Тема 33. Развитие советского права.

Цель занятия: анализ развития советского права.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. Основные тенденции развития советского права в 30-е годы.

2. Изменения в праве в период Великой Отечественной войны.

3. Развитие права в конце 1904-1950-х гг. кодификация советского права; новые формы кодификации.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. М.,1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1 ,2. М.,2002 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание.Ознакомьтесь с документом и сформулируйте его основной тезис.

«…Указ Президиума Верховного Совета... «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений” проводится в жизнь неудовлетворительно…

Пленум ЦК ВКП (б)… постановляет:

Осудить недооценку со стороны обкомов, крайкомов и ЦК компартий союзных республик хозяйственного и политического значения Указа Президиума Верховного Совета… и практику самоустранения их от руководства проведением Указа в жизнь.

…Обязать наркомов взять под специальный контроль выполнение Указа в отношении предания суду летунов и прогульщиков...

Признать неправильным, что многие директора, либеральничают с прогульщиками и дезорганизаторами производства, уклоняются от отдачи их под суд…

...установить, что рабочие и служащие, виновные в совершении мелкой кражи, независимо от размера, а также в хулиганстве… караются по приговору народного суда тюремным заключением сроком на один год, если за эти преступления Закон не устанавливает более тяжелого наказания»

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины принятия Конституции СССР 1936 года?

2. Как изменилась структура Конституции СССР 1936 года по сравнению с Конституцией 1924 года?

3. Каково значение Конституции СССР 1936 год?

4. Почему советское уголовное право 30-х годов называют репрессивным?

5. Какие новые составы преступлений появились в уголовном праве в период ВОВ?

Темы рефератов:

Основные тенденции развития советского права в 30-е годы.

Изменения в праве в период Великой Отечественной войны.

Развитие права в конце 1904-1950-х гг., кодификация советского права, новые формы кодификации.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

протокольные соглашения, колхозы, совхозы, классово враждебные элементы.

Тема 34. Эволюция государственно-политической системы.

Цель занятия: анализ эволюции государственно-политической системы.

Вопросы к семинарскому занятию:

1. XXII съезд КПСС и программа построения коммунистического общества.

2. Рост партийно-советской бюрократии; изменения государственного аппарата.

3. Развитие конституционного законодательства; Конституции 1977 г.

Хрестоматийный материал

Российское законодательство Х - ХХ вв. 1984-1994 г.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М., 2004 г.

Дополнительная литература

Попов Г. Блеск и нищета административной системы. М. 1990 г.

Чистяков О.И. История отечественного государства и права. Учебник. Часть 1 ,2. М.,2002 г.

Чиберяев С.А. История государства и права России. Учебное пособие. М., 2005 г.

Шатковская Т.В. История отечественного государства и права. Учебник. М., 2007 г.

Практические задания

Задание 1. Сравните подходы Л.П. Берия, Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева к реформированию советской политической системы, вопросам государства и права. Найдите черты сходства и различия. Заполните на основе полученных данных соответствующую таблицу. К каким выводам вы пришли, и почему?

Задание 2. В этом задании Вам предстоит разделить некий исторический процесс на периоды.

Ниже приведены события (и их краткая характеристика), раскрывающие эволюцию некого исторического явления:

1953 – Маленковские реформы: попытки внедрения хозрасчета и экономического стимулирования при сохранении плановой экономики и государственной собственности;

1957 – Организация Совнархозов: попытка децентрализации планирования (переход от вертикально-отраслевого к территориальному принципу);

1965 – Косыгинские реформы: курс на расширение хозрасчета (самостоятельности предприятий) и экономического стимулирования при сохранении плановой экономики и государственной собственности;

1985 – начало политики «ускорения»: попытка придать импульс экономике методом внешнего административного контроля;

1987 – Закон "О госпредприятии": резкое ограничение степени планирования деятельности государственных предприятий (практический отказ от плановой экономики, при сохранении государственной собственности);

1989 – "О кооперации" и "Об индивидуальной трудовой деятельности": допущение негосударственных форм собственности в крайне ограниченном масштабе;

1992 – Либерализация цен: окончательный отказ от планирования – отказ от государственного регулирования цен, свобода торговли при сохранении государственной собственности;

1993 – Приватизация: разгосударствление экономики.

Если признать эти события главными, определяющими содержание этого явления, а их характеристику исчерпывающей, то:

1. Какое название наиболее точно отразит содержание этого явления?

1) экономические реформы в СССР;

2) рыночные преобразования;

3) становление административно-командной системы;

4) разложение административно-командной системы;

5) экономическое развитие;

2. Какие периоды в нем можно выделить в эволюции этого явления?

1) с 1953 до1987; 1987 – 1992; 1992 – 1993;

2) с 1953 до 1992 и с 1992 до 1993;

3) с 1953 до 1965 с 1965 до 1992 и с 1992 до 1993;

4) с 1953 до 1989 с 1989 до 1992 и с 1992 до 1993;

5) с 1953 до 1957, с 1957 до 1985 и с 1985 до 1993.

3. Что в этом случае будет критерием периодизации (если ни один из предложенных критериев не подходит для выделенных Вами периодов, пересмотрите Ваш ответ на предыдущий вопрос)?

1) эволюция основных атрибутов (элементов) административно-командной системы;

2) предпосылки преобразований;

3) интенсивность процесса преобразований;

4) социальная направленность реформ;

5) лидер – организатор преобразований;

4. Какие процессы будут определять содержание выделенных периодов?

1) период начала экономических реформ – период наивысшей интенсивности экономических реформ – период завершения экономических реформ;

2) становление предпосылок рыночной экономики – формирование основных элементов рыночной экономики – стабилизация рыночной системы

3. реформы в рамках административно-командной системы – разложение базовых элементов административно-командной системы – окончательная ликвидация базовых элементов и крах административно-командной системы;

4) становление предпосылок административной экономики – складывание основных элементов административной экономики – стабилизация административной системы;

5) Маленковский – Хрущевский – Косыгинский – Горбачевский – Гайдаро-Чубайсовский.

Задание 3.Ниже приведен ряд взаимосвязанных суждений (посылок) из которых Вам необходимо сделать вывод.

1. Номенклатура - это главная опора советского режима

2.Номенклатура (в лице Политбюро и Пленумов ЦК КПСС) была основным фактором (инициатором) прекращения кадровых перестановок в руководстве СССР

3.Прекращение кадровых перестановок в руководстве СССР - это причина застоя.

4. Застой – это кризис советской системы.

Если признать эти положения (посылки) верными, то какой можно сделать окончательный вывод?

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы причины принятия Конституции 1977 г?

2. Какова направленность советского государства и права по Конституции 1977 г?

3. Каковы итоги второй кодификации советского права?

Темы рефератов:

Рост партийно-советской бюрократии; изменения государственного аппарата.

Развитие конституционного законодательства; Конституции 1977 г.

Основные понятия, которые необходимо уяснить:

«развитой социализм», период либерализации общественных отношений, СНД, отраслевой принцип управления.

Наши рекомендации