Правление Екатерины Великой

1) «просвещенный абсолютизм» – политика смягчения законов и гуманизации общества при сохранении самодержавной власти (сама Екатерина переписывалась с лучшими европейскими философам – Вольтером, Дидро и др., которые восхищались ее умом); при этом попытка серьезных либеральных реформ (для чего Екатерина в 1767 созвала выборную Уложенную комиссию) вызвала сопротивление дворянства и не осуществилась;

Билет14

Образовательные реформы

В 1863г. был утвержден университетский устав, возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах, согласно которому, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий, провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий.

В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы; комплекты студентов были уничтожены; мало того, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.

В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогда во всем обществе. Новизна и сложность возникшего положения скоро привели студенчество к волнениям и беспорядкам (1861). В связи с ними последовали некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 г. дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление.

Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Но учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство; посторонние же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и "студенческим беспорядкам", составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.

Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков задумана была министром народного просвещения графом Д. А. Толстым реформа средней

школы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей "всех состояний без различия звания и вероисповедания". Самые гимназии были двоякого типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания). Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым)

находил, что реальное образование есть "одна из важных причин так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения". Единственным средством борьбы с этим злом министр считал установление строго классической системы образования в гимназиях. В 1871 г. он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной

средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.

Реальные гимназии были заменены "реальными училищами"; цель их была в том, чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний. Реформой гр. Толстого было создано полное преобладание классической школы в государстве. К сожалению, школьному классицизму придан был внешний формальный характер: дело ограничивалось грамматическим изучением древних языков при очень большом числе учебных часов на этот предмет. За отсутствием достаточного числа русских преподавателей латыни и греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы (преимущественно чехов); их преподавание не могло нравиться по незнанию ими русского языка и русской школы. Реформа графа Толстого вообще не вошла в нравы нашего общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя в основе своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значении классицизма.

Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования. До времени императора Александра II для девиц суще-ствовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии (по почину Н. А. Вышнеградского), а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.

Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом.

Таким образом, в царствование императора Александра дело женского образования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н. А. Вышнеградский; по его мысли, при женских гимназиях были основаны "педагогические женские курсы" для приготовления преподавательниц (1863). Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты "Высшие женские курсы" ("Бестужевские") в Петербурге. Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 г.) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Таким образом вопрос о высшем образовании женщин получил успешное разрешение, несмотря на то что правительство с большой осторожностью относилось к делу разрешения женских курсов.

В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты.

Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для приготовления учителей в начальные школы как Министерство народного просвещения, так и земства устраивали "учительские семинарии".

Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.

Военная реформа.

Уроки Крымской войны, вскрывшей военно-техническую отсталость русской армии, показали, что военная машина крепостнической России явно не в состоянии противостоять передовым армиям буржуазных государств. Необходима была коренная перестройка всей военной системы. Замена одного военного министра на другого — В.А. Долгорукова на Н.О. Сухозанета — особых выгод не принесла. Правда, при последнем были несколько сокращены военные расходы и ликвидированы военные поселения. Однако эти меры не вели к преобразованиям российской армии. Военное ведомство нуждалось в иных подходах, иных людях, ином руководстве.

В 1861г. на пост военного министра был назначен 46-летний генерал Дмитрий Алексеевич Милютин, брат Н.А. Милютина, высокообразованный военный и госу-дарственный деятель, известный своими либеральными взглядам. Кадровый выбор Александра II оказался точен. Окончив в 1836 г. Военную академию, Дмитрий Алексеевич дослужился до профессора Академии генерального штаба, написал ряд крупных трудов по военной истории, среди них «Итальянский поход Суворова». В конце 50-х годов был назначен начальником штаба Кавказской армии, участвовал в разработке операции по пленению Шамиля, что послужило окончанию военных действий в этом регионе. Имея великолепную теоретическую подготовку, необходимый боевой опыт и навыки, обладая к тому же выдающимися личными дарованиями, Д.А. Милютин, как никто другой, соответствовал исторической необходимости реорганизовать военную систему России.

Д.А. Милютин прежде всего добился сокращения срока солдатской службы с 25 до 16 лет. Затем была запрещена отдача в солдаты за преступления, отменены телесные наказания, широко применявшиеся в дореформенной армии, введено обучение солдат грамоте. В 1864 г. им была осуществлена реформа военного управления на основе создания военных округов, Новая система руководства устраняла чрезмерную централизацию и способствовала быстрому развертыванию армии в случае военных действий. Тогда же была осуществлена реорганизация Военного министерства с приданием больших полномочий военному министру. Заметным явлением в армейских преобразованиях стала военно-судебная реформа, в основу которой были положены гуманные начала судебной реформы 1864 года. Тогда же, в середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений, позволившая значительно улучшить качественный состав русского офицерства.

Однако кардинальная реорганизация военного дела требовала более радикальных мер, а именно, введения новой системы комплектования армии -замены старой рекрутчины всеобщей воинской повинностью. Прототипом этой системы послужила реорганизация армии, которая была выработана после Тильзитского мира для Пруссии генералом Шарнгорстом. Генерал предложил прежнюю архаичную долгосрочную повинность заменить всеобщей трехлетней повинностью, при которой каждый солдат по окончании службы зачислялся в запас, изредка призываясь на краткосрочные сборы. Таким образом, создавалась возможность в короткие сроки провести через армию значительную часть населения, которую всегда можно было мобилизовать в случае войны. Такой подход к формированию вооруженных сил позволял сэкономить значительные средства и что немаловажно, серьезно облегчить солдатскую службу, поскольку солдат теперь не отрывался на всю жизнь от своей семьи, а возвращался домой после краткосрочной трехлетней службы.

