Форма правления и форма устройства государства.
Форма государственного устройства – способ организации территориально административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью.
Основные формы:
Унитарное государство характеризуется высокой степенью централизации политической власти. Она имеет наибольшее распространение в мире (Беларусь, Финляндия, Франция). Для унитарного государства характерны:
− единая Конституция,
− единая система высших органов государственной власти;
− единое гражданство;
− централизованная судебная и правовая система;
− территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы
Федерация представляет собой союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
Объединяющими началами федерации выступают:
− единое социально-экономическое пространство;
− единая валютно-денежная система;
− федеральное гражданство;
− федеральная конституция;
− федеральные органы власти и управления.
Конфедерация представляет собой союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих, преимущественно внешнеполитических, целей. Каждый член конфедерации, сохраняя полную государственную самостоятельность и объединяясь с другими государствами в добровольный союз, делегирует центру строго ограниченный круг полномочий.
Форма государственного правления - способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Формы государственного правления:
Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Формы монархии – абсолютная и конституционная.
Абсолютная монархия характеризуется отсутствием каких-либо представительных органов и сосредоточением всей государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в руках монарха (Саудовской Аравии, Катаре, Омане. )
Конституционная монархия состоит в том, что власть монарха ограничена конституцией.
Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Формы правления:
Парламентарная республика государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).
Президентская республика государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).
Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны (Украина, Португалия, Франция).
17. Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.
В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления.
Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:
1. формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;
2. его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;
3. обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);
4. реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;
5. парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе.