Сравнительные характеристики тоталитарных и авторитарных режимов.

В ТР государство контроль всех сфер. одна партия, стоит над правительством, нет оппозиции.харизматического лидера. При АР контроль над обществом ослабевает, влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, привилегир не является столь сильной и дисциплинированной. лидера не обладает харизматическими качествами.2. ТР И АР деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.4.

ТР - контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой. При АР контроль над обществом перестаёт быть тотальным, нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп. 5.ТР -Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это, любых форм насилия. При АР возможно существование нескольких партий, Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.7. При ТР отсутствует правовое государство и ГО, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения- органы безопасности, милиции, полиции и др. (КГБ, НКВД, гестапо), способные обеспечить надзор за людьми и использующие насильственные методы морального и физического принуждения. АР - права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, ограничены их юридические гарантии. Власть опирается на силу, однако режим не прибегает к массовым репрессиям. Допускается наличие ограниченного плюрализма. Влияние граждан на политический процесс и принятие политических решений в частности минимально.


32. Отличия авторитарных режимов от либерально-демократических режимов.

Признаками демократического, или, вернее, либерально-демократического, режима признаются:

1) свободная деятельность различных партий, объединении, движений, функционирующих в рамках Конституции;

2) идеологический плюрализм, т.е. наличие в обществе различных идеологических течений, концепций, и отсутствие господствующей идеологии; 3) формирование органов государственной власти выборным путем; 4) наличие в обществе демократических прав и свобод, их реальная гарантированность.

Признаками недемократических, АР и ТР признаются: 1) запрет на деятельность демократических партий и организаций; 2) отсутствие идеологического плюрализма, господство одной идеологии в государстве; 3) отсутствие органов власти, формируемых выборным путем; 4) отсутствие демократических прав и свобод; 5) массовый террор и власть беззакония в государстве.

"правильных" форма-демократия, монархия и правление аристократии. "неправильных" форм (тирании, олигархий, охлократии) - действуют во имя своих эгоистических интересов, нисколько не заботясь о нуждах общества.

При авторитарных режимах возможны как "правильные", так и "неправильные" формы власти. При либерально-демократических режимах возможны только "неправильные" формы власти.

ЛДР есть стопроцентные химеры, порожденные антисистемами (системными целостностями людей с негативным мироощущением). Как любые химеры они недолговечны и во многом схожи, они навязывают определенный стереотип поведения через средства массовой информации, чрезмерное расширение бюрократического аппарата, создают образ врага, псевдорелигиозный культ. либеральный демократизм культивирует власть "золотого тельца", эгоцентризм под аккомпанемент фраз о "правах человека" и требования религиозной свободы. авторитаризм культивирует традиционные устои жизнедеятельности общества, опираясь на исторически свойственную данному обществу религиозную самобытность. либеральный демократизм объединяет ненависть к традиции, поскольку она не позволяет строить воздушные замки и не покупается деньгами. Стремление разрушить, подточить традицию, как того хотят сторонники либерального демократизма, порождает "неправильные", искаженные формы организации государственной власти.

Стремление навязать определенный стереотип мышления для негативного восприятия авторитаризма характерно и для либерально-демократического режима, которые солидарны в неприятии реальности религиозной основы самобытности того или иного общества. Либерально-демократический режим основан на принципе гуманизма. Это тоже искажение религиозной основы общественного бытия, поскольку на щит поднимаются “права человека", за человеком признаются безграничные возможности, имеет место любование "человеком", потребности которого подлежат немедленному удовлетворению, приветствуется его “естественное” самовыражение, подчеркивается его творческая мощь.

В ранг либерально-демократических принципов возводятся индивидуализм, служение идолу земного богатства, уравнивание всех религий, приравнение безбожия особой форме религии (религиозный плюрализм и свобода атеистической пропаганды). Но эгоцентризм, культ "золотого тельца", признание отсутствия истинной религии (равенство всех религий) являются выражением отпадения человека от Бога, его глубокой поврежденности и болезненного состояния. При авторитарном политическом режиме религиозная нетерпимость не приобретает характер государственной политики. Хотя в отношении иноверцев проводится определенная дискриминация, а также политика привлечения их в лоно господствующей религии, задача охвата всего населения или большей его части господствующей идеологией не ставится.


33. Основные черты политического режима современной России.