Эта идея и легла в основу всеобщей воинской повинности, принятой в первой половине XIX века в большинстве европейских стран.

Впервые мысль о введении в России всеобщей воинской повинности, правда в завуалированной форме, была высказана Д.А. Милютиным еще в 1862 г. в докладе императору. Отклика не последовало. Между тем, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление милитаристских настроений среди крупнейших держав континента практически не оставляли России иного выбора. В России же введению новой системы мешало не только яростное сопротивление высшего генералитета и сановной аристократии, которые видели во введении всеобщей воинской повинности попытку уравнять дворянство с «мужичьем» в военной области. Были причины и иного порядка. Введение всеобщей воинской повинности могло быть эффективным лишь при условии быстрой мобилизации воинских резервистов, а это, в свою очередь, требовало наличия развитой системы путей сообщения. Такая система в начале 60-х годов в России отсутствовала. Рост железнодорожного строительства, создание сети железных дорог к началу 70-х годов, позволили завершить военную реформу по европейскому образцу. «Вовремя» подоспела и франко-прусская война 1870-1871 гг. Современников поразила та слаженность и быстрота, с которой была отмобилизована прусская армия. П.А. Валуев, оказавшийся свидетелем победного марша пруссаков на Париж, вернувшись в Россию, в беседе с Милютиным прямо высказался за введение всеобщей воинской повинности.

Больше медлить было нельзя. Разработанный комиссией под руководством Д.А. Милютина проект нового воинского устава, несмотря на жесткую позицию реакционеров, прошел-таки в Государственном совете и 1 января 1874 г. был утвержден Александром II.

По новому воинскому уставу отменялись рекрутские наборы и вводилась всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население страны, достигшее 20-летнего возраста, независимо от сословий. Срок действительной службы в пехоте был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, на флоте — 7 лет действительной службы и 3 года в запасе. Были установлены многочисленные льготы. Сроки действительной службы сокращались для лиц, получивших образование: для окончивших начальную школу — до 3-х лет, окончивших гимназию — до полутора лет, а выпускники высших учебных заведений могли служить всего 6 месяцев. От действительной службы освобождались: единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, не подлежали военному призыву представители духовенства, народы Средней Азии и Казахстана, некоторые народности Кавказа и Крайнего Севера.

С введением нового воинского устава Россия получила возможность иметь в мирное время сравнительно небольшую армию, а в случае военных действий, призвав резервный запас, а иногда и ополчение, создать массовую армию, располагающую необходимыми резервами. Существенные изменения произошли и в вооружении армии. Старая артиллерия заменялась современными системами орудий. На вооружение поступила винтовка. Велось строительство парового военного флота.

Военные реформы 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии, что было убедительно продемонстрировано в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

Д.А. Милютин пробыл на посту военного министра двадцать лет, получив в отличие от других реформаторов возможность не только разработать реформу, но и осуществить ее на практике. В 1881 г. Д.А. Милютин был вынужден уйти в отставку, посвятив оставшееся время литературной деятельности. Умер Дмитрий Алексеевич в 1912 г., в возрасте 96 лет, едва ли не последним из славной плеяды российских реформаторов 60-70-х годов XIX века.


Билет15

1881-1894 – царствование Александра III (сына Александра II) – эпоха пересмотра Великих реформ. Личная характеристика Александра III: сильный характер, но крайне ограниченный ум и низкий уровень образования, консерватизм взглядов. Характеристика его внутренней политики: Позитивы: 1) завершение крестьянской реформы (1882) – перевод «временнообязанных» (ими оставались еще 20 % бывших крепостных) на обязательный выкуп земли путем предоставления дополнительных ссуд и общее понижение выкупных платежей на 1/5; 2) стабилизация власти, разгром революционных террористов. Негативы: 1) политическая реакция, усиление цензуры и особенно тайной полиции; 2) отмена проекта Лорис-Меликова и всяческое ограничение остальных реформ; 3) ставка на отживавшее свой век дворянство; 4) чрезмерный национализм и консерватизм в идеологии (официальные идеологи – К. Победоносцев и М. Катков). Особенная черта: формирование рабочего класса, впервые проявившего себя в ходе Морозовской стачки (1885). Общий итог – политический застой, усугубивший накапливавшиеся проблемы, при продолжавшемся развитии капитализма и усложнении задач государства. Впоследствии это обернулось революционными потрясениями ХХ века. Общая характеристика внешней политики России: при Александре II – с одной стороны, некоторое снижение ее международной роли в результате поражения в Крымской войне, с другой – дальнейшее территориальное расширение империи; при Александре III – искусное избегание войн и усиление международных позиций России умелой дипломатией. Хроника основных событий внешней политики: 1856 – окончание Крымской войны и потеря Россией права иметь военный флот на Черном море по условиям мирного договора. 1859-1860 – присоединение мирным путем договоров с Китаем Амура и Уссурийского края, начало бурного развития Дальнего Востока (особый вклад внес генерал-губернатор граф Н.Н. Муравьев-Амурский). 1867 – сдача в аренду США Аляски. 1870 – возобновление права на Черноморский военный флот – блестящий успех русской дипломатии канцлера князя А. Горчакова (воспользовался изменениями положения в Европе после франко-прусской войны).1868-1881 – покорение Средней Азии (Туркестана) – наивысшая точка расширения Российской империи. 1877-1878 – русско-турецкая война за освобождение южных славян, ознаменованная громкими победами (Шипка, Плевна) и патриотическим подъемом в России. Закончилась освобождением от турецкого ига Болгарии, Сербии и Румынии, хотя результаты победы России были ограничены враждебными ей державами на международном Берлинском конгрессе после войны. 1891-1893 – формирование военно-политического союза России и Франции, направленного против Германии и Австро-Венгрии и послужившего одной из отправных точек будущей 1-й мировой войны.

