Формализация деятельности организации.

Под формализацией понимается наличие в организации официальных правил, инструкций, процедур и других документов, регламентирующих деятельность работников. Управление и контроль осуществляются в соответствии с установленными в этих документах требованиями. Во многих организациях степень формализации постепенно уменьшается, что благоприятствует повышению их гибкости в реагировании на внешние изменения.

Вертикальное и горизонтальное разделение труда и проблемы координации.

Разделение обязанностей персонала по уровням управления (верхний, средний и нижний) носит название вертикального разделения труда, а по направлениям деятельности (маркетинг, производство, финансы и т.д.) – горизонтальное разделение труда. Каждый уровень управления и каждое функциональное подразделение выполняют свои задачи. Для успешной работы организации в целом необходимо использовать различные приемы координации как по вертикали, так и по горизонтали.

Линейные и функциональные полномочия.

Рис. Линейное и функциональное взаимодействие
  Формализация деятельности организации. - student2.ru       Генеральный директор          
Л и н е й н о е п о д ч и н е н и е                    
                   
  Производственный директор   Коммерческий директор   Отделы общеуправленческого типа  
                   
              Формализация деятельности организации. - student2.ru    
                   
  Управляющий заводом   Начальник отдела        
                   
  Начальник цеха   Начальник подотдела (сектора)   Функциональное подчинение (взаимодействие)  
                   
  Мастер   Начальник группы (бюро)        
                   
  Бригадир (ст. рабочий)   Служащие        
                     
    Рабочие            
                     
                     
                     
                         

Различают линейные и функциональные (штабные, аппаратные) полномочия, которые показаны на рисунке. Линейные полномочия – это право и обязанность руководить другими; они реализуются в отношениях руководителя с его подчиненными. Функциональные полномочия предоставляют право управленческим отделам и службам готовить или принимать решения, объектами которых являются работники или операции, непосредственно контролируемые другими руководителями. Различают следующие виды функциональных полномочий: рекомендательные, обязательные согласования, параллельные, право «вето».

Делегирование полномочий.

Таблица. Методы делегирования взависимости от степени зрелости рабочей группы
Уровень зрелости Метод делегирования
1. Нежелающая или неспособная работать группа. 1. Жесткое распределение заданий и контроль (указывание, или непосредственное руководство).  
2. Склонная к работе, но недостаточно способная группа.   2. Распределение заданий, помощь и стимулирование (наставничество).  
3. Склонная к работе и достаточно способная группа.   3. Участие подчиненных в принятии решений.
4. Полностью способная и желающая работать группа. 4. Передача полномочий, достаточных для решения задачи (полное делегирование)

Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Руководитель должен вместе с делегированием задачи наделить подчиненного правом принимать необходимые решения, обеспечить его информацией и ресурсами, иначе подчиненный может не справиться с заданием. Делегирование полномочий подчиненному не освобождает руководителя от ответственности за надлежащее выполнение задачи. Делегирование позволяет развивать инициативу и ответственность подчиненных. Для успешного делегирования надо соблюдать определенные правила. Метод делегирования полномочий зависит от уровня зрелости рабочей группы, что отражено в таблице.

Наши рекомендации