Форма правления и форма устройства государства.

Форма государственного устройства – способ организации территориально административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.

Основные формы:

Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция). Для унитарного государства характерны:

− единая Конституция,

− единая система высших органов государственной власти;

− единое гражданство;

− централизованная судебная и правовая система;

− территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы

Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Объединяющими началами федерации выступают:

− единое социально-экономическое пространство;

− единая валютно-денежная система;

− федеральное гражданство;

− федеральная конституция;

− федеральные органы власти и управления.

Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя полную государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий.

Форма государственного правления - способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Формы государственного правления:

Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Формы монархии – абсолютная и конституционная.

Абсолютная монархия характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха (Саудовской Аравии, Катаре, Омане. )

Конституционная монархия состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией.

Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Формы правления:

Парламентарная республика государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).

Президентская республика государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).

17. Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.

В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления.

Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:

1. формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;

2. его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;

3. обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);

4. реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;

5. парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе.

Наши рекомендации