Экономическая рефома Витте:

Введение золотого стандарта способствовала стабилизации рубля и

открывало возможности для привлечения в Россию иностранного капитала. В

самом начале своей министерской карьеры Витте с известной осторожностью

относился к иностранным капиталам и даже высказывал опасения, что «русская

предприимчивость», несмотря на таможенное ограничение, «оказывается иногда

не в силах одолеть у себя соперничества иностранной предприимчивости».

Однако к концу 1890-х годов Витте стал выступать за неограниченное

привлечение иностранных капиталов, несмотря на серьезную оппозицию во главе

с великим князем Александром Михайловичем, сторонником ограничения доступа

иностранных капиталов

Витте связывал экономическое развитие России при помощи

иностранных капиталов с активной империалистической борьбой за рынки сбыта

на восточных окраинах. Министерство финансов связывало огромные надежды с

постройкой Великого Сибирского пути, чтобы решить проблему переселения и

освоение азиатских окраин Российской империи. Витте сумел обеспечить

необходимое финансирование и ускоренное строительство огромной железной

дороги. Благодаря усилиям министра финансов удалось убедить о строительстве

через территорию китайской Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги.

Для осуществления экономического проникновения России на рынке Дальнего и

Среднего Востока с 1894 по 1897 г. Витте учредил 3 банка: Русско-Китайский,

Русско-Корейский и Учетно-ссудный банк Персии.

К 1900 г. влияние министерства финансов достигло невиданных пределов.

От главы этого ведомства во многом зависело определение направления не

только внутренней, но и внешней политики.

Все предпринятые Витте меры позволили в течение нескольких лет

сконцентрировать значительные бюджетные и иные поступления и направлять их

на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности. С 1893 г.

после нескольких лет относительного затишья начинается новый, еще более

мощный подъем железнодорожного строительства. С 1893 по 1900 г. в России

было построено 22 тыс. км. железных дорог, т.е. больше, чем за 20

предшествующих лет. Увеличение железнодорожной сети составляло в этот

период свыше 2,7 тыс. км. в год.

В 1891-1900 гг. Россия совершила гигантский скачок в своем

индустриальном развитии. За десятилетие промышленное производство в стране

удвоилось. При этом производство средств производства увеличилось втрое. В

итоге доля отраслей, производящих средства производства, в общей сумме

промышленной продукции поднялась почти до 40%.

Существенные сдвиги произошли и в размещении производительных сил.

Важнейшим из них было превращение Южного промышленного района в главный

центр горной металлургии. К началу 1900-х гг., здесь действовало 17

крупных металлургических заводов и несколько машиностроительных

предприятий.

предприятия, создаваемые в новых отраслях,

прежде всего в паровозостроительной, вагоностроительной, сталерельсовой,

медепрокатной, цементной, резиновой, являлись предприятиями «новой

формации»: на них привносились выработанные к тому времени новейшие

организационные формы крупного капиталистического производства.

Российская модель модернизации, предполагала выборочное заимствование

и внедрение организационных и технических достижений. Они распространялись

лишь на приоритетные для государства отрасли промышленности. Между тем

устойчивые темпы промышленного производства обеспечивалась не только за

счет казенной опеки входивших в сферу государственного влияния крупных

промышленных предприятий, но и за счет мелкого производства, толчком к

росту которого послужила активизация товарообмена вследствие расширения

транспортной сети страны. Этот сектор промышленного производства,

«выпавший» из зоны модернизации «сверху», развивался и креп «естественным»

путем, приспосабливаясь к условиям рыночной конъюнктуры, проходя все

последовательные стадии, характерные для «классического» капитализма.

Наиболее ярко эти процессы прослеживались в текстильной промышленности,

центром которой являлся московский регион. Поэтому после кризиса мировой

финансовой системы именно легкая промышленность легче всего перенесла

последствия этого краха, за счет внутреннего рынка даже показывала рост

основных показателей.

Витте удалось наполнить дефицитный бюджет державы за счет изыскания

внутренних резервов. В частности был модифицирован промысловый налог.

Денежная реформа:

В представленном в Государственный совет в марте 1896 г.