1. Сохранившиеся традиции тоталитаризма в России -власть еще больше отделилась от народа, неже­ли при тоталитаризме.. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти.. 2. черты де­мократии: строятся основы правовой государственности и созда­ются устои гражданского общества; действуют механизмы непосредственной демократии (референдумы), существует систе­ма разделения властей в государстве (хотя существует опреде­ленный перекос полномочий в сторону исполнительной ветви); гарантированы основные права человека (свобода совести, слова, собраний, организаций и пр.), реально действует политическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органы независимы от властных (хотя это и не всегда соблюдает­ся, особенно на местах);Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъ­являет свою волю.

В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечива­ется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. .Но мно­гие демократические понятия, на которые опираются конститу­ционные нормы, являются символами и метафорами и в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами полити­ческого процесса в своих корпоративных интересах. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, распределительным фанто­мом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Практическое состояние дел свидетельствует о том, что демо­кратия в России носит формальный характер, она не выражает и не может выражать интересов большинства населения, как это происходит в условиях западной демократии, в Р.следующие особенности:неэффективность государства как основного социаль­ного института, непосредственно управляющего об­ществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественной жизни, решить проблемы бедности;сочетание форм авторитарно-олигархического прав­ления с элементами демократической процедуры, в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным для России периода 1990-х годов;фактическая подконтрольность правительства толь­ко президенту и его полная зависимость от политиче­ской конъюнктуры, а не от результатов деятельности, в результате чего происходит кадровая чехарда, порой не связанная с качеством работы правительства;множественность режимов (частичное соблюдение демократических процедур на федеральном уровне и авторитаризм в ряде регионов);концентрация власти в руках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников, разбогатевших нелигитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х годах, но сохраняющаяся и в настоящее время, что приводит к использованию криминальных мето­дов государственно-управленческой и хозяйственной деятельности;значительное развитие неформальных властных отношений, формирование элитарного корпоративизма вместо плюралистической демократии;малочисленность и организационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособных эффективно выполнять основную функцию – посредника между властью и обществом;широкие масштабы лоббистской деятельности, не регулируемой законодательными актами и неподконтрольной обществу; неразвитость системы местного самоуправления, зависимого от региональных элит;отсутствие в обществе единых идейно-ценностной и нормативной сис­тем, которые позволяли бы гражданам ориентировать свое поведение.

34. Политическое сознание: содержание, структура и функции.

Полит сознание – восприятие суб-ом той части реальности, кот связана с п-кой, его суб образ полит сист.

Стр-ра: 1. Полит идеология и пс-я. ПИ связана в осн с рациональной, теорит стороной ПС, а ППС – с эмоц, обыденной стороной ПС. ПИ – ядро ПС – систематизированная [ть взглядов, отлич чать кот – функцион связь с интересами и стремлениями властвующей элиты. 2. Спциализир ПС. Присуще полит партиям. Осн – выработка и внедрение в сознание людей, соц групп соотв идеологии. 3. Массовое ПС, ПС отдельных слоев. МПС отражает Ур-нь и содержание потребностей масс, а также хар-р их знаний о полит реал-ти. 4. Полит самосознание, полит знание и оценки суб-ом к-ки соц групп (классов), осознание суб-м полит требований и интересов. 5. Полит теории, идеи, стереотипы мышления, традиции, убеждения, установки, эмоции, чувства, мнения.Уровни: 1. Гос С, связано с разраб-ой и обоснованием офиц п-ки прав элиты (со своими интересами), регулирует полит отн-я, осущ посредством разраб законов. Осн направленность – сохранение сущ-его статус-кво в общ-ве, ориентации правящ кругов на удержание власти. 2. Научно-теорит С. Сост-т основу для идеологии, напрвлено на укрепление власти партийной номенклатуры и насаждение полит концепций в массы. 3. Обыденное С. Вкл-т здравый смысл, мораль оценки, заложено биологически. В его Func глав Эл-ом выступают эмоции, чувства инд-да. Позволяют людям легче понять те процессы и явл-я, кот не треб науч знаний.Менталитет – приобрет инд-ом в процессе социализации знания, ценнтости, представления, установки в своем единстве. Форм-ся на основе массового ПС. Ментальность – это сов-ть традиционных, основополагающих установок людей.Политическое сознание как неинституциональный элемент политики выполняет три важнейшие функции:когнитивную, т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов;
коммуникативную, т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти;идейную, т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира.Политическое сознание выполняет еще целый ряд функций.
1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.2. Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься – политика «займется» ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она «проникает» в людей в виде политической информации. Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации. 3. Прогностическая функция создает основу для предвидения содержания и характера развития политического процесса, позволяет получить информацию о будущих политических отношениях.4. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.5. Интегрирующая функция содействует объединению социальных групп общества на основе общих ценностей, идей, установок.6. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только «обязаны» обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами.

