Подбор и изучение литературы. Задания по выполнению курсовых работ

МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ НОУ ВПО «МПСИ» в г. КРАСНОЯРСКЕ)

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Задания по выполнению курсовых работ

для студентов 1-го курса заочной формы обучения

КРАСНОЯРСК 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Введение
1. Методические указания по подготовке курсовых работ
1.1. Выбор темы и составление плана
1.2. Подбор и изучение литературы
1.3. Написание текста
1.4. Оформление, рецензирование и защита курсовой работы
2. Примерная тематика курсовых работ
3. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Учебным планом НОУ ВПО «МПСИ» и программой учебного курса по теории государства и права предусмотрено обязательное выполнение курсовой работы на первом курсе обучения.

Курсовая работа – одна из важнейших форм самостоятельного изучения обучаемыми научной и учебной литературы, нормативного материала, она дает возможность пополнять свои правовые знания, ориентироваться в изучаемой дисциплине, оценивать исследуемые государственно-правовые явления и процессы.

Выполнение курсовой работы по теории государства и права
помогает обучаемым вырабатывать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативного материала (особенно статей Конституции России), учебной литературы, развивает умение грамотно формулировать и раскрывать теоретические положения, овладевать правовой терминологией, предоставляет возможность высказывать практические рекомендации и предложения, формулировать самостоятельно выводы. Это имеет важное значение для юриста и, в конечном счете, направлено на более глубокое и прочное усвоение программного материала. Процесс подготовки курсовой работы способствует углубленному усвоению положений теории государства и права, вырабатывает навыки исследования государственно-правовых явлений и процессов. Такая работа позволяет оценить способность обучаемого творчески и самостоятельно работать с различными источниками.

Кроме того, курсовая работа, является одной из форм контроля со стороны преподавателей за процессом усвоения теории государства и права обучаемыми.

Настоящие рекомендации предназначены для студентов первого курса заочной формы обучения и имеют своей целью оказание методической помощи при подготовке курсового исследования.

Написание курсовой работы необходимо начинать с внимательного ознакомления с содержанием настоящего пособия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

При выполнении курсового исследования обучаемым рекомендуется разбить свою деятельность на следующие этапы:

- выбор темы и составление плана;

- подбор и изучение литературы;

- написание текста;

- оформление, рецензирование и защита курсовой работы.

Выбор темы и составление плана

Примерный перечень тем курсовых работ предлагается на стр. 11 настоящего пособия.

Важным элементом любой письменной работы является план, который определяет структуру и направленность исследования. Составление плана не должно происходить механически. Предварительно необходимо ознакомиться с соответствующим разделом учебника, уяснить содержание темы, определить ее место и значение в изучаемом курсе теории государства и права.

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней вопросы, которые относятся к теме, обеспечить четкость и последовательность изложения материала, избежать пробелов и повторений, рационально организовать самостоятельный труд.

Для более четкого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно разбить на более мелкие вопросы. Причём данную работу лучше делать в черновом варианте, так как излишнее перенасыщение плана работы множеством вопросов нецелесообразно. Первый признак неправильно составленного плана – повторение одним из вопросов плана названия исследуемой темы. Нужно учитывать, что каждый отдельный вопрос должен раскрывать только ее часть.

План курсовой работы обязательно должен включать в себя следующие разделы:

- введение,

- основная часть (3-5 вопросов),

- заключение,

- список использованных нормативно-правовых актов и литературы.

Кроме перечисленных обязательных разделов, план может содержать и такой элемент, как «приложение», который структурно располагается между «заключением» и «литературой».

Составление плана курсовой работы предполагает его обязательное согласование с преподавателем, ведущим данную дисциплину.

Подбор и изучение литературы

После выбора темы и составления плана необходимо приступить к анализу литературы и составлению библиографии, т.е. перечня тех научных работ и нормативно-правовых актов, которые составят основу написания курсовой работы.