законопроекте “Об исправлении денежного обращения” С. Ю. Витте следующим

образом определял главные условия проведения и цели реформы: “Закрепить

достигнутые успехи в области финансового хозяйства посредством подведения

под них прочного фундамента металлического денежного обращения”. При этом

реформа “должна быть осуществлена так, чтобы не произвести ни малейшего

потрясения и каких бы то ни было искусственных изменений существующих

условий, ибо на денежной системе покоятся все оценки, все имущественные и

трудовые интересы населения... Проектируемая реформа, не нарушая народных

привычек, не колебля цен, не внося беспорядка во все расчеты, поведет за

собой переход нашей родины от неопределенного с юридической стороны,

вредного в экономическом и опасного в политическом отношениях

бумагоденежного обращения к обращению золотой монеты и разменных на нее

знаков."

Введение золотой валюты укрепило государственные финансы и

стимулировало экономическое развитие. В конце XIX века по темпам роста

промышленного производства Россия обгоняла все европейские страны. Этому в

большой степени способствовал широкий приток иностранных инвестиций в

индустрию страны. Только за время министерства С.Ю. Витте (1893-1903 гг.)

их размер достиг колоссального размера - 3 млрд. рублей золотом. В конце

XIX - начале XX века золотая единица преобладала в составе российского

денежного обращения и к 1904 году на нее приходилось почти 2/3 денежной

массы. Русско-японская война и революция 1905-1907 гг. внесли коррективы в

эту тенденцию, и с 1905 года эмиссия кредитных рублей опять стала

возрастать. Однако вплоть до перовой мировой войны России удалось сохранить

в неприкосновенности важнейший принцип валютной реформы: свободный обмен

бумажных денег на золото.

Билет16.

1825, 14 декабря – восстание декабристов в Петербурге – первое революционное выступление в России. Большинство декабристов – офицеры-аристократы, выходцы из гвардии, где еще жили традиции фронды и дворцовых переворотов XVIII века. Первые тайные общества декабристов – с 1816. Цели – 2 группы: Южное общество (полковник П. Пестель) – демократическая республика, всеобщее избирательное право, но до этого – временная кровавая революционная диктатура по типу якобинской, истребление царской семьи, уничтожение крепостного права без выкупа и ограничение помещичьего землевладения в пользу крестьян; Северное общество (капитан Н. Муравьев, полковник князь С. Трубецкой, поэт К. Рылеев) – конституционная монархия, всеобщее избирательное право, без всякой диктатуры, уничтожение крепостного права за выкуп, федеративное устройство России. Тактика борьбы – военный заговор. Междуцарствие Константина и Николая после смерти Александра I – повод для восстаний декабристов в Петербурге и на Украине. Причины поражения: отсутствие социальной поддержки и реально связи с народом. Результаты: 5 предводителей повешены Николаем I (в т.ч. Пестель и Рылеев), свыше 120 сосланы в Сибирь на каторгу. Значение: заложили основу революционной традиции в России. 2-я четверть XIX века (эпоха Николая I) – формирование русской интеллигенции, как особого социального слоя потомственных представителей интеллектуальных профессий – уже не только из дворян, но и из низших сословий («разночинцев»). С этим связаны такие явления, как: 1) начало расцвета русской культуры (Пушкин, Гоголь, Лермонтов, театр и др.), 2) формирование независимой общественно-политической мысли. Особенности русской интеллигенции (по сравнению с западной): 1) морализм и абстрактное стремление осчастливить свой народ (не зная его толком) при одновременной враждебности к бизнесу и зарождающейся буржуазии, отсюда – чрезмерная политизация; 2) неизменная оппозиционность к власти. В это же время (решающий период – 40-е годы) формируются 2 основных направления русской общественно-политической мысли, живые в др. формах до сих пор: 1) западники (идеологи – К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) – либералы, бравшие за образец для России Запад как в социально-экономическом отношении, так и в политике; 2) славянофилы (идеологи – А.С. Хомяков, братья И.С. и К.С. Аксаковы, братья Киреевские) – либералы, утверждавшие самобытный путь России к освобождению через православный соборный уклад жизни, традиции общины и Земских соборов, сочетание демократических свобод с авторитарной властью («сила власти – царю, сила мнения - народу»). Спор между славянофилами и западниками продолжается до сих пор (последователи западников – кадеты, современные СПС и «Яблоко», последователи славянофилов – октябристы, Солженицын, современные национал-патриоты нерадикальной окраски типа блока «Родина»). По сути это – спор между 2 подходами к истории – формационным (западники) и цивилизационным (славянофилы). И те, и другие предпочитали революционным потрясениям мирный путь реформ, что стало отличительной чертой всех либералов вплоть до нашего времени. Зарождалось и 3-е направление – революционно-социалистическое (идеологи – В.Г. Белинский, А.И. Герцен), основанное на отрицании крупной или даже любой частной собственности – во многом под влиянием распространения социалистических идей на Западе и разочарования в результатах буржуазных революций, но со специфически русской окраской (надежды на то, что в России главным революционным классом станет крестьянство).

