Выборы в политической системе общества

Выборы — важнейший компонент современной политики. Они представ­ляют собой способ формирования ор­ганов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политичес­кой воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных общест­вах и т.д. В данной главе речь идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической системы.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей бли­зости этих понятий они имеют и существенные отличия.Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избра­ния состава органов государства. Голосование же не всегда свя­зано с выборами. Оно используется и в различных формах пря­мой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллектив­ных решений на собраниях и т.п.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут на себе отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях не­равноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в по­литических системах, базирующихся на прямых формах демокра­тии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства силь­но ограничены, что снижает и политическую значимость самих вы­боров. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления боль­шинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и т.д.

В условиях современных демократий выборы — их стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важ­нейшим каналом представления в органах власти интересов раз­личных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих, а в некото­рых странах и для большинства граждан они являются единствен­ной формой их реального участия в политике. Они позволяют осу­ществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность пе­ред народом, изменять политический курс и т.д.

Выборы — достаточно частое в политической и обществен­ной жизни явление, поскольку они распространяются на различ­ные институты и уровни правления: парламент, президента, пред­ставительные, а часто и исполнительные органы субъектов феде­рации, местные органы власти. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы, каждые два года — выборы в палату представителей — нижнюю палату конгресса. В эти же сроки — раз в два года, но не на два, а на шесть лет, избирается одна треть членов верх­ней палаты конгресса — сената. На уровне штатов регулярно избираются губернаторы, законодательные собрания, генераль­ные прокуроры и другие должностные лица, на местном уров­не — мэры, советники, казначеи, клерки, судьи, шерифы, кон­стебли, надзиратели школ и т.д. Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных доброволь­ных ассоциациях. Многообразие электоральных форм откры­вает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государ­ственные и общественные дела.

12. Типы избирательных систем. Избирательная система РБ.

Пропорциональная избирательная система: ее варианты, преимущества и недостатки. Значение смешанной избирательной системы.

Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорционально­сти между полученными голосами и завоеванными ман­датами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в со­ответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколь­ко депутатов парламента. Избиратели голосуют за пар­тийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки лю­дей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется.

Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жест­ких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к при­меру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата спи­ска. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.

В ряде стран применяется иной вариант - система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение (преференцию) определенному кандидату или кандидатам. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный пар­тийной элитой. Преференциальный метод используется в Бельгии, Италии. В Нидерландах, Дании, Австрии приме­няется система полужестких списков, при которой первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются ме-жду кандидатами в зависимости от полученных ими пре­ференций.

Достоинства и недостатки. О популярности пропорциональной избирательной системы свидетельствует тот факт, что в десяти из двенадцати стран ЕС (исключение составляют Великобритания и Франция) используется именно эта система. Она во мно­гом определяет современную западноевропейскую демо­кратию как партийную демократию. Пропорциональная система является наиболее демократичной, позволяя учи­тывать политические симпатии населения. Она стимули­рует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий.

Вместе с тем продолжением названных достоинств пропорциональной системы являются ее недостатки. В условиях многопартийности, когда в парламенте представлено около десятка, а то и больше партий, затруднено формирование правительства, которое, как правило, не­стабильно. Так, за послевоенные годы в Италии, где со­четание многопартийности и пропорциональности полу­чило полное выражение, сменилось около полусотни пра­вительств. За 50 лет Италия более четырех лет жила без правительства, что, конечно, ослабляет эффективность де­мократии.

Пропорциональная система не дает возможности из­бирателю оценить личные достоинства кандидата, по­скольку он выбирает не человека, а партию, хотя в какой-то мере это противоречие снимает метод преференций. Кроме того, может значительно возрастать роль мелких партий, которые за поддержку более крупных партий тре­буют постов, привилегий, не соответствующих их реаль­ному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий, сращивания пар­тий с госаппаратом, перебежек из лагеря в лагерь, борь­бы за теплые места и т.д. Нарушается сам принцип про­порциональности.

Смешанные системы. Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной.

Степень работоспособности органа государственной вла­сти, избранного по смешанной системе, зависит от харак­тера соединения в ней мажоритарных и пропорциональ­ных элементов.

На такой основе проходят выборы в России, Герма­нии. В ФРГ, например, одна половина депутатов бундес­тага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая — по пропорциональной. Каждый из­биратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропор­циональных мандатов. Выборы проходят в один тур. Пя­типроцентный избирательный порог не дает возможности получать мелким партиям места в парламенте. При такой системе большинство мандатов получают крупные партии, даже при незначительном перевесе сил в большинстве округов. Это позволяет формировать достаточно стабильное правительство.

Наши рекомендации