В основе успешного выполнения курсовой работы лежит самостоятельный сбор научной информации по исследуемой теме. Для расширения круга источников полезно использовать возможности различных библиотек, интернета, информационных правовых систем.

При подготовке работы следует использовать следующую научную литературу: монографии, статьи в научных журналах, статьи в сборниках научных трудов, статьи в сборниках тезисов выступлений на научных конференциях, рецензии на опубликованные монографии, авторефераты и рукописи диссертаций.

Рекомендуется обратить внимание на следующие научные журналы: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Вестник Конституционного суда», «Вестник МГУ, серия «Право», «Законность», «Право и экономика», «Российская юстиция», «Российский юридический журнал», «Социологические исследования», «Политические исследования», «Вопросы философии» и др.

Подготавливая курсовую работу, обучаемый должен использо­вать не менее 15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий).

Необходимо делать отметки о выходных данных источника при заимствовании смысла чужого суждения или цитаты (фамилия и инициалы автора сочинения, название его труда, сведения о научном редакторе, городе издания, наименовании издательства, годе издания, страницах расположения заимствования в источнике и т.д.). При этом не стоит увлекаться цитированием одного или нескольких авторов (источников).

Написание текста

В соответствии с планом работы следует определить пре­делы каждого вопроса, в которых целесообразно систе­матизировать категории и понятия, определить их логический ряд. Из собранного материала выделяют выписки с различными точками зрения, а затем анализируют, подкрепляют аргументами и примерами, вырабатывают собственную пози­цию и делают необходимые выводы и умозаключения.

На этом этапе уточняется собранный по исследуемой теме материал и откладывается в сто­рону второстепенная или не имеющая отношение к теме информация. Обучаемым нередко сложно самостоятельно отделить какую-либо информацию и очертить круг вопросов требующих изучения, поэтому на данном этапе необходимо проконсультироваться у преподавателя.

При написании текста курсовой работы нужно помнить о том, что каждый пункт плана должен раскрывать одну из сторон темы, а все вместе - охватывать ее целиком. При этом необходимо соблюдать единый принцип деления разделов по объему, не допускать по­вторений в разных частях курсовой работы.

Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, обучаемый должен исходить из следующих основных принципов:

- самостоятельность в обобщении изученного материала,

- оценка различных точек зрения по затронутой проблеме,

- собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний,

- системность, стройность изложения и логическая завершен­ность работы,

- убедительность и аргументированность авторских суждений,

- оригинальность в освещении проблемы.

Первым важным разделом любой работы является введение, в котором автор должен показать актуальность и важность рассмотрения исследуемой проблемы для теории государства и права, для госу­дарственно-правовой практики современной России. Объем введения должен составлять 1-2 страницы курсовой работы.

В строгом порядке студент должен представить методологические характеристики исследования:

- актуальность(причем само слово актуальность во введении писать не принято, просто объяснить почему Вы считаете данную тему актуальной для сегодняшнего времени)

- цель (это представление об общем результате работы. Цель часто определяется на основании более кон­кретного описания темы исследования или констатирует направление поиска разрешения проблемы)

- объект (это то, что «противостоит познающему субъекту», на что направлено внимание исследователя, что подлежит рассмотрению. Объектом исследования НЕ МОЖЕТ БЫТЬ человек, это всегда процесс, явление, факт)

- предмет (отдельная сторона изучаемого объекта, аспект рас­смотрения объекта, какое-либо свойство объекта или особенность его функционирования. Предмет всегда находится «внутри» объекта, является его признаком или атрибутом. Формулировка предмета ис­следования чаще всего либо совпадает с темой исследования, либо они очень близки по звучанию)

- задачи исследования (формулируя задачи, студент фактически отвечает на вопросы «Что надо сделать или как надо действовать, чтобы достичь цели исследования?».

- Слова из двух частей таблицы 2 для «начала» формулировки задачи можно использовать в различных сочетаниях, в зависимости от намерений исследователя:

Наши рекомендации