Внешняя политика государств. Специфика внешней политики Республики Беларусь

Международные отношения складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств, которые являются участниками международных отношений самостоятельно либо как члены каких-либо организаций.

Внешняя политика - это действия государства и его инсти­тутов за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов.

Различают внутреннюю и внешнюю политику государств. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спе­цификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутрен­ней. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну за­дачу: обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и ин­тересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах.

Базовым принципом, на котором строится внешняя политика, являются национальные интересы. Национальные интересы - это система базовых положений, определяющих направленность и содержание жизнедеятельности граждан.

Сам термин «национальные интересы» возник в американ­ской политической науке, в работах Ганса Моргентау. Нацио­нальные интересы рассматриваются им сквозь призму «интере­сов», «целей», «государственной мощи», «угроз», «ценностей». В политический оборот термин «национальные интересы» введен президентом Т. Рузвельтом (в послании Конгрессу 1904 г.). Окон­чательно понятие «национальный интерес» утвердилось после принятия закона о Национальной безопасности США в 1947 г.

Выделяют несколько типов национальных интересов: во-первых, главные ивторостепенные; во-вторых, краткосрочные и

долгосрочные.

Национальные интересы - это фундамент, стержень всего общественного здания, государственного устройства. Они явля­ются социальными по своей природе игосударственными по предназначению. Национальные интересы тесно связаны с нацио­нальной безопасностью. Национальная безопасность - это спо­соб контролировать те внутренние и внешние условия, которые в соответствии с общественным мнением данного государства яв­ляются необходимыми для обеспечения самоопределения и авто­номии, процветания и благосостояния.

Базовые национально-государственные интересы Белару­си - сохранение и укрепление независимости и суверенитета на­шей страны, ее территориальной целостности; интересы обеспе­чения безопасности, самосохранения; защита прав и свобод граждан; самоидентификация и утверждение своих интересов в отношениях с другими народами через сохранение мира и ста­бильности в международных отношениях. Экономические инте­ресы: поддержание обеспеченности экономики страны энергети­ческими и сырьевыми ресурсами, конкурентоспособность производства, сохранение рабочих мест, стабильность денежной единицы, экологическое равновесие.

С особенностями внешней политики как особой сферы дея­тельности государства связаны ее цели и функции. В качестве ос­новных целей внешней политики современных государств рас­сматриваются следующие: повышение материального и духовного уровня жизни населения; возрастание экономического и полити­ческого могущества государства; укрепление национальной безо­пасности; защита национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в системе между­народных отношений; защита определенных политических и эко­номических позиций во внешней политике.

Важнейшая функция внешней политики - охранительная, ибо одной из главных целей внешней политики является обеспечение безопасности государства. Охранительная функция также связана с защитой прав и интересов граждан за пределами страны. Охра­нительная функция состоит также в приспособлении внешнеполи­тической стратегии данного государства к системе международ­ных отношений. Реализация этой функции направлена на предотвращение угрозы для данного государства, на поиск мир­ных политических решений возникающих спорных проблем. Спе­циальными институтами, предназначенными для этих целей, яв­ляются посольства, консульства, представительства, разведка й контрразведка.

Важнейшей задачей внешней политики является усиление экономического и политического потенциала страны. Внешняя политика должна способствовать эффективному функционирова­нию экономики, росту благосостояния общества. Поэтому в ее задачи входит обеспечение для государства более дешевых ресур­сов (сырьевых и трудовых), более выгодных условий сбыта про­дукции, сохранение стратегических ресурсов страны и т. д.

Информационно-представительская функция означает созда­ние положительного имиджа государства в мировом сообществе. Специальные органы информируют свои правительства о намере­ниях других правительств, обеспечивают контакты своего госу­дарства с другими странами. Эта функция реализуется посредст­вом влияния на общественное мнение и политические круги тех или иных стран, чтобы обеспечить благоприятные условия для успешного решения внешнеполитических задач. Информационно-представительская функция реализуется в рамках культурных и научных обменов, проведения переговоров, заключения междуна­родных договоров.

