Модели политической системы и ее функции

В современной политологии получили наибольшее распро­странение и активно используются несколько теоретических мо­делей политической системы: системная (вход-выход), структур­но-функциональная, кибернетическая концепции. Создателем концепции политической системы «вход-выход» является амери­канский политолог Дэвид Истон. Его основные работы: «Полити­ческая система» (1953 г.), «Системный анализ политической жиз­ни» (1965 г.). Истон применил общую теорию систем к анализу политики. Он исследовал факторы, при которых политическая система способна сохраняться во времени, а также обосновал стратегию сохранения через изменение как наиболее эффектив­ный путь стабилизации политической системы.

Политическую систему можно определить как совокупность политических взаимодействий в обществе. Политические системы могут существенно различаться по степени, в какой авторитетное полномочие власти приходится дополнять принуждением и дру­гими стимулами. Распределение ценностей (ресурсов) в обществе является одной из функций, необходимых для сохранения общества. Любая политическая система призвана не только распределять ценности, но и побуждать большинство членов общества принять эти ценности.

Истон предлагает рассматривать центр принятия политиче­ских решений как «черный ящик», оставляя без внимания то, что происходит у него внутри, так как системный подход в основном сосредоточен на отношениях системы со средой. Среду можно рассматривать в двух аспектах: как внутрисоциальную, так и внесоциальную. Политическая система постоянно поддерживает свя­зи со средой - она является открытой системой. (см. рис.).

Механизм функционирования политической системы

Вход Выход

Требования Центр принятия политических решений Полит.решения

Поддержка

Апатия Полит.действия

Обратная связь

Вход - это суммарная переменная, которая концентрирует и отражает все изменения в окружающей среде, касающиеся поли­тического давления. На входе политической системы Истон выде­ляет требования, поддержку, а также апатию, которые исходят от граждан (от гражданского общества). Требования - это плоть и кровь всех политических систем. Если можно обнаружить поли­тическую систему, где требования сведены к нулю, то такая сис­тема находится в процессе разрушения.

Требования подразделяются на распределительные (органи­зация и оплата труда, здравоохранение, образование, социальное обеспечение), регулятивные (общественная безопасность, борьба с преступностью, контроль за производством), коммуникативные ( право на информацию, реализация политических прав и свобод). Накопление большого числа требований вызывает перегрузку политической системы, ибо для их решения требуется много времени и средств. Таким образом, требования необходимо приводить в соответствие с возможностями системы. Требования регулируются культурными нормами, которые определяют, какие потребно­сти могут быть удовлетворены.

Кроме требований имеется и другой тип входов - поддержка. Она бывает двух видов: эмоциональная (безусловная, диффузная) и инструментальная (условная, специфическая). Эмоциональная поддержка - это доверие власти как результат длительной социа­лизации; проявляется в форме преданности политическим ценно­стям, институтам и символам государства. Она прочна и стабильна. Инструментальная поддержка складывается под воздействием результативности и эффективности деятельности властных орга­нов. Реализуется по принципу: «я делаю что-то для страны, если она что-то делает для меня». Этот вид поддержки менее прочен.

Итак, поддержка центра принятия решений в концепции Ис­тона по сути совпадает с понятием легитимности власти. Как уже было показано в предыдущей главе, в зависимости от объекта ле­гитимации Истон выделил три типа поддержки: структурную, идеологическую, персональную. Структурная - поддержка всего политического сообщества, доверие граждан устройству государ­ства, другими словами, преданность коллективу, национальному сообществу в целом. Идеологическая - поддержка режима как принятие ценностей, на которые опирается политическая система, нормы (конституционные, правовые, нравственные) и структуры власти. Персональная - основана на доверии граждан конкретно­му лидеру (главе государства, премьер-министру, депутату пар­ламента и т.д.).

Понятие «выхода» политической системы проанализировано Д. Истоном не так подробно. Система на выходе дает ответ на по­лучаемые ею требования и поддержку. Ее продуктом выступают решения и действия. Политические решения - это законы, постановления правительства, решения судов. Политические дейст­вия- система мер по проведению конкретного вида политики ( экономической, социальной, культурной), выполнение решений. Правительство обеспечивает выработку и осуществление политического курса через специализированные органы (парламент, местные легислатуры, административно-бюрократический аппарат и т.д.). С их помощью решения и действия направляются адресатам-, гражданам и социальным группам, что вызывает новые импульсы на «входе». Возникает «петля обратной связи». Решения политической системы являются источником новых требований и поддержки. Если власть игнорирует обратную связь, то эффектив­ность реализации ее целей невелика. В политической жизни обратная связь имеет фундаментальное значение для устранения ошибок и совершенствования системы. Преобразование входящих факторов в ответные реакции системы называется процессом кон­версии.

Система оказывает влияние на уровень поддержки, удовле­творяя требования. Никакая политическая система не может со­храниться без обеспечения консенсуса по поводу базовых норм и ценностей и без того, чтобы удовлетворять определенный объем ценностей (ресурсов).

Политическая система находится в глубокой взаимозависимо­сти со средой. Она должна преобразовывать поступающие требо­вания и поддержку в соответствующие решения и действия. Цель политической системы - сохранить себя через взаимодействие с окружающей средой. Это возможно при условии саморегуляции, т.е. наличия обратной связи в системе. Политическая система по­добна огромному сложному производству по преобразованию требований в конечный продукт - решения и действия по их реа­лизации. Этот процесс называется внутрисистемной конверсией.

После успешного применения Д. Истоном системной теории в политологии (1956 г.) тремя годами позднее Г. Алмонд применил его схему к национальным политическим системам. Г. Алмонд стал главой структурного функционализма в политической науке. Он разработал концепцию функционального анализа примени­тельно к сравнительным исследованиям политических систем. С 1954 по 1963 г. Алмонд возглавлял Комиссию по сравнительной политике.

Г. Алмонд и Б. Пауэлл выделили специфические функции по­литической системы.

Функции системы в целом: рекрутирование и социализация' коммуникация. Они действуют как на «входе», так и на «выходе», определяют устойчивость и изменчивость политической системы.

Функции процесса: на входе - артикуляция и агрегирование интересов; на выходе - определение политического курса, осуществление политического курса, вынесение судебных решений. Функции процесса связывают «вход» и «выход» политической системы, обеспечивают передачу требований к структурам, при­нимающим решения.

Функции политического курса: регулятивная (интеграция), экстрактивная (привлечение ресурсов в систему), дистрибутивная (распределительная), реактивная, символическая (способность

отстаивать ценности общества внутри системы и во внешнем мире).

Функции политической системы с точки зрения институцио­нального подхода: определение социально значимых целей разви­тия общества; мобилизация ресурсов на достижение поставлен­ных целей; управление политическими процессами; контроль за выполнением законов и правил, пресечение действий, направлен­ных на их нарушение.

Устойчивость политической системе придают действующие институты - установленные учреждения и правила, регулирую­щие определенную область политических отношений. Например, институт главы государства, институт парламентаризма, институт исполнительной власти, институт политических партий, институт избирательного права.

Наши рекомендации