Россию времени правления Николая I (1825— 1855) нередко называют «фасадной империей»: внешний блеск скрывал острые и болезненные проблемы, стоящие перед страной. Отмена крепостничества, освобождение крестьян, учреждение земского самоуправления, введение гласного, состязательного, бессословного судопроизводства — эти перемены, осуществленные властями «сверху», создали новую общественную реальность, поставили новые вопросы. Оформились направления общественной мысли, которые сохранят свое влияние на протяжении всего XIX столетия: официальное (консервативно-монархическое), либеральное (представленное взглядами западников и славянофилов) и революционное (социалистическое).Консервативно-монархическое направление нашло выражение в знаменитой формуле министра народного просвещения С.С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Россия, согласно этой теории, — это самобытная страна, основами бытия которой являются самодержавие, единственная форма правления, которую поддерживает русский народ; православие, исконное воплощение его духовности и надежная опора единовластия монарха; народность, неразрывно связующая самодержца и общество. В монархии сосредоточены интересы страны и народа, вот почему необходимы не отказ от самодержавного принципа управления, а его всемерное укрепление, не преобразования, а сохранение существующего порядка, не оглядка на Европу, а борьба с «крамолой». Независимая общественная мысль развивалась в оппозиции к официальной теории, под жестким давлением власти, всеми силами внедрявшей в общественное сознание «триаду Уварова». Консерваторы, растерявшиеся было в первые годы правления Александра II (1855—1881), довольно быстро восстановили свое влияние при дворе. Этому способствовали польское восстание 1863г., «нечаевщина», террор «Народной воли». Убийство Александра II 1 марта 1881 г. превратило консервативные умонастроения в официальную идеологию правления Александра III (1881 —1894). Наиболее крупными представителями русского консерватизма были журналист М. Н. Катков и обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Формой существования либеральных и революционных идей в 30—40-е гг. стали немногочисленные кружки. Именно в них определилась идеология основных течений русского либерализма тех лет — западничества и славянофильства. И западники, и славянофилы отрицали революционные способы переустройства страны, возлагая главные надежды на силу общественного мнения и готовность власти к преобразованиям. В центре споров между ними оказался вопрос об историческом пути России, ее прошлом и будущем.

Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин и др.) утверждали, что Россия развивается в том же направлении и по тем же законам, что и европейские страны. Она лишь отстает от них, и задача состоит в том, чтобы преодолеть это отставание: отменить крепостное право, ввести конституционные формы правления (Россия должна стать либо конституционной монархией, либо республикой), провести судебную и военную реформы. Идеал для западников — Петр I, решительно двинувший страну на европейский путь, попытавшийся преодолеть ее вековое отставание.
Славянофилы (А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, С. Т. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские), напротив, к личности и деятельности Петра I относились весьма критично. Они считали, что он нарушил исконную самобытность России. В отличие от Европы, допетровская Русь, по их мнению, не знала социальной розни и классовой борьбы. Община обеспечивала гармонию и согласие в обществе, нормой жизни которого было превосходство интересов целого (коллектива, государства) над частными интересами отдельной личности. Духовной основой социальной гармонии являлось православие. Что касается государства, то оно служило интересам общества, не нарушая его независимости в решении важных для него вопросов. Петр I, насильственно сломав сложившийся порядок, самодержавие превратил в деспотизм, утвердил крепостничество со всеми его дикостями, подчинил общество всесильной и алчной бюрократии. Славянофилы считали необходимым отменить крепостничество, восстановить утраченную связь народа и самодержавной власти, возродить Земские соборы, поддержать крестьянскую общину, освободить ее от опеки помещиков и чиновников.

Положение изменилось лишь в 70-е гг., когда активизировалось земское движение. Земские деятели предлагали царю расширить права местного самоуправления, дать основные гражданские права, сделать «силу мнения» реальной опорой «силы власти». Крупнейшими представителями русского пореформенного либерализма были К.Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, С.А. Муромцев, А.И. Кошелев и др.

Революционное направление общественной мысли развивалось под влиянием идей декабристов (кружки братьев Крицких, Н.П. Сунгурова и др.).

В начале 40-е гг. все большую популярность стали приобретать социалистические учения. В Россию проникали учения европейских социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Особенно значительной популярностью пользовались идеи Фурье (кружок М. В. Петрашевского, разгромленный правительством в 1849г.; среди его членов были Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и др.). Глубокое влияние этих учений испытал и А.И. Герцен, увлекавшийся также теориями западников. Соединяя представления о том, что Россия должна идти по европейскому пути, с критическим отношением к капиталистическим порядкам, Герцен пришел к выводу, что именно России предстоит проложить путь к справедливому общественному строю — к социализму. В начале 50-х гг. он разработал теорию «русского», или «общинного», социализма. Герцен полагал, что Россия обладает преимуществом перед европейскими странами — крестьянской общиной, которая легко и органично воспримет идеи социализма. В общине с ее совместным землепользованием, традициями самоуправления и взаимопомощи он видел «ячейку социализма». Отмена крепостного права, наделение крестьян землей, считал Герцен, приведут Россию к социализму.

В 60—70-х гг. в России появляется масса революционных кружков, большая часть которых радикального на­правления. Наиболее известными были «Земля и воля» и «Народная воля».