35. Политическая идеология: функции и виды.

ПИ – интелликтуальные, духовные основа полит деят-ти, {мА взглядов, идеалов, убеждений, имеющих полит направленность. Взаимодействие п-ки и ПИ: 1. И показывает, проявл-м на полит арене силам, общую картину мира, указывает ср-ва реализации опр целей и т.д. И уст-т связь м/у мировоззрением и нормами поведения людей, объясняет происх в общ-ве процессы. 2. И – ср-во, объедин начало в полит партиях, движениях. 3. И – как {к-то идей, кот обеспеч активизацию действий людей.Func: 1. Ориентации 2. оправдания действий тех, кто входит в состав { 3. позноват 4. прагматич – ориентация полит действий в опро направлении и оправдание этого действия перед его участниками. Функции идеологии:-Функция объяснительная- позволяет понять причины и суть происходящего.-Функция мобилизующая- объединяет людей для достижения поставленных целей. -Целеполагающая функция.

Виды идеологий: Либерализм зарождается в Англии. В это время происходила буржуазная революция. главное – люди, их свободы и права, а гос-во должно обеспечивать эти права),свободный рынок, частная свобода и собственность. Локк считал, что незаконное отнятие у человека его частной собственности, тяжелее чем отнятие жизни. Государство должно служить народу, верховенство закона. объединяет сторонников буржуазно – парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Эл-ты: инд свобода, достоинство чел л-ти, терпимость, полит и идол плюрализм, парламент демократизм и разделение властей. Консерватизм –антитезис либерализма, реакция на идеи просвещения-стабильность , традиционные формы правления, абсолютную монархию, права дворян, ограничения свобод индивидов, за религиозность и роль церкви. сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, главным образом морально-правовых её оснований, воплощённых в нации, религии, браке, семье, собственности. Власть рассматривается как фактор, без которого общество слабеет, деградирует, распадается19 век – борьба либерализма и консерватизма во всех странах Европы. В 19 в.социолизм,Жана Жака Руссо. Он выступал за права коллектива, благо общества важнее блага отдельных людей. После Руссо были утопические социолисты (Оуэн). антипод консерватизма, в отличие от Марксизма, ориентируется не на насильное преобразование общества, а на реформы и компромиссы,Свобода от политического принуждения, Справедливость, отсутствие дискриминации личности, Равенство всех людей. Всё это очень круто, так как учтены и свобода (чего не было у коммунистов) и равество, справедливость и солидарность (чего не было у консервов и либералов) Классический социализм начал расслаиваться на комунизм. Карл Марк и Энгельс выпускают манифест, где изложена их идеология (четкая теория по поводу изменения общества). Идеологией свое учение он не считал, признавая ее наукой. В основу учения положил диалектику Гегеля, английскую экономическую науку. Диалектику Гегеля сделал матеориалистической. Законы диалектики: -закон единства противоположностей-превращение количества в качество-отрицание отрицанияСмена формаций. Базис (экономика, производительные силы и средства) и надстройка (культура, политика, религия). Выступали за :-классовую борьбу (пролитариат и буржуазия). Когда пролетариат совершит революцию, тогда он берет гос машину в свои руки и устанавливает свою диктатуру. Нет сословного деления, частной собственности, все коллективное. Анархизм- левый анархизм и правый анархизм. Левый анархизм (анархокомунизм) – учение отрицающее любую диктатуру и гос власть (Бакунин). Правый анархизм считает, что «Человек человеку волк». Либертарианцы. Полное отрицание гос-ва и каких-либо ограничений. В начале 20х годов начали формироваться крайне правые (фашизм и нацизм). Фашизм Муссолини начал как анархист, но пережив кризисы и проблемы Италии, решил, что для общества необходимо максимально сильное гос-во. Считал, что общество должно служить гос-ву. Муссолини никогда не подчеркивал рассовый аспект, хотел привлекать другие народы (африканцев). Мечтал воссоздать Римскую Империю. В обществе не допускается никаких различий и разногласий, в экономике также. Предполагается иерархия (высшая элита, есть люди низшие, подчиняющиеся первым). В экономике есть классы, но они не должны бороться – вертикальные профсоюзы (объединение и работников, и работодателей). Нацизм уходит корнями в акультные общества 19(как минимум) века, с другой стороны уходит в немарксистский социолизм. Основные компоненты:-человечество делится на высшие и низшие рассы-государство должно быть подчинено рассам-идея господства насильственным путем (сила есть право)создание народного фронта-частная собственность не отрицаласьНацизм индивидуалистичен, чем фашизм.

Наши рекомендации