и гражданское общество

Модели демократии

1.классическая либеральная:

(США)Демократия – механизм, обеспечивающий защиту граждан от произвола, властей и беззаконных действий людей (Т. Гоббс, Дж. Мэдисон)

2.индивидуалистическая:

Главное – автономия личности, ее первичность по отношению к обществу и государству; невмешательство государства в различные сферы жизни общества

3.плюралистическая:

(Германия, Франция) творцом политики является социальные группы; только с помощью группы личность может выразить и защитить свои интересы

(А. Бентли, Г. Трулин)

4.партиципаторная

(Австрия)предполагает обязательное исполнение гражданами функций по управлению делами общества и государства (К. Пейтман)

5.элитарная

(Великобритания) демократия – институциональное мероприятие, которое обеспечивает соревнование элит за поддержку и голоса избирателей (Й. Шумпетер)

6.плебисциртарная:

(РБ)представительство интересов граждан связано с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии либо лидера (М. Вебер)

Полиархия:

-правление большинства при уважении прав меньшинства

-представительный характер власти

-выборность властей

-легитимация власти

-политическое и правовое равенство

-плюрализм и свобода политической деятельности

Тема 8: органы власти в РБ

1. основы государственно-институционального строя РБ

2. Президент, Парламент, Правительство РБ

3. местное самоуправление и управление

4. бюрократия и бюрократизм

1)

Конституционный строй – государственный и общественный порядок, который определен Конституцией, как основным законом страны

Признаки конституционного строя:

-подчинение государства праву

-признание и гарантированность прав и свобод человека

-разделение властей

-многообразие форм собственности

-политический плюрализм

-наличие гражданского общества

Основы конституционного строя РБ:

1.РБ – унитарное, демократическое, социальное, правовое государство (ст1)

2.государственный суверенитет – право РБ обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст2)

3.народный суверенитет – право белорусского народа осуществлять свою власть самостоятельно, быть единственным источником государственной власти (ст3)

4.государство ответственно за развитие демократии, которая осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений (ст4)

5.государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов (ст14)

6.селовека, его права, свободы и гарантии, их реализации являются высшей ценностью и целью белорусского общества и государства (ст2).

2)

1994г – введение института президентства в Беларуси

1996г – внесение изменений и дополнений в Конституции РБ – расширение полномочий президента

Функции президентской власти:

-гарантийная

-арбитражно-интегративная

-контрольная

Президент РБ:

1.назначает референдумы, выборы в Парламент и местные Советы

2.распускает палаты Национального собрания

3.назначение Премьер-министра

Парламент.

Национальное собрание РБ – высший представительный и законодательный орган власти

Палата представителей:

-рассматривает проекты законодательства

-назначает выборы президента

-дает согласие президенту на назначение Премьер-министра

-выдвигает обвинения против президента

Совет республики:

-дает согласие на назначение президентом председателя и судей 3х высших судов, председателя ЦИК, Генпрокурора, председателя Нац банка

-избирает 6 судей Конституционного суда

Правительство – совет Министров РБ – центральный орган государственного управления, высший орган исполнительной власти

Правительство:

-разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики страны

-разрабатывает проект республиканского бюджета и отчитываемости о его выполнении перед Парламентом

-обеспечивает исполнение Конституции и законов

-принимает меры по обеспечению прав свобод граждан

Система судов:

-Конституционный Суд

-Верховный Суд

-Высший Хозяйственный Суд

3)

Органы местного управления и самоуправления:

-исполнительные комитеты

-местные Советы депутатов

-органы территориального местного самоуправления

-местные референдумы

-собрание граждан

4)

Бюрократия – рационально организованная служба управления, в которой дела решаются компетентными служащими на должном профессиональном уровне в соответствие с законами, инструкциями и другими правилами – особы слой чиновников-управленцев

Основные подходы к исследованию бюрократии:

1)концепция рациаональной бюрократии М. Вебера – В. Вальсона

-иерархичность

-бюрократы лично свободны, исполняют свои обязанности на контрактной основе, их функции четко определены

-главный критерий отбора – квалификация

-единственный источник доходов – зарплата

-основные занятия чиновника – выполнение служебных обязанностей

-повышение в должности осуществляется на основе должностных заслуг

-чиновник не может присваивать занимаемую должность или извлекать доходы, связанные с ней

-бюрократический аппарат и чиновники подчиняются строгой дисциплине, их деятельность контролируются

Модели взаимодействия бюрократии и политики:

1.чиновники – послушные исполнители воли политиков

2.бюрократы и политическая элита имеют общие интересы

3.функциональное единство администрации и политических элит

4.между бюрократией и политической элитой осуществляется конкуренция

2)теория бюрократии К. Маркса

Бюрократия = бюрократизм

-подмена общественных интересов частными

-неспособность бюрократии решить подлинные проблемы

-отсутствие у нее гос разума

-извращенное восприятие действительности

-предвзятость, произвол

-формализм

-карьеризм как образ жизни

Бюрократизм – групповая монополия управляющих……………………

Коррупция – преступная деятельность, связанная с подчиненностью государственных чиновников, получением или лично, или через посредников материальных благ

Формы проявления:

-подкуп чиновников и общественно-политической деятелей

-взяточничество как законное или незаконное предоставление благ или льгот

-протекционизм при выдвижении работников по признакам родства, приятельских отношениях

-покупка

Последствия коррупции:

-расширение теневой экономики

-разрушение конкуренции

-моральное разложение чиновников

-создание организованной преступности

-усиление социальной дифференциации общества

-дискредитация права

-нравственная деградация общества

Кафедра 602

Тема: предмет и назначение политологии

1. история развития политической науки

2. объект, предмет, функции и методы политологии

3. политика как предмет политологии

4. подходы в понимании политики

Наши рекомендации