Имена. Микеланджело Буонаротти

Фортунатов В. История мировых цивилизаций. СПб.: Питер, 2011. Раздел 2. Глава 3. § 17. Глава 4. § 20, 21, 25. Раздел 3. Глава 1. § 1.

§ 17. Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма. 1

§ 20. Реформация в Европе: форма и сущность. 5

§ 21. Европейский абсолютизм.. 9

§ 25. Забытая Нидерландская революция. 14

§ 1. Английская буржуазная революция. 16

Италия и Ренессанс (Возрождение): у истоков нового гуманизма

Историки по-разному датируют начало развития современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640–1688 гг., с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр Человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.

Первоначально Ренессанс развивался только в Италии[1]. Выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы – дученто) и XIV в. (трехсотые – треченто); раннее Возрождение – XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение – с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее – до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция – богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского – «делаю руками»). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Имена. Микеланджело Буонаротти

Микеланджело Буонаротти (1475–1564). Итальянский живописец, скульптор, архитектор и поэт. Родился в Тоскане в разорившейся семье. Учился во Флоренции, где ему стал покровительствовать местный князь Лоренцо Медичи. Во Флоренции Микеланджело изготовил статую «Давид». По заказу Папы Римского скульптор создал скульптуру «Дева Мария, оплакивающая Христа» для собора Св. Петра. Он расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане. Самой известной работой художника стала фреска «Страшный суд» на алтарной стене Сикстинской капеллы. Эти и некоторые другие произведения одного из величайших мастеров эпохи Возрождения сохранились до наших дней.

Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи «первородного греха» (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция «естественного права человека на счастье». Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в «Декамероне» Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины носили декольте, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Все большее число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом[2].

Наши рекомендации