В 1876 г. была создана революционная организация «Земля и воля». Конечной целью ее члены признали замену монархии республикой, а средством достижения цели — подготовку крестьянской революции. Они хотели, чтобы власть была завоевана путем революции, а ее главной движущей силой должно стать крестьянство. Было организовано «хождение в на­род», когда тысячи молодых людей в 1874 г. пошли по селам 40 губерний поднимать крестьян на революцию. Кроме пропаганды, программа «Земли и воли» предусматривала «дезорганизаторскую» работу, состоявшую в подготовке покушений на наиболее выдающихся (а потому считавшихся вредными для революции) представителей власти. Это была тактика индивидуального террора, жертвами которой уже к весне 1879 г. пали шеф жандармов Н.В.Мезенцев, харьковский генерал-губернатор Д. Н. Кропоткин и др. На Дворцовой площади было совершено покушение на Александра II.

Летом 1879г. «Земля и воля» раскололась на две организации — «Черный передел» (Г. В. Плеханов и др.), выступавший за продолжение пропагандистской деятельности, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др.), выдвинувшую на первый план политический террор против власти. Исполнительный комитет еще в 1879 г. вынес смертный приговор императору, осуществив его 1 марта 1881 г. В результате террористического акта им­ператор Александр II был смертельно ранен и скончал­ся. К общему благу народа, к свободе и республике народовольцы считали возможным идти через кровь, убийства, страх. На престол взошел его сын Александр III. Почти все члены Исполнительного комитета «Народной воли» были арестованы и казнены по приговору суда. «На­родная воля» была разгромлена, народническое движе­ние пошло на спад.

В стране набира­ло силу рабочее движение. Оно брало на вооружение запад­ноевропейские идеи социал-демократии и марксизма. В 70-е гг. создается широкая сеть рабочих кружков, кото­рые вскоре начинают объединяться в рабочие организа­ции. Первыми из них стали «Южнороссийский союз ра­бочих и «Северный союз русских рабочих». Стали появляться стачки. Пле­ханов и его группа «Освобождение труда», сыграли Большую роль в распространении новых идей социал-демократии. Сформировалась социал-демократическая рабочая партия. В 1897 г. состоялся её первый съезд, В 90-е гг. создаются неонародни­ческие организации, в их числе Аграрная социалисти­ческая лига. На ру­беже веков в России усиливается противостояние обще­ства и правительства.

Билет17

Содержание столыпинской аграрной реформы

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года "каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли"((. Более того, закон разрешил ему оставить за собой излишки, если он за них заплатит общине по более низкой выкупной цене 1861 г. По требованию выделившихся община была обязана выделить им взамен черезполосых земель отдельный компактный участок- отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был принятый обеими палатами 29 мая 1911 года закон о землеустройстве. В соответствии с ним для проведения землеустройства не требовалось предварительного укрепления земли за дворохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно- подворному владению. Землеустроительные комиссии были наделены широкими полномочиями, которые они пускали в ход, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

Важным инструментом разрушения общины и насаждения мелкой частной собственности был кредитный банк. Посредством него государство помогало многим крестьянским семьям в приобретении земель. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков, или принадлежащие государству. При этом кредит для единоличного хозяйства был вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Необходимо, однако заметить, что условия продаж были довольно жесткими- за просрочку платежей земля у покупщика отбиралась и возвращалась в банковский фонд для новой продажи. По свидетельству Н. Верта, эта политика была весьма разумной в отношении наиболее работоспособной части крестьян, она помогла им, но не могла решить аграрный вопрос в целом (крестьяне- бедняки не могли приобрести земли). Более того, выделение в отдельное хозяйство обычно не давало участки, достаточные для эффективной работы и даже кредиты дела существенно не меняли, и Столыпин взял курс на переселение крестьян на свободные государственные земли. По мнению Н. Эйдельмана массовое переселение было организовано для того, чтобы, не наделяя крестьян помещичьей землей (радикализм), обогатить одних крестьян за счет других, распустив общину и облегчив переход того, что принадлежало беднякам в собственность зажиточных мужиков. Оставшихся без земли должен был во-первых принять город, а во- вторых окраины, куда организуется переселение. С этой точки зрения Столыпин старался достичь компромисса общественных сил, чтобы, с одной стороны, не ущемлять законных прав помещиков на землю, а с другой - обеспечить землей наиболее сознательную часть крестьянства-, как предполагалось, опору самодержавия(.

В 1905 году в России разразилась первая в ее истории революция, окончившаяся поражением, но имевшая ряд важных последствий. Ее причиныможно разделить на две группы:

I. Объективные (глубинные):

1. Несоответствие новой структуры общества, сложившейся в ходе развития капитализма и обусловившей экономическое господство буржуазии, архаичному сословному строю во главе с приходившим в упадок дворянством.

2. Несоответствие усложнившихся задач государства изжившей себя самодержавно-монархической форме правления, которой «хватило» на проведение Великих реформ, но «не хватило» на разрешение порожденных ими вопросов и проблем.

3. Аграрный вопрос, который складывался из двух частей: а) малоземелье крестьян как результат демографического взрыва и дробления крестьянских хозяйств б) разорение значительной части крестьян под бременем выкупных платежей за реформу 1861 г.

4. Рабочий вопрос, порожденный «догоняющими» темпами развития капитализма. Высокая степень эксплуатации труда, 11,5-часовой рабочий день (до 1897 г. вообще неограниченный), сравнительно низкая зарплата рабочих (в среднем в 5 раз меньше, чем в США, высокая – только в отраслях тяжелой промышленности, особенно в оружейной), неудовлетворительные жилищные условия, мизерное социальное страхование и практическое отсутствие охраны труда – все это вело к росту стачечного движения и (что было еще опаснее) делало рабочих восприимчивыми к революционной пропаганде.