Регулирующая функция внешней политики направлена на соз­дание благоприятных внешнеполитических условий для деятель­ности государства, на сохранение равновесия в системе политиче­ских связей. Особую роль в реализации этой функции имеет деятельность центральных органов внешней политики: мини­стерств иностранных дел, посольств, консульств.

Основные приоритеты и принципы внешней политики госу­дарства, как правило, закреплены в нормативных документах. Ос­новные принципы внешней политики Республики Беларусь изло­жены в Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. и Конституции Республики Беларусь. Они также были из­ложены на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в октябре 1991 г.

В современном мире Республика Беларусь проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содру­жества Независимых Государств, что обусловлено общностью совместных интересов. Отношения со странами, членами Содру­жества Независимых Государств выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Подходы к социально-экономическому развитию Республики Беларусь ос­новываются на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социальноориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и терри­ториальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудниче­ство, союз с Россией.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, 8 декабря 1999 г. народы Республики Беларусь и Россий­ской Федерации заключили договор о создании Союзного госу­дарства. Союз Беларуси и России ставит целью мирное и демо­кратическое развитие обоих суверенных государств, укрепление дружбы, повышение благосостояния и уровня жизни своих наро­дов. Союзное государство народов Беларуси и России основыва­ется на принципах их суверенного равенства и добровольности. В современной международной обстановке геополитическая значи­мость Союза Беларуси и России высока. В силу своего геополити­ческого положения Республика Беларусь является своеобразным геополитическим мостом между Европой и Азией.

В настоящее время (по состоянию на 2008 г.) Республика Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 162 госу­дарствами мира, в 46 из которых открыто 59 дипломатических представительств. В их числе 45 посольств, 6 постоянных пред­ставительств при международных организациях, 7 генеральных консульств и 1 консульство. Заграницей функционируют 12 отде­лений посольств Республики Беларусь.

Основные приоритеты Республики Беларусь во внешней политике: укрепление Союза с Россией; постепенная консолида­ция постсоветского геополитического пространства в рамках Со­дружества Независимых Государств и Евразийского экономиче­ского сообщества; активное участие в общеевропейских по­литических и экономических процессах; развитие отношений с государствами Ближнего Востока, Китаем, странами Латинской Америки; эффективное сотрудничество с международными орга­низациями, прежде всего с ООН.

Средства реализации внешней политики делятся на поли­тические, экономические, военные, пропагандистские и др. К по­литическим средствам относится в первую очередь дипломатия -официальная деятельность государства в лице специальных ин­ститутов и при помощи специальных мероприятий, приемов, ме­тодов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совеща­ний, встреч, подготовки и заключения двусторонних и многосто­ронних соглашений, дипломатической переписки, участия в рабо­те международных организаций.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обла­дающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает проч­ное положение и на международной арене. Даже небольшие по тер­ритории государства с ограниченными материальными и человеческими ресурсами могут играть существенную роль на ми­ровой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях, если они способны распространять свои достижения далеко за свои пределы. Примером такого государства служит Япония. Действенными экономическими средствами явля­ются эмбарго или, наоборот, режим наибольшего благоприятство­вания в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам политики принято относить военную мощь государства, которая включает армию, ее численность и ка­чество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использо­ваться как прямо, так и косвенно. К первым относятся войны, ин­тервенции, блокады, ко вторым - испытание новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы.

Пропагандистские средства включают весь арсенал совре­менных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации в глазах мировой общественности форми­руется положительный образ своего государства, чувство симпа­тии к нему, а в случае необходимости - антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские сред­ства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Уже была описана одна из форм внешней политики госу­дарств - стремление к сотрудничеству и интеграции. Республика Беларусь граничит с таким интеграционным образованием, как Ев­ропейский союз. Рассмотрим его структуру и основные институты.

Наши рекомендации