5. Менталитет русского народа, связанный со склонностью к крайностям (от рабской покорности и терпения – к бунту), при крайне низкой политической культуре – в противоположностьвысококультурной интеллигенции. 60 % населения России были полностью неграмотны и 30 % имели лишь начальное образование.

6. Национальный вопрос, хотя он имел второстепенное значение, благодаря отсутствию национальной дискриминации (кроме евреев иудейского вероисповедания, о которых уже говорилось).

II. Субъективныефакторы:

1. Личная несостоятельность Николая II как руководителя государства в сложнейший переломный период.

2. Неудачная и крайне непопулярная русско-японская война 1904–1905 гг. Из-за отсутствия крупных вооруженных сил на Дальнем Востоке, недостаточной пропускной способности Транссибирской магистрали, высокомерно-пренебрежительного отношения к японцам («макакам», по выражению Николая II) и военно-технической отсталости война ознаменовалась позорными поражениями (Порт-Артур, Мукден, Цусима) и ускорила революционную смуту. Вследствие начавшихся в тылу революционных событий Россия, уже готовая взять реванш над Японией и имевшая более сильный военно-экономический потенциал, вынуждена была досрочно прекратить войну ценой потери Курильских островов и южного Сахалина, что больно ударило по ее международному престижу.

Но еще до этого, в 1894–1904 гг., нарастает новый подъем либерального и революционного движения. Формируются социалистические революционные партии (в отличие от народников, уже достаточно массовые) – социал-демократы (последователи идей К. Маркса, делавшие ставку на пролетариат и впоследствии разделившиеся на меньшевиков и большевиков) и социалисты-революционеры (эсеры, последователи народовольцев). С 1901 г. появляются уже реальные признаки революционной ситуации.

Билет18

Социальные противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале 20 века к глубокому социально-политическому кризису, который выражался в следующем: «Низы не хотят жить по старому, а верхи не могут управлять…». Существенные отличия от Западной Европы, связанные с социальной структурой общества, а также многонациональность населения России способствовали формированию политических партий.

Начавшаяся в конце XIX в. индустриализация привела к количественному и качественному росту рабочего класса. В России уровень концентрации рабочей силы был особенно высоким. Это способствовало объединению пролетариата. Тяжелые условия жизни и труда заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. Становясь все более массовым и организованным, рабочее движение меняет свой характер, образовывается Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Политическая партия была организована Плехановым, Мартовым и Лениным. В 1903 году на Съезде партии были приняты программы и устав, оформивший образование РСДРП. В программе партии предусматривалось два этапа. Программа минимум: реализация буржуазно-демократических требований, то есть самое главное ликвидация самодержавия и получения демократических свобод, а также установление 8-часового рабочего дня и возвращения земель крестьянам. Программа максимум: осуществление социалистической революции, установление диктатуры пролетариата. Идейные и организационные разногласия раскололи партию на два лагеря: большевики и меньшевики. Меньшевики, во главе с Л. Мартовым не считали Россию готовой к социалистической революции и считали возможным коалицию с оппозиционными партиями. Отрицая любые формы политического экстремизма и авантюризма, меньшевики предпочитали действовать не методом бойкота, чем нередко грешили большевики, а методом конструктивного политического диалога с любым возможным союзником. Лидером радикально настроенных большевиков был В.И. Ульянов (Ленин), они стремились превратить партию в узкую партию профессиональных революционеров. Идейными вдохновителями партии большевиков являлось учение Маркса и Энгельса. В понимание большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма, без классового общества и как следствие наступление мировой социалистической революции.

Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1900-1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавших на роль выразителей интересов крестьянства. Хоть и состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсеров был В.М. Чернов. В их программе предусматривалась свержение самодержавия, реорганизация общества на коллективных, социалистических началах, введение 8-часового рабочего дня, всеобщего избирательного права и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли», то есть уничтожение частной собственности на землю, передаче её крестьянам и разделе между ними по трудовой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство, заставить его создать Земский Собор(Учредительное собрание). Большевики также взяли курс на разжигание рабоче-крестьянского движения и подготовку революции.

Нищенское положение и политическое бесправие неизменно толкали рабочих к более активным действиям. День 9 января 1905 г., вошедший в историю под именем "Кровавое воскресенье", стал днем начала революции 1905 – 1907 гг. – первой российской буржуазно-демократической революции, лозунгами и целью которой стало свержение самодержавия, ликвидация помещичьей власти, введение демократической государственности и буржуазно-демократических свобод (свободы слова, печати, собраний и т.д.). Толпа, двигавшаяся с различных концов города к Зимнему дворцу, была остановлена и расстреляна войсками. Погибло около 1200 человек, еще около 5000 получили ранения. "Кровавое воскресенье" окончательно подорвало веру в царя как защитника и благодетеля рабочего люда, резко радикализировало настроения масс.

17 октября 1905 г. царь, видя остроту положения, вынужден был принять Манифест 17 октября 1905 г., в котором он обещал созвать законодательную Государственную Думу, предоставить населению демократические свободы: свободу слова, печати, собраний, союзов, свободу совести. Отныне, говорилось в Манифесте, "никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы". Манифест вызвал различную реакцию в лагере оппозиции. Либералы приветствовали Манифест и считали революцию законченной. Революционные партии посчитали его только первой победой революции и решили продолжать борьбу.

Манифест 17 октября 1905 г., введя в России свободу союзов и собраний, дал толчок для официального оформления целого ряда политических партий.

12–18 октября 1905 г. состоялся учредительный съезд Конституционно-демократической партии (партии кадетов), которая представляла радикальное крыло либерального движения. Ядром партии стали возникшие в 1903–1904 гг. нелегальные организации либералов – "Союз земцев-конституционалистов" и "Союз освобождения". Основную массу кадетской партии составляли представители буржуазной интеллигенции, лидером ее стал известный ученый, историк П.Н.Милюков. Программа кадетской партии предполагала замену самодержавного политического режима конституционной монархией в форме парламентской монархии, т.е. с правительством, ответственным перед Государственной Думой. Партия кадетов выступала с требованием введения всеобщего избирательного права, демократических свобод (свободы слова, печати, собраний и т.д.), 8-часового рабочего дня, проведения аграрной реформы, расширения самоуправления народов Российской империи, предоставления автономии Польше и Финляндии.

В ноябре 1905 г. образовалась умеренно-либеральная партия – "Союз 17 октября" (октябристы). "Союз 17 Октября" был партией крупной торговой и промышленной буржуазии и либеральных помещиков. Лидером партии стал крупный промышленник А.И. Гучков . Партия выступала с требованием установления конституционной монархии, но не парламентской монархии, а монархии с законодательной Государственной Думой, при которой вся полнота исполнительной власти оставалась бы в руках царя. Программа октябристов настаивала на содействии правительства развитию промышленности и торговли, предлагала проведение аграрной реформы (возвращение крестьянству отрезков земли, взятых у него в ходе крестьянской реформы 1861 г., в крайнем случае – выкуп части помещичьих земель). Допускалось постепенное введение государственного страхования рабочих. Октябристы были против автономии народов России, выступая под лозунгом "единой и неделимой России".

В период революции 1905–1907 гг. активизировали свою деятельность крайне правые монархические черносотенные организации. "Черная сотня" – исторический термин, которым на Руси в ХVII в. обозначалось податное население городов. Черносотенцы использовали это понятие в качестве исторической ассоциации для обозначения своего движения. Крупнейшей черносотенной партией, образовавшейся в 1905 г., стал "Союз русского народа", главой которого являлся статский советник и врач А.И. Дубровин. Верхушку партии составили представители аристократии, помещиков и чиновников, основную массу рядовых членов – городские обыватели, торговцы, дворники, извозчики, деклассированные элементы. "Союз русского народа" выступал за сохранение и укрепление самодержавия, крестьянской общины, против отчуждения помещичьих земель, выдвигал лозунги великодержавного национализма и антисемитизма. У "Союза" были свои боевые дружины, на совести которых организация еврейских погромов, покушения на революционеров и представителей демократического движения. Партии открыто симпатизировал Николай II. Деятельность "Союза" финансировалась из специального фонда Министерства внутренних дел.

Билет19

В начале XX в. Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира, но почти все слои русского общества были недовольны своим положением. Интеллигенция и часть дворянства желала введения конституции. Крестьяне добивались помещичьей земли. Рабочие были недовольны низкой зарплатой и условиями труда. Последней каплей стали неудачи в войне с Японией. 9 января 1905 г. к Зимнему дворцу направились тысячи жителей во главе со священником Гапоном, возглавлявшим Собрание фабрично-заводских рабочих Петербурга, с петицией об улучшении условий жизни. Войска открыли огонь по демонстрантам после их отказа разойтись («Кровавое воскресенье»). В стране и в армии (на броненосце «Потёмкин» и др.) начались волнения. По поручению царя министр внутренних дел А. Г. Булыгин к августу 1906 г. разработал проект о созыве законосовещательного парламента («булыгинская дума»), но этой уступки для оппозиции было недостаточно. Всеобщая политическая стачка в октябре 1905 г. вынудила Николая II издать манифест 17 октября о гражданских и политических свободах, создании Государственной Думы с законодательными полномочиями и амнистии политзаключённых. Возникли либеральные партии конституционалистов-демократов (кадетов) и октябристов, националистическая партия «Союз русского народа». По стране прокатилась волна еврейских погромов. В ноябре началось восстание на Черноморском флоте во главе с П. П. Шмидтом, в декабре 1905 г. — восстание в Москве, заранее обречённые на провал и легко подавленные. Собравшаяся в апреле 1906 г. Государственная Дума в июле была распущена царём из-за своей оппозиционности. В июле же 1906 г. произошли военные мятежи в Ревеле, Кронштадте и Свеаборге, подавленные властями. В июне 1907 г. была разогнана еще более оппозиционная II Дума и изменён избирательный закон — сократилось представительство в ней рабочих и крестьян. Это было сделано вопреки законам без санкции Думы и потому являло собою государственный переворот. Революция закончилась. Итоги. В России появился парламент — Дума. Царизм показал, что идет на уступки лишь под давлением. Это подготовило умы к революции 1917 г. Началась столыпинская реформа.

Билет20

Наши